РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

Экспозиция, посвященная Первой мировой войне. Ч. 1

В связи с отмечаемым 1 августа 2014 года днем начала Первой мировой войны в ограде Князь-Владимирского собора установлена экспозиция следующего содержания:

Русская Православная Церковь в годы Первой мировой войны

Русская Православная Церковь играла большую роль в поддержании морального духа всего общества. С началом войны с особой силой повсюду зазвучала церковная молитва и проповедь. Перед тем, как принять бой, воины читали слова молитвы: «Господи Боже, Спасителю мой! По неизреченной любви твоей Ты положил душу Свою за нас. И нам заповедал полагати души наши за друзей своих. Исполняя святую заповедь Твою и уповая на Тя, безбоязненно иду я положить живот свой за Веру, Царя и Отечество и за единоверных братий наших. Сподоби меня, Господи, непостыдно совершить подвиг сей во славу Твою. Жизнь моя и смерть моя — в Твоей власти. Буди воля твоя. Аминь»

К началу Первой мировой войны в военно-духовное ведомство входило 730 священников и 150 диаконов. Однако в годы войны число священников значительно увеличилось. В соответствии с мобилизационным расписанием на фронт направлялись священнослужители из епархий. В связи с этим в годы Первой мировой войны число священников, призванных на фронт, составило уже более пяти тысяч человек.

Фронтовая церковь на передовых позициях. 1914 – 1916 г.г.

1-11 июля 1914 г. в С.-Петербурге проводился 1-й съезд военного и морского духовенства на котором присутствовали 40 священников из войск и 9 из флотов. На заседаниях секций рассматривались, в частности, проблемы взаимоотношений с полковым начальством, поведение священнослужителей в условиях военных действий, во время боя место священника определялось на передовом перевязочном пункте. Съезд разработал и принял памятку-инструкцию военному священнику.

Отцы благочинные Северного фронта. 1-й ряд в центре: протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский; справа: главный священник армий Северного фронта протоиерей Сергий Голубев; третий справа: протоиерей Аркадий Алякринский. 1916 год.

В ходе первой мировой войны при Ставке верховного главнокомандующего была организована полевая канцелярия протопресвитера военного и морского духовенства и склад церковной литературы. Начало действовать мобилизационное расписание 1910 г., тысячи приходов были призваны к комплектованию духовенством новых полков. Священники не только выполняли свои прямые обязанности, но и обучали солдат грамоте, читали им письма от родных, помогали составлять ответные письма. Посильную помощь оказывали по уходу за ранеными открытые лазареты. Там, где не было такой возможности, учреждались койки в лазаретах Красного Креста.

Почти в каждом приходе были учреждены Приходские Попечительные Советы для помощи семьям лиц, призванных в армию. Приходские Советы собирали и раздавали деньги, продукты, вещи, зерно, доставляли дрова, уголь, чинили разрушенные постройки. Особенно ценной была организация помощи по уборке и засеву полей семьям, чьи кормильцы были на фронте. Кроме того, для детей таких семей Совет устраивал временные детские приюты и ясли.

Священство участвовало также в помощи семьям солдат, погибших на фронте, составлялись списки нуждающимся. Священникам помогали и их жёны — матушки. Монахини, как правило, обслуживало местные лазареты.

За отличие в боях были награждены 639 священнослужителей. Из них: 4 — орденами св. Георгия Победоносца 4-й степени; 1 — панагией на Георгиевской ленте; 100 — золотыми наперстными крестами на Георгиевской ленте; 2 — орденами св. Анны 1-й степени с мечами; 170 — орденами св. Анны 2-й степени с мечами; 193 — орденами св. Анны 3-й степени с мечами и 150 — орденами св. Владимира 4-й степени с мечами.

