РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

История собора

Князь-Владимирский СоборКнязь-Владимирский собор на Петроградской стороне занимает особое место среди православных святынь Санкт-Петербурга. В нем нашло отражение множество исторических событий от Петровских времен до наших дней. В то же время собор наглядно свидетельствует о преемственности отечественной истории — через него духовные связи града святого Петра тянутся и к Москве, и к древнему Киеву. Первоклассный памятник русской церковной архитектуры, этот храм имеет выдающееся градостроительное значение. Неповторим его художественный облик. Собор очень уютен внутри, удивительно гармоничен и располагает душу к молитве.

Санкт-Петербург, заложенный 16 (27) мая 1703 года, почти сразу же был предназначен стать столицей страны — Петр Великий спешил утвердиться на Балтийском море. Новый город широко раскинулся в Невской дельте — на Петербургской, Московской, Выборгской сторонах. Одним из первых жилых кварталов был занят участок Городского острова вдоль берега Малой Невы, к западу от Петропавловской крепости. Местность эта получила название «Мокруша», поскольку она часто заливалась при наводнениях. По преданию, ее первопоселенцы уже около 1708 года устроили малую церковь св. Николы на Мокруше. Позднее, в 1710-е годы, там велось строительство трехпрестольного мазанкового храма — предшественника Князь-Владимирского собора. В его боковых приделах, Никольском и Предтеченском, службы начались в 1717 году.Главный престол храма был освящен в честь Успения Богоматери 5 апреля 1719 года. Священнодействие совершал Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) в присутствии Петра I.

Портрет императора Петра I,

1723 , художник Г.С.Мусикийский.
паОснователь Санкт-Петербурга изображен на фоне правого берега Невы с двумя соборами строящимся Петропавловским и деревянным Троицким. В глубине городского острова к тому времени был уже освящен третий собор-Успенский.

Одновременно по царскому повелению храм получил степень соборного. Своими размерами и числом престолов он даже превосходил более ранние соборы Санкт-Петербурга, которых насчитывалоськ тому времени три — Петропавловский, Исаакиевский и Троице-Петровский. Четвертый петербургский собор, напоминая своим посвящением о Большом Успенском соборе Московского Кремля, подчеркивал столичный статус «юного града» как преемника Москвы. Не случайно рядом с новым собором было устроено и подворье митрополита Стефана. С 1718 года Местоблюстителю пришлось почти постоянно жить в Петербурге: так город на Неве становился центром не только гражданского, но и церковного управления. В петербургском Успенском соборе Петр Великий молился в 1719-1724 годах за богослужениями в дни престольных праздников, Успения и Николы «зимнего». В последние годы жизни царя два священника из соборного клира — Иоанн Венгриновский и Симеон Ярмерковский — имели богословское образование, а всего «ученого» духовенства в новой столице насчитывалось тогда 4 человека. Традиция строительства Успенских соборов на Руси восходит к Киевскому периоду ее истории: из Киева она перешла во Владимир, а затем в Москву. Успению Богоматери посвящена «Великая церковь» Киево-Печерского монастыря, заложенная в 1073 году. Празднование памяти ее строителей — 12 мастеров-греков — внесено в церковный календарь под 14/27 февраля.

Фрагмент «Плана столичного города Санкт- Петербурга»

1753 г. Недостроенный Успенский собор изображен на нем таким, как если бы его выстроили по первоначальному проекту 1740 г. У стен собора, по трассе нынешнего проспекта Добролюбова, протекала Никольская речка.

Именно Успенские соборы трех древнерусских столиц стали символом Святой Руси — «Дома Пресвятой Богородицы». В 1740 году по указу императрицы Анны Иоанновны рядом с деревянным Успенским собором «на Мокруше» заложили каменный храм. Архитектор П.-А. Трезини спроектировал его одноглавым, по образцу собора Петропавловской крепости. На втором году строительства случился дворцовый переворот, приведший на престол императрицу Елизавету Петровну. Здание вывели под своды, но дальнейшее финансирование работ было прекращено. Сам же небогатый приход довольствовался своим старым храмом и никак не мог взять на себя издержки по возведению каменного собора вместимостью в 3000 человек.

