РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

Ролик телеканала НТВ о введении в школах предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Не Закон Божий, а почти культурология

Некоторые петербургские ученики сегодня отправились в школу за новыми не только для них, но и вообще для российского образования знаниями. 21 учебное заведение Северной столицы будет участвовать в эксперименте по введению новой дисциплины. На выбор предлагается либо история религии, либо светская этика.

Что предпочитают изучать, и как относятся к нововведениям в школах, выяснял корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

Если спросить пятиклассника Никиту Васильева о его вере, он ответит без уверенности.

Никита Васильев, ученик 5-го класса школы № 536: «Ну, так, верю частично. Можно сказать, да, верю».

Таких сложных религиозных вопросов на новых уроках никто задавать не будет. Даже название курса звучит подчеркнуто нейтрально: «Основы религиозных культур и светской этики».

Сергей Тимофеев, начальник отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Санкт-Петербурга: «Чтобы не было опасений, что будут насаждаться религиозные знания в общеобразовательных светских школах. Нет, этого не будет. Для тех, кто хочет получить углубленные знания в области религиоведения, есть воскресные школы».

В комитете по образованию объясняют, есть шесть модулей: основы православной культуры, исламской, буддистской, иудейской, наконец, всех мировых религиозных культур вместе и просто — основы светской этики.

Виктория Базыкина, учитель истории школы № 536: «В нашей школе учатся дети 14 национальностей. Понятно, что это Россия. И большая часть детей относит себя к православной культуре. Но также у нас есть представители ислама, понемногу, может быть, каких-то других религий».

Выбор — за родителями, и уже сейчас на примере 21 школы приблизительно ясна вся картина. 50 процентов остановились на этике, около 30 решили, что ребенку стоит знать понемногу о разных религиях, и, наконец, остальные выбрали основы православной культуры.

Отец Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора: «До революции человек был все-таки собран. И его поддерживали в этом состоянии. То наша сейчас задача — учителей, священников, интеллигенции, тех, кто занимается культурой, — помочь человеку собраться».

Настоятель Князь-Владимирского собора отец Владимир говорит: не обязательно, чтобы все обращались в православие, страна многонациональная, люди разные, но воспитывать нравственность, в любом случае, необходимо и искоренять невежество — тоже. В этом смысле почти идеальным было дореволюционное образование.

Ольга Смирнова, педагог-организатор Санкт-Петербургской гимназии № 2: «При поступлении в гимназию было необходимо уметь читать, писать и знать первейшие молитвы. Если мы посмотрим на дневники гимназистов дореволюционного периода, то там всюду мы увидим Закон Божий и Священную историю».

Самая старая в Петербурге 2-я гимназия основана в 1805 году. Закон Божий в XIX веке — одна из основных дисциплин. Правда, преподающие священники иногда пропускают занятия, потому что очень заняты в приходах.

Среди учеников — и католики, и лютеране, им преподают отдельно. Выбор предмета, кстати, тоже — за родителями. Каждый день богослужения, а в 1883-м прямо в здании появляется гимназическая церковь, которую весь профессорский состав будет после революции оборонять от новой власти.

Говорят, что в 1925 году директора 2-й гимназии Александра Дмитриевича Александрова уволили и даже посадили на какой-то срок за то, что во время изъятия церковных ценностей не просто не выдал государству, но и наоборот замуровал дверь в гимназическую домовую церковь. Так что на какое-то время о ее существовании просто забыли.

Сегодня чиновники подчеркивают: новый предмет не имеет ничего общего с Законом Божьим. Учителя — только светские, прошедшие специальные курсы, а в содержании занятий — почти чистая культурология.

В учебниках — самые общие знания: что такое Евангелие, как выглядит мечеть, зачем быть милосердным. Выясняется, правда, что многие пятиклассники вполне сведущи. И в вопросах этики, и в знании религиозных культур.

Вика Михайлова, ученица 5-го класса школы № 536: «Этика. Это когда человек себя ведет престижно, держит ровно спину, не ходит растрепанный, чистит зубы».
Никита Васильев, ученик 5-го класса школы № 536: «У разных народов разный Бог. Например, у нас в России Богом называют самого Бога. А где-то вдали, в Казахстане, у них он Аллах».

К нововведению почти во всех школах относятся настороженно. Во-первых, потому что это нововведение, а, во-вторых, потому что, говоря о разных религиях, тонких материй все равно не избежать. И понятно, что слишком многое зависит от того, как поведут себя учителя, отвечая на те сложные вопросы, в которых никак нельзя быть уверенным.


К списку новостей
Новости

8.04.2020

ПОМИНОВЕНИЯ ОНЛАЙН И ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Подать записки онлайн и оказать помощь храму

прочитать новость

8.04.2020

ЛИКИ СИНОДИКА. Святые новомученики и исповедники . Апрель

ЛИКИ СИНОДИКА. Святые новомученики и исповедники Северо-Западного региона России. Апрель

n

прочитать новость

8.04.2020

ЛИКИ СИНОДИКА. АПРЕЛЬ

ЛИКИ СИНОДИКА. Жизнеописания из Синодика гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-, церковнослужителей, монашествующих и мирян Северо-Запада России

n

прочитать новость

8.04.2020

Обзор новостей религиозной жизни. Март 2020 г.

Новости религиозной жизни. Обзор СМИ. Март 2020 г.

прочитать новость

8.04.2020

Священник рассказал, состоятся ли службы на Благовещение

Интервью настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина на телекомпании 5 канал Петербург

прочитать новость