Князь-Владимирский собор в годы 1-й Мировой войны

Накануне начала 1 Мировой войны в Европе накалялась политическая обстановка: Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемый ультиматум. В такой тревожный момент, впервые в ХХ веке, литургия в день памяти св. князя Владимира в посвященном ему петербургском соборе была совершена архиерейским чином. В храме служил и вышел на ежегодно установленный крестный ход по приходу новоназначенный епископ Нарвский Геннадий (Туберозов). К вечеру того же дня, 15 (28) июля, стало известно, что Сербия стала жертвой военной агрессии. В считанные дни война переросла в Мировую – Россия вступила в нее 19 июля. В воскресенье 27 июля во всех столичных храмах после литургии были отслужены молебствия о даровании победы российскому христолюбивому воинству и войскам союзных держав.

Епископ Геннадий (Туберозов)

Среди невольных заложников войны оказался священник Князь-Владимирского собора Василий Белогостицкий. Летом 1914 года он лечился на одном из курортов в Германии и как русский подданный был интернирован в лагерь. Хлопоты об освобождении его из немецкого плена велись еще в марте 1916 года.

Князь-Владимирские торжества 1915 года во всецерковном масштабе готовились провести в Киеве. Уже было объявлено, что по поручению Святейшего Синода туда командируются митрополит Петроградский и Ладожский Владимир и обер-прокурор В.К. Саблер. Неожиданно 5 июля вышел высочайший указ об увольнении В.К. Саблера от должности – вместо него и.д. обер-прокурора назначался А.Д. Самарин. В те же дни немцы перешли в наступление, и торжества в Киеве отодвинулись на задний план. Митрополит Владимир, первенствующий член Святейшего Синода, остался в Петрограде. 15 июля он литургисал в Князь-Владимирском соборе с двумя своими викариями, епископами Вениамином Гдовским и Геннадием Нарвским. В крестном ходе на Иордань, устроенную на Петровском острове, кроме митрополита и двух его викариев, совершавших литургию, участвовали архиепископы Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), Воронежский и Задонский Тихон (Никаноров), Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский) и председатель Миссионерского отдела епископ Иннокентий (Ястребов). День 15 июля 1915 года, средоточием которого стал Князь-Владимирский собор, оказался последним церковно-народным юбилейным торжеством дореволюционного периода в городе на Неве.

Дни 26-28 августа 1915 года Святейший Синод объявил по всей России днями поста с особыми молебствиями о даровании победы. За литургией, совершенной в соборе 28 августа епископом Гдовским Вениамином, по благословению митрополита Владимира, слово произнес мирянин – известный лектор по религиозным вопросам В.П. Быков. Он говорил о том, что для одоления жестокого, сильного и вероломного врага недостаточно мобилизации на Руси промышленных, технических и научных сил. Необходима мобилизация с той же целью и «духовных сил» – объединение в общей молитве, вере православной, уповании на милость Божию и всецелая преданность исконным русским заветам, заветам св. князя Владимира.

Духовенство и прихожане Князь-Владимирского собора горячо откликнулись на нужды фронта. С1875 года при Князь-Владимирском соборе действовало Благотворительное общество, а настоятелем собора с 16.08.1912 по 1919 годы являлся протоиерей Леонид Константинович Богоявленский. По инициативе о. Леонида был устроен приходской лазарет Князь-Владимирского собора. 11 января 1915 года протоиерей Леонид Богоявленский освятил лазарет, а 15 января 1915 года поступила первая партия раненых воинов. Лазарет был создан на базе Благотворительного общества и располагался в принадлежавшем Председателю общества И.С. Слонимскому доме №10 по Александровскому проспекту (ныне проспект Добролюбова). Настоятель протоиерей Леонид Богоявленский возглавил Попечительский совет, в состав совета вошла и матушка о. Леонида Зинаида Васильевна Богоявленская.

Протоиерей Леонид Богоявленский с семьей

Староста собора Даниил Александрович Ильин, купец, чаеторговец, потомственный почетный гражданин, горячо откликнулся на призыв о. Леонида. Усердием Даниила Александровича на устройство лазарета было собрано 2 300 рублей, что позволило не только оборудовать его, но и давало возможность ему существовать некоторое время без пожертвований. Д. А. Ильин был избран казначеем и хранителем лазаретных сумм. Врачи и сестры трудились на благотворительной основе, но пожертвования все поступали и поступали. За год через лазарет Князь-Владимирского собора прошло более 100 человек.