Большоий Успенский собор Московского Кремля.

Сооружен в 1475-1479 гг. Кафедральный храм митрополитов (с 1589- патриархов Московских и всея Руси). Здесь пребывала главная святыня Руси -чудотворная Владимирская икона Божией Матери, здесь короновались русские цари, а затем — императоры, здесь хоронили первосвятителей Всероссийских вплоть до упразднения Петром I патриаршества.

Только в 1747 году «дщерь Петрова» повелела приступить к его достройке, причем с изменением завершения на пятиглавое «как в Москве на Успенском соборе». Из Москвы прислали чертежи, однако, новый проект был разработан лишь в царствование императрицы Екатерины II, в 1765 году. В конкурсе победил архитектор Антонио Ринальди.

Антонио Ринальди (1709-1794).

Барельеф работы Ф.И. Шубина, 1777 г. Архитектор А. Ринальди — один из ведущих мастеров стиля, переходного от барокко к классицизму, работал в Санкт- Петербурге и его окрестностях (Ораниенбаум, Царское Село, Гатчина) с 1754 по 1784 год. Панорамы набережных «северной Венеции» невозможно представить без его построек — Мраморного дворца и пеньковых амбаров Тучкова буяна на Малой Неве, близ Князь-Владимирского собора. Кресты Князь- Владимирского собора. Запоминающийся рисунок крестов Князь-Владимирского собора очень характерен для почерка архитектора А. Ринальди.

Как и Аристотель Фиораванти, тремя веками ранее воздвигший Успенский собор Московского Кремля, он был уроженцем Италии. В своем проекте А. Ринальди с редким мастерством передал композицию древнерусского первоисточника и достиг неповторимой гармонии колокольни и самого храма.

Кресты Князь-Владимирского собора

Запоминающийся рисунок крестов Князь-Владимирского собора очень характерен для почерка архитектора А.Ринальди.

Пятиглавый собор на Петербургской стороне был вчерне отстроен в 1766-1772 годах. Он занял центральное место в панораме города, открывающейся из парадных залов невской анфилады Зимнего дворца, а его высокая столпообразная колокольня служит ориентиром для судов, плывущих из залива в Малую Неву. В 1772 году пришедший в ветхость деревянный Успенский собор бы уничтожен пожаром. Каменный храм к тому времени оставался еще совсем неотделанным внутри, поэтому для службы наскоро приспособили его притвор: там 8 сентября того же года освятили одноименный придел. На этом в строительных работах вновь наступил многолетний перерыв. Тем временем Российская империя победоносно вышла на берега Черного моря. 19 октября 1778 года в устье Днепра был заложен город Херсон. Свое название он получил в честь древнего Херсонеса (в русских летописях — Корсунь) — крымского города, где в 988 году великий князь киевский Владимир Святославич принял крещение и вступил в брак с царевной Анной, сестрой византийских императоров. Своими мудрыми
шагами князь, причисленный Церковью к лику святых, достойно ввел Киевскую Русь в круг государств христианского мира. Борьба за черноморские рубежи в XVIII веке не могла не оживить память св. равноапостольного князя Владимира. 22 сентября 1782 года по представлению князя Г.А. Потемкина императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской».

Звезда ордена св.Владимира.

На орденской звезде помещен золотой четырехконечный крест с золотыми же буквами между его концами: «СРКВ» (святой равноапостольный князь Владимир)

Он подразделялся на 4 степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Орден св. Владимира I степени занял место непосредственно за орденом св. Андрея Первозванного — высшей наградой России. Награждение четвертой степенью ордена давало право на потомственное дворянство.

Крест ордена св. Владимира.

В центре креста на лицевой стороне дан вензель св. Владимира на горностаевом поле под великокняжеской короной. Крест был знаком всех степеней ордена, звезду имели только две высшие сте- пени. С 1855 г. внешний вид орденского знака, выдаваемого за военные подвиги, изменился: к звезде и кресту ордена присоедини- лись скрещенные мечи.

Весной 1783 года совершилось важное историческое событие: 8 апреля императрица подписала манифест о принятии под Российскую державу Крымского ханства. Крым стал Таврической губернией, герб которой — черный византийский орел с восьмиконечным крестом в щите на груди — напоминал о крещении там «славнодержавнейшего» князя Владимира и о егоженитьбе на константинопольской царевне. Со времени закладки в Санкт-Петербурге каменного Успенского собора прошло более 40 лет. Наконец, 31 мая 1783 года Екатерина II, «желая, чтоб начатая давно уже на Петербургской стороне церковь Успения Пресвятой Богородицы приведена была к окончанию», издала указ о передаче ее строительства в ведение архиепископа Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) — главного директора конторы строения Александро-Невского монастыря (с 1797 года — лавра). Таким образом, заключительный этап работ в соборе связан с мастерами круга архитектора И.Е. Старова, который осуществлял монастырское «строение» по своим проектам. Одновременно И.Е. Старов разрабатывал планы городов Причерноморского края, все управление которым было поручено князю Г.А. Потемкину, а в Петербурге возводил княжеский дворец, вскоре получивший название Таврический. Непосредственное руководство оформлением интерьера собора взял на себя архитекторский помощник М.Е. Мелентьев — им утверждались все сметы. В 1787 году Екатерина II совершила путешествие в «полуденные страны России», посетив и Таврическую область. Императрица на местах щедро раздавала награды — ордена св. Владимира IV, III и даже II степени. А на Херсонском адмиралтействе в ее присутствии спустили на воду три корабля, один из которых получил наименование «Владимир». Когда же в столице завершилась отделка строившегося почти полвека каменного собора на Петербургской стороне, его главный престол был освящен 1 октября 1789 года уже не в честь Успения Богоматери, а во имя св. князя Владимира.

Вид Князь-Владимирского собора в конце XVIII в.

Рисунок Д. Кваренги Выдающийся петербургский зодчий Д. Кваренги (1744- 1817), к наследию которого относятся здание Академии наук, Эрмитажный театр, Смольный институт, Конногвардейский манеж, известен также многочисленными работами в области архитектурного пейзажа. Его рисунки изображают как памятники древнерусского зодчества, так и лучшие постройки современников.

Наряду с Таврическим дворцом Князь-Владимирский собор знаменует обретение Россией купели своего крещения. Первоначальное посвящение собора было сохранено в наименовании его Успенского придела. Позднее в храме устроили еще один придел — Никольский. Оба придела долгое время оставались в малых помещениях по сторонам от притвора и зимой служили только них. Лишь в 1866-1867 годах они были перенесены в боковые нефы: Успенский занял место справа, а Никольский — слева от главного алтаря. При этом весь собор был сделан теплым. С изданием в 1845 году нового статута ордена св. Владимира собор стал кавалерским (при учреждении ордена его кавалерам был предназначен Софийский собор близ Царского Села). С этого времени, по ходатайству кавалеров ордена, в Князь- Владимирском соборе сложилась традиция отмечать орденский праздник 22 сентября архиерейской службой, с молебным пением святому просветителю Руси. К 100-летию учреждения ордена собор был отреставрирован, и 22 сентября 1882 года множество духовных и светских владимирских кавалеров собралось в храм на литургию, которую совершал митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский). Настоятель собора протоиерей Алексий Светлов был награжден к этому дню орденом св. Владимитра четвертой степени. 15 июля 1888 года, в день празднования памяти св. князя Владимира, вся страна молитвенно вспоминала 900-летие Крещения Руси. Для юбилейных торжеств в столице был разработан специальный церемониал: их средоточием стал Князь-Владимирский собор. В него были доставлены чудотворные и особо чтимые иконы из многих петербургских храмов, и после литургии общегородской крестный ход направился отсюда через Тучков и Николаевский мост на водосвятие к Медному всаднику. Величественная духовная процессия, сгруппированная из 8 отделений, растянулась почти на две версты. В годовщину 100-летия освящения главного алтаря собора (1 октября 1889 года) в нем служил епископ Выборгский Антоний (Вадковский; впоследствии — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский) с протоиереями — кавалерами ордена св. Владимира. Он же в сане архиепископа Финляндского и Выборгского совершал в соборе литургию 22 сентября 1895 года, когда отмечалось 50-летие присвоения Князь-Владимирскому собору статуса кавалерского. Летом военного 1915 года особое патриотическое звучание получили церковные службы и проповеди по случаю 900-летия кончины св. князя Владимира. Православная вера, которую на рубеже X-XI веков насадил во своей державы равноапостольный великий князь, помогала народам, населявшим Русь, выстоять и победить — из поколения в поколение, в самых трудных исторических испытаниях. Богослужения 14-15 июля 1915 года в Князь-Владимирском соборе возглавил именинник дня митрополит Петроградский и Ладожский Владимир (Богоявленский; впоследствии священномученик-митрополит Киевский).