Староста Князь-Владимирского собора Даниил. Алпександрович. Ильин

Дом Благотворительного общества Князь-Владимирского собора (Александровский пр., 10, ныне пр. Добролюбова), где располагался лазарет в годы 1 Мировой войны

В годовщину его существования викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Нарвский Геннадий (Туберозов) отслужил благодарственный молебен. Побывали в лазарете и высокопоставленные гости: преосвященный Вениамин, епископ Гдовский (14 июля), супруга английского посла леди Бьюкнен (21 января), генерал-адъютант кн. Белосельский-Белозерский, генерал-адъютант адмирал Авелан.

Прот. Леонид Богоявленский беседовал с болящими воинами, а двое прихожан под руководством настоятеля читали раненым жития святых. Для них же о. Леонид оборудовал библиотеку. Заботился он и о выздоравливавших раненых, устраивал их на работу. Постоянная забота о воинах выражалась не только в том, что о них радели, кормили 5 раз в день. В лазарете постоянно творилась молитва.

Староста Князь-Владимирского собора Даниил Александрович Ильин был расстрелян в 1918 году «как активный враг советской власти». Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Леонид Богоявленский с семьей 17.03.1935 г. был выслан в Казахстан на 5 лет; расстрелян 23 ноября 1937 года.

22 сентября 1916 года, по случаю 134-летия учреждения ордена св. Владимира, в кавалерском соборе литургисал епископ Нарвский Геннадий. Отмеченная дата в истории этого «Императорского и Царского ордена» стала последней…

В годы 1-й Мировой войны нес служение полкового священника настоятель Князь-Владимирского собора в 14.11.1936 – 04.03.1937 архиепископ НИКОЛАЙ (ЯРУШЕВИЧ, впоследствии – Митрополит Крутицкий и Коломенский, 31.12.1891–13.12.1961).

Митрополит Николай (Ярушевич)

Родился 31 декабря 1891 г. в Ковно. В 1914 окончил С.-Петербургскую ДА, кандидат богословия. 23.10.1914 принял монашеский постриг; 25.10.1914 рукоположен во иеромонаха.

Через; несколько дней после рукоположения иеромонах Николай отправился на фронт; сначала он сопровождал санитарный поезд, затем служил полковым священником лейб-гвардии Финляндского полка. Три месяца пребывания на фронте, где молодой иеромонах утешал раненых и напутствовал умиравших, явились для него суровой жизненной школой. В 1915 году в связи с тяжёлой болезнью покинул фронт.

07.04.1922 хиротонисан в Лавре сщмч. митрополитом ВЕНИАМИНОМ (Казанским) во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии. Подвергся аресту 01.06.1922 по обвинению в контрреволюционной деятельности. Освобожден 07.06.1922. Арестован 10.02.1923. Приговорен 30.03.1923 к 3 годам ссылки в Усть-Куломе. После освобождения в 03.1926 вернулся в Ленинград.. В 1935 возведен в сан архиепископа и в 1936–1940 – управлял Новгородской и Псковской епархиями по поручению митрополита Алексия. 09.03.1941 возведен в сан митрополита. С 12.04.1944 – митрополит Крутицкий, с 07.04.1947 – Крутицкий и Коломенский. 11.04.1949 присвоена степень доктора богословия. Председатель Отдела внешних церковных сношений с 04.04.1946 по 21.06.1960. По настоянию Совета по делам РПЦ 19.09.1960 «освобожден от должности митрополита» и других постов из-за протеста против хрущевских гонений на Церковь. Скончался 13.12.1961. Погребен в крипте Смоленской церкви Троице-Сергиевой Лавры.

В Первой Мировой войне принимали участие протоиерей Князь-Владиимрского собора Иоанн Иоаннович Цветаев, архидиакон Симеон Андреевич Верзилов.