Священномученик Владимир (Богоявленский, 1848-1918), митрополит Киевский.

До перевода в Киев в 1915 г. три года занимал Санкт-Петербургскую- Петроградскую митрополичью кафедру. 22 сентября 1913 г.он освятил главный престол Князь-владимирского собора после проведенного в храме капитального ремонта.

В мае 1915 г. митрополит Владимир стал кавалером ордена Владимира I степени.

К поздней литургии в собор прибыли крестные ходы со всего Петрограда, и праздник завершился водосвятием на Малой Неве. Орденский праздник, отмеченный в соборе в 1916 году, оказался последним… В 1875-1918 годах при Князь-Владимирском соборе действовало приходское благотворительное общество.

Краткий отчет Благотворительного общества.

Благотворительное общество в приходе кавалерского собора св.равноапостольного князя Владимира с 1876 года публиковало ежегодные отчеты о своей деятельности, а к тридцатилетию существования приурочило издание обзорного отчета-«Краткого очерка».

Оно продолжило традиции церковной благотворительности, прерванные в царствование императрицы Екатерины II (первая богадельня при храме была открыта еще в 1721 году). С 1896 года общество состояло под Августейшим покровительством великого князя Владимира Александровича, а с 1909 — его вдовы великой княгини Марии Павловны. Четверть века (1875-1900) председателем Совета общества состоял один из его учредителей, гласный городской думы Илья Иванович Соколов. Общество имело собственный деревянный дом (не сохранился), в котором содержало небольшой детский приют, а в Первую Мировую войну открыло церковный лазарет на 16 коек. В престольный праздник собора (15 июля по старому стилю) после литургии совершался крестный ход по Александровскому проспекту (ныне проспект Добролюбова) к Биржевому мосту и зданию приходского приюта. Собору принадлежала часовня св. Александра Невского у Тучкова моста.

Проект часовни св. Александра Невского « у дамбы Тучкова моста»

Архитектор Н.Н. Ковригин.

Она была построена на пожертвования прихожан в 1882-86 годах в память императора Александра II Освободителя. Проект часовни составил архитектор Н.Н. Ковригин, член приходского благотворительного общества, и принес его в дар приходу. Освящение часовни совершил епископ Ладожский Арсений (Брянцев) 2 июня 1886 года. Десятью годами ранее между собором и часовней был разбит сквер (садовый мастер Э.Л. Регель), получивший в 1881 году название Князь-Владимирского; территорию вокруг самого собора в 1871-1872 годах также озеленили и обнесли оградой. Интересно, что инициаторомэтих работ был лично император Александр II: в 1870 году он указал, что площадь при соборе «по своему виду не соответствует наружному благоустройству столицы». Особенно ярко в жизни собора запечатлелись события церковной истории послереволюционной эпохи. На Поместном Соборе 1917-1918 годов было установлено совершать во 2-е воскресенье после Троицы празднование Всем святым, в земле Российской просиявшим. В Петрограде этот праздник впервые был отмечен 22 (9) июня 1919 года «торжественным благолепным служением в соборе св. князя Владимира» митрополита Петроградского и Гдовского св. Вениамина (Казанского) и епископа Нарвского Геннадия (Туберозова) с сонмом городского духовенства.