Протоиерей Иоанн Иоаннович Цветаев

Протоиерей Иоанн Иоаннович Цветаев служил в Князь-Владимирском соборе в 1954, 1955, 1957, 1958, 1961 (С. Рождественское, Орловская губ., 1881 — Ленинград, 9 февраля 1966, на 85-м г.) Родился в 1881 г. в с. Рождественском Орловской губернии в семье диакона. Учился в Ливенском духовном учи­лище, в 1902 году окончил Орловскую ду­ховную семинарию, был учителем в церковно­приходских школах в г. Орле. Рукоположен во пресвитера в феврале 1905 г., до 1914 г. служил в храмах Орловской епархии. Во время первой мировой войны был полковым священником на фронте. С 1931 по 1945 г. служил в храмах Ярославской епархии. В 1946 г. переехал в Ленинград и был определен священником в Шуваловскую церковь во имя Нерукотворенного Образа Спасителя. Последним местом его служения был Князь-Владимирский собор.

Архидиакон Симеон Андреевич Верзилов служил в Князь-Владимирском соборе в 1940 — 22.12.1941. Род. в 1862. Окончил ДУ. В 1895 рукоположен во диакона. В годы первой мировой войны служил унтер-офицером лейб-гвардии Преображенского полка. В 1917-25 — диакон в Казанском соб. Ленинграда, в 1922 уклонился в обновленчество. В 1925-3.03.1938 служил в Успенской Сенновской ц., 7.03. — 9.05.1938 — в Андреевском соборе, 10.05.1938-1939 — в Смоленской кладб. ц., возведен в сан протодиакона. В 1940 перешел в Патриаршую Церковь, с 21.08.1940 служил в Князь-Владимирском соборе, 22.12.1941 переведен в Николо-Богоявленский собор, где слу­жил до 03.1942, возведен в сан архидиакона. Скончался в марте 1942 в блокадном Ленинграде.

Храмы – памятники Первой мировой войны

Церковь св. Михаила Архангела (Архистратига Михаила) лейб-гвардии Московского полка

Заложена в 1905 г. по проекту арх. А. Г. Успенского. Освящена 20 ноября 1906 г.

Внутри храма на стенах висели бронзовые доски с именами погибших офицеров полка. Царские врата церкви были сделаны из кованого серебра, престол отделан мельхиором.

В 1915 г. к храму с правой стороны была пристроена усыпальница для погибших в первую мировую войну солдат и офицеров полка.

В 1918 г. церковь стала приходской. В ноябре 1923 г. была закрыта, в ней открылся клуб. В 1924 г. здание переделано в столовую.

В 1930-е гг. храм был снесен, а на его месте построено новое здание фабрики-кухни в стиле конструктивизма.

Церковь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» — ныне несуществующий православный храм на Царскосельском Братском кладбище героев Первой мировой войны 1914—1918 годов в городе Пушкине (Царском Селе) в непосредственной близости от Казанского кладбища. На месте церкви планировалось возведение каменного храма по проекту 1916 года.

Храм Спаса Преображения на Братском кладбище

Православный храм, располагавшийся на Московском городском братском кладбище жертв Первой мировой войны. В июле 1915 года в Московскую городскую думу обратились супруги Андрей Михайлович и Мария Владимировна Катковы, потерявшие в войне двух сыновей. Они предложили построить на Братском кладбище храм, выделив все необходимые средства. Супруги Катковы просили соблюсти лишь некоторые условия: храм созидается во имя Преображения Господня (братья Катковы погибли в день Преображения); приделы храма должны быть освящены во имя Архангела Михаила и апостола Андрея Первозванного — по тезоименитству сыновей; храм должен быть построен по одобренному Катковыми проекту архитектора Алексея Щусева. Городская дума с благодарностью приняла это предложение. Закладка первого камня состоялась 6  (19) августа — в годовщину гибели братьев Катковых... На торжественной церемонии присутствовало большое количество народа, в том числе Великая княгиня Елизавета Федоровна  Великий князь Иоанн Константинович и супруги Катковы.

В начале 1920-х годов часть подвальных помещений храма была передана под склад соседнему техникуму для инвалидов. В 1924 году храм посетил инспектор отдела административного надзора  Моссовета Брыков. В своём отчёте он написал, что церковь внутри наполовину недостроена. По мнению Брыкова, церковь служила доходным местом для попов, которые халатно относятся к церковному имуществу, из-за чего она год назад была ограблена. Поэтому последовало предложение закрыть церковь и полностью передать её техникуму для инвалидов. Это предложение было поддержано администрацией техникума и ячейками РКП(б) и РКСМ Предположительно, какое-то время церковь ещё действовала, и её закрыли в конце 1920-х — начале 1930-х годов. В 1932 году Братское кладбище было ликвидировано и превращено в парк. Тогда же вышел указ о сносе храма: «имея ввиду, что церковь, называемая „Преображение“, находится на территории, отведённой МВО под сверхударное строительство». Тем не менее, храм тогда не был снесён. 13 июля 1933 года Московское отделение скульпторов написало письмо с просьбой   «предоставить свободную церковь на братском кладбище в селе Всехсвятском, находящуюся в ведении культурного сектора Моссовета», для организации скульптурной мастерской.. Просьба эта была удовлетворена. Известно, что в 1938 году в мастерской, находившейся в здании церкви, лепили конную статую М. В. Фрунзе. Здание было снесено лишь в конце 1940-х годов. В 1998 году в память о храме в Мемориальном парке, расположенном на территории бывшего Братского кладбища, была открыта часовня Спаса Преображения.

Храм св. Иоанна Богослова на Богословском кладбище

Первый деревянный Иоанно-Богословский храм на Богословском кладбище Санкт-Петербурга был освящен в 1757 году. Действовал он недолго и в 1772 году был упразднен «из-за малого числа погребаемых»; его иконостас и утварь были переданы в Смоленскую кладбищенскую церковь. В 1788 году церковь разобрали. На новом Богословском кладбище храм был заложен в мае1915 года митрополитом Питиримом как храм-памятник воинам, павшим в первую мировую войну. Проект деревянного трехпридельного храма был разработан В.Н. Бобровым.

26 ноября 1916 года храм был освящен епископом Ямбургским Анастасием. До 1924 года церковь оставалась приписанной к Бочаринскому храму.

В 1930 году храм еще числился действующим. По некоторым сведениям, находился в руках обновленцев.

Через четыре года, несмотря на заключенный с «двадцаткой» договор об аренде здания церкви, она была разграблена и в апреле 1938 года закрыта. Месяц спустя «помещение закрытой церкви Иоанна Богослова на Богословском кладбище снесено по причине его расположения в запретной зоне военной организации». Часть имущества передали в Музей истории религии и Госфонд.

В октябре 2000 года был освящен престол нового деревянного храма.

При подготовке использованы материалы публикаций К. Г. Капкова «Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX – начала ХХ веков»; Л. И. Соколовой; А. К. Галкина


К списку новостей
Новости

20.04.2024

Расписание богослужений на 22 — 28 апреля

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 22 — 28 апреля

прочитать новость

18.04.2024

В Российской национальной библиотеке проходит VII научная конференция «История отечественной культуры в архивных документах»

В ходе второго дня работы VII научной конференции «История отечественной культуры в архивных документах» состоялось заседание секции «Духовная культура»

прочитать новость

15.04.2024

В Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся вечер памяти новомучеников

В Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся музыкально-исторический вечер, посвященный новомученикам –ученикам святого Иоанна Кронштадтского

прочитать новость

13.04.2024

Расписание богослужений на 15 — 21 апреля (5-я седмица Великого поста)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 15 — 21 апреля (5-я седмица Великого поста)

прочитать новость

6.04.2024

Расписание богослужений на 8 — 14 апреля (4-я седмица Великого поста)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 8 — 14 апреля (4-я седмица Великого поста)

прочитать новость