Священномученик Вениамин (Казанский; 1873-1922) Митрополит Петроградский,

любил Князь-Владимирский собор и неоднократно служил в нем как в сане викарного епископа Гдовского (1910- 1917), так и после избрания на Петроградскую митрополичью кафедру. Протоиерей Леонид Богоявленский (1871-1937). Настоятель Князь-Владимирского собора в 1912-1919 гг., входил в круг ближайших помощников св. митрополита Вениамина. В 1918 г. прот. Леонид был избран членом епархиального совета и возглавил епархиальный свечной завод, по его инициативе преобразованный в Александро- Невское трудовое братство. В 1919 году стал «первопастырем» Петрограда, вступив в должность настоятеля Исаакиевского кафедрального собора

А 6 декабря 1920 года в соборном притворе был освящен придел Всех святых, в земле Российской просиявших. (Впоследствии придел был упразднен; ныне восстановлен и освящен как крестильный храм 29 января 2005 года). В апреле 1922 года, при изъятии большевиками церковных ценностей, прихожане собора встали на их защиту. За это пришлось пострадать настоятелю храма протоиерею Михаилу Союзову: привлеченный к суду по сфабрикованному «делу» священномученика митрополита Петроградского Вениамина, он был приговорен к трем годам заключения «с применением строгой изоляции» и умер в тюрьме. Власти провоцировали всевозможные расколы, поставив каноническое устроение Русской Православной Церкви на несколько лет вне закона. В 1922-1926 годах Князь-Владимирский собор принадлежал радикальной обновленческой группе «Живая Церковь», которую возглавлял служивший в храме с 1912 года священник Владимир Красницкий, печально известный своим сотрудничеством с карательными органами коммунистической власти. Однако его малочисленные приверженцы не смогли содержать и ремонтировать здание. Храм, изъятый у живоцерковников, был на несколько месяцев закрыт.

Главный вход в Князь- Владимирский собор.

Снимок 1927 года, когда собор еще не был передан Московской Патриархии из ведения группы «Живая церковь». Вся «забота» о храме «протопресвитера всея Руси» В. Красницкого свелась к устройству двускатного навеса над западной папертью. Эта конструкция должна была защитить живоцерковников от падающей со стен штукатурки — ремонт здания был им не по силам.

Но вслед за «легализацией» в 1927 году Московской Патриархии в лице заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), его «передали в пользование» общине верующих Патриаршей Церкви. Собор был заново освящен и на пожертвования православного народа капитально отремонтирован. В 1929 году верующих лишили последней возможности отстаивать свои интересы — из Конституции СССР был изъят пункт о праве на религиозную пропаганду. Гонения на Церковь развернулись с новой силой, и уже в начале «второй пятилетки» (1934 год) Князь-Владимирский собор оказался единственным действующим храмом Петроградской стороны. В октябре 1933 году смолк колокольный звон — соборные колокола были сняты и сданы в переплавку. При ликвидации храмов города гибли многие чтимые святыни. Редкое исключение произошло в 1935 году: в Князь-Владимирский собор из разоренного Киево-Печерского подворья на Васильевском острове поступает храмовая икона Успения Божией Матери, «изображение и мера» древнейшего лаврского образа.

Икона Успения Божией Матери.

Сама древняя святыня Киево-Печерской лавры, храмовая икона «Великой церкви», с которой был сделан этот снимок, утрачена в годы Великой Отечественной войны.

В клеймах на раме этой иконы среди избранных святых есть и изображение св. князя Владимира. В 1937 году весь Советский Союз по приказу Сталина был залит кровью невинно убиенных. Невосполнимые потери в дни «большого террора» понесло и соборное духовенство: были расстреляны настоятель храма епископ Череповецкий Тихон (Рождественский), протоиерей Михаил Долотов, протодиакон Иоанн Гонестов. Из ранее служивших настоятелей Князь-Владимирского собора мученическую смерть за Христа в 1937-38 годах претерпели протоиереи Леонид Богоявленский и Павел Виноградов.

Протоиерей Леонид Богоявленский (1871-1937).

Настоятель Князь-Владимирского собора в 1912-1919 гг, входил в круг ближайших помощников митрополита Вениамина.
В 1918 г. протоиерей Леонид Богоявленский был избран членом епархиального совета и возглавил епархиальный свечной завод, по его инициативе преобразованный в Александро-Невское трудовое братство.
В 1919 г. стал «первопастырем» Петрограда, вступив в должность настоятеля Исакиевского кафедрального собора.

Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский; 1877-1970).

Будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I получил назначение митрополитом Ленинградским в 1933 г. (с ноября 1943 — митрополит Ленинградский и Новгородский). В войну он разделил со своей паствой все тяготы блокадных дней. Своими молитвами, святительским словом, исполненным глубокой веры в помощь Божию, он вдохновлял верующих жителей на подвиги терпения, упорства, преданности Родине, взаимной помощи и любви. Этот снимок для фотохроники ТАСС сделан после награждения митрополита медалью «За оборону Ленинграда».

В этот период, в сентябре 1940 года, в собор переносят чудотворную икону Казанской Божией Матери.

Казанская икона Божией Матери.

Эта икона относится к числу старейших святынь Санкт-Петербурга. Об ее чудотворении стало широко известно, когда икона находилась еще в скромной церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Петербургской стороне. Бывший настоятель этой церкви священник Тимофей Симеонов в сане протоиерея в 1740-1745 годах настоятельствовал в мазанковом Успенском соборе — при нем началось строительство нынешнего Князь-Владимирского собора. Икона странствовала по Санкт-Петербургу и в первой половине XVIII, и в XX веках. В 1932-1940 годах она побывала в Спасо-Успенском соборе (на Сенной площади), Андреевском соборе на Васильевском острове и в Смоленско- кладбищенской церкви. После закрытия Смоленской церкви в августе 1940 года чудотворная икона была доставлена в Князь-Владимирский собор и пробыла в нем до 2001 года. В июле 2001 года святыня вернулась под родные своды Казанского собора.

Ее благодатная сила открылась петербуржцам еще в Петровское время, а в 1801-1811 годах для хранения иконы был воздвигнут Казанский собор. С 1923 по 1940 год икона находилась в руках обновленцев. Прибытие всероссийски чтимой святыни в кафедральный Князь-Владимирский собор Ленинграда предвозвещало конец открытого антирелигиозного террора и скорую ликвидацию церковных расколов. В начале 1941 года митрополит Алексий перенес свою резиденцию из Князь-Владимирского собора в Николо-Богоявленский, который и стал кафедральным на последующие 60 лет. В день, когда началась Великая Отечественная война, митрополит Ленинградский Алексий служил литургию в Князь- Владимирском соборе: 22 июня 1941 года отмечался праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Все 900 дней блокады собор с хранившейся в нем чудотворной Казанской иконой БожейМатери составлял одну из главных духовных твердынь города-фронта. Благодаря неиссякаемому блокадному паломничеству к святыням храма его посещаемость даже в первую блокадную зиму, вопреки опасениям, нисколько не упала, а возросла. По свидетельству очевидцев «стали трамваи, прекратилась подача электрического света, керосина не было. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, чрез глубокие сугробы неубранного снега спешили священники, певчие, служащие и прихожане собора со всех концов города… Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, а мужчины даже в скуфьях. Так же стояли и молились прихожане». Голодная смерть косила людей повсюду — на улице, дома, на работе. 14 марта 1942 года список жертв блокады пополнил бессменный с 1933 года председатель двадцатки (староста) Князь-Владимирского собора Иван Моисеевич Куракин… Но утренние и вечерние богослужения в храме не прерывались ни на один день: было много причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды. По благословению церковного священноначалия за каждой литургией читалась особая молитва о помощи Божией и даровании победы.

Текст молитвы, читавшейся в дни Отечественной войны за литургией.
Опубликован в книге «Правда о религии в России», изданной Московской Патриархией в 1942 г. В подзаголовке молитвы даты войны указаны на момент выхода книги в свет — 1941-1942 гг., но война оказалась значительно более долгой…

С каждым военным днем к Богу обращалось все больше людей, которые годами боялись переступить порог церковный. «Наш град находится в особенно трудных условиях, но мы твердо верим, что его хранит и сохранит покров Матери Божией и небесное предстательство его покровителя св. Александра Невского», — писал митрополит Ленинградский Алексий в своем Пасхальном послании 1942 года, прочитанном в храмах в Вербное воскресенье. Пасхальные богослужения в Ленинграде и в 1942, и в 1943, и даже в 1944 годах были перенесены на раннее утро. К первой блокадной Пасхе, в ночь с 4 на 5 апреля 1942 года, враг приурочил массированный налетна осажденный город. В ту ночь Князь-Владимирский собор получил многочисленные повреждения осколками снарядов, на его южном фасаде были выбиты почти все окна. Протоиерей Николай Ломакин, с февраля по июль 1942 года служивший настоятелем собора, доложил о последствиях бомбежки митрополиту Алексию и услышал в ответ: «И это в пасхальную ночь!.. Ничего: будет и по другому. Христос воскресе!.. Не падайте духом. Бодрите других. Наш долг быть твердыми: мы — русские, мы — православные христиане». Впоследствии протоиерей Николай Ломакин, единственный представитель Русской Православной церкви, выступавший на Нюрнбергском процессе, свидетельствовал на суде о разрушениях, причиненных храмам Ленинграда фашистскими агрессорами. В период войны и блокады клир и церковный совет Князь- Владимирского собора приняли самое широкое участие в церковно-патриотической работе. Пожертвования его прихожан и духовенства на военные нужды за 1941-1945 годы превысили 3,5 миллиона руб., что составило 21,5 % взносов от всех 8 действовавших храмов Ленинграда или порядка 1 % общецерковных сборов. При этом в пользу Красного Креста собор направил средств больше, чем какой-либо другой ленинградский храм. Вклад Русской Православной Церкви в общенародное дело обороны страны не могли не заметить ни в Кремле, ни в Смольном. В двадцатипятилетней борьбе за право на существование Церковь вышла победительницей, восстановив в сентябре 1943 года Патриаршее возглавление. А когда в октябре 1943 года представители духовенства впервые в советской истории были удостоены государственной награды — медали «За оборону Ленинграда», в число награжденных во главе с митрополитом Алексием вошли все три священнослужителя Князь-Владимирского собора: настоятель протоиерей Павел Тарасов, протоиерей Филофей Поляков и архимандрит Владимир (Кобец).

Протоиерей Павел Тарасов (1899-1971).

Протоиерей Павел Тарасов воспринял благодать священства от рук священномученика митрополита Ленинградского и Гдовского Серафима (Чичагова) в Князь-Владимирском соборе в 1928 году и первые годы служил в пригородных храмах. Стремительное возвышение священника Павла Тарасова пришлось на время, когда старое петербургское духовенство подвергалось массовым арестам и высылкам (1935-37 гг.). Уже в 1935 году он стал протоиереем Николо-Богоявленского собора, а в 1937 году — его настоятелем. В 1936 году митрополит Алексий взял протоиерея Павла Тарасова в секретари, он же 31 марта 1944 года назначил его управляющим делами Ленинградской епархии. Из четырех настоятелей Князь- Владимирского собора блокадной поры протоиерей Павел Тарасов служил в нем дольше всех

14 января 1944 года на Ленинградском фронте началось мощное наступление Красной Армии, и уже в Неделю по Просвещении, 23 (10) января, в соборе, как и в других храмах города-героя, был совершен благодарственный молебен по случаю разгрома врага. «Верующее сердце русского человека чувствует в этой победе силу правды Божией, за которую ополчился русский народ, и Божию милость, которая дарована нам по молитвам Церкви», — писал в послании к своей пастве митрополит Ленинградский и Новгородский
После войны Князь-Владимирский собор становится активным участником миротворческой деятельности и межцерковных связей Русской Православной Церкви, его посещали предстоятели и иерархи многих Поместных Православных церквей.

. Митрополит Гор Ливанских Илия (Карам; 1903-1969)

у входа в Князь-Владимирский собор. Ноябрь 1947 г. Собеседник митрополита — протоиерей собора Михаил Славнитский.

В 1946 году удалось восстановить колокольный звон собора, причем большой колокол отливали в Финляндии. Бессменный и усерднейший клирик храма блокадной поры, архимандрит Владимир (Кобец), постриженик Киево-Печерской лавры и последний настоятель ее подворья в городе на Неве, в марте 1948 года был рукоположен в сан епископа. В 1946 году в клир Князь-Владимирского собора был назначен вернувшийся в Ленинград протоиерей Александр Медведский, до высылки в 1932 году служивший настоятелем собора (в 1949-1953 годах вновь его настоятель).

Более четырех послевоенных десятилетий верующие не имели возможности воздвигнуть в благодарность Богу за победу не только что храм, но и малую часовню. Православные ленинградцы все же нашли достойную форму для выражения своих религиозных чувств — они соорудили мемориальные киоты для чудотворных икон в Князь-Владимирском соборе.

Летом 1989 года собор отметил 200-летие своего посвящения святому князю Владимиру. В недалеком будущем соборному приходу, начало которому положили первостроители Петербурга, заселившие район «Мокруши», исполнится три века.

Медаль в ознаменование 200-летия освящения Князь- Владимирского собора (лицевая сторона).

Торжества по случаю юбилея собора в 1989 г. возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий II (Ридигер) — ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Во всем нашем городе нет другого места, где на протяжении стольких лет (кроме короткого промежутка на рубеже 1926-1927 годов) не прерывалась молитва. Сегодня к прихожанам Князь-Владимирского собора относят себя православные верующие со всей Петроградской стороны, поскольку остальные храмы в старейшей части города, включая такой бесценный памятник как деревянный Троице-Петровский собор, были закрыты и уничтожены еще в начале 1930-х годов. Собору возвращена часовня св. Александра Невского, внутренняя отделка которого утрачена полностью. Ее реставрация еще впереди. Соборное духовенство регулярно совершает богослужения и все требы в Доме ветеранов сцены на Петровском острове. Клир собора духовно окормляет Военно-воздушную академию им. А.Ф. Можайского, расположенную по соседству с храмом, в здании бывшего 2-го кадетского корпуса. Добрые плоды приносит межприходское сотрудничество соборной общины с приходом собора св. Петра в Гамбурге — городе-побратиме Санкт- Петербурга. В церковном доме Князь-Владимирского собора более 10 лет успешно действует воскресная школа, открыта приходская библиотека, занимается детский хор «Горчичное зернышко». В Князь-Владимирском соборе ведется активная просветительская деятельность: проводится оглашение (т. е. научение) желающих принять святое Крещение, а также воцерковление ранее крестившихся людей. При соборе организован народный хор, который поет за ранними литургиями по воскресным и праздничным дням. Настоятелем собора с 1997 года состоит член Епархиального совета, благочинныйЦентраль ного округа, председатель епархиального Отдела по связям с учреждениями исправительно-трудовой системы и Комиссии по канонизации новомучеников, исповедников и подвижников благочестия Санкт-Петербургской епархии профессор-протоиерей Владимир Сорокин. В 2005 году в число престольных праздников собора вернулся день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Четвертый престол храма устроен в крестильном помещении, там, где он находился и ранее — в 1920-х годах.

При храме ведется сбор и обработка материалов о жертвах большевистских гонений на веру и верующих. В 1999 году опубликован «Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. ХХ столетие», составленный под редакцией настоятеля собора, протоиерея Владимира Сорокина (работа над Синодиком продолжается). Готовится к публикации и книга по истории самого собора, в летописи которого так много достопамятных имен и дат

Новости

5.10.2024

Расписание богослужений на 7 — 13 октября

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 7 — 13 октября

прочитать новость

5.10.2024

Обзор новостей религиозной жизни. Сентябрь

Новости религиозной жизни. Обзор СМИ. Сентябрь

прочитать новость

2.10.2024

Вознесена молитва о директорах, преподавателях и выпускниках Горного университета

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете

прочитать новость

28.09.2024

Расписание богослужений на 30 сентября — 6 октября

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 30 сентября — 6 октября

прочитать новость

24.09.2024

После богослужений в храме прп. Макария Египетского обсудили сборник кроссвордов

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете

прочитать новость