РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

Экспозиция «400-летие начала царствования Романовых»

В связи с празднованием в 2013 году 400-летия начала царствования Романовых в ограде Князь-Владимирского собора установлена экспозиция. Экспозиция вызывает большой интерес у прихожан собора.

400-летие начала царствования Романовых

Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Избрание Михаила Романова в 1613 году» 1912

В центре слева направо: Михаил Феодорович Романов, Инокиня Марфа, Авраамий (Палицын), арзиепископ Рязанский Феодорит, Федор Иванович Шереметев.

21 февраля (3 марта) 1613 года Земским собором был избран на царствование Михаил Феодорович Романов (1596—1645) — первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года). Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой, в иночестве Марфы (Шестовой).

После освобождения Москвы от поляков в 1612 году возникла необходимость в выборе нового государя. Из Москвы в города Руси были разосланы грамоты от имени освободителей — Пожарского и Трубецкого. Собор открылся 16 января. В полуразрушенной Москве осталось единственное здание, способное вместить всех выборных — Успенский собор Московского Кремля. Численность собравшихся колеблется по разным оценкам от 700 до 1500 человек. Выражая мнение большинства жителей России, собор принял решение об избрании на царство Михаила Федоровича Романова.

Земский собор 1613 года. Из рукописи «Избрание на царство М.Ф. Романова» 1673 г.

13 марта 1613 года послы от Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом Рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому.

Посольство остановилось на правом берегу Волги. 14 (24) марта после заутрени, при звоне костромских колоколов, посольство земского собора торжественно направилось к Костроме, откуда навстречу им выступило духовенство с Феодоровской иконой Божией Матери, в сопровождении народа, жителей Костромы и окрестных деревень. Все соединились в один общий крестный ход и приблизились к Ипатьевскому монастырю, у ворот которого стояли Михаил с матерью, окружённые монастырской братией. После молебна архиепископ Феодорит, а затем Шереметев произнесли речи по наказу, полученному от Земского собора. После долгих уговоров послам удалось убедить юного Михаила Романова и его мать принять избрание на престол. Инокиня Марфа благословила своего сына Феодоровской иконой. В память об этих событиях 14 (по новому стилю 27) марта 1613 года было установлено новое празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Феодор Никитич Романов

Тютрюмов Никанор Леонтьевич (1821—1877). Портрет Патриарха Филарета.

Феодор Никитич Романов (впоследствии Патриарх Филарет, ок. 1554 — 1 октября 1633) – отец Михаила Романова. Первый из рода Романовых, носивший именно эту фамилию. В 1600 году был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи с именами Филарет и Марфа, что должно было лишить их прав на престол. После избрания Михаила Романова 24 июня 1619 года его интронизацию по чину поставления первого Московского Патриарха совершил бывший в Москве Иерусалимский Патриарх Феофан III. Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем.

Ксения Ивановна Романова

Неизвестный художник. Портрет инокини Марфы (Ксения Ивановна Шестова). Холст, масло. 1771 год

Ксения Ивановна Романова, до брака Шестова; в иночестве Марфа; ум. 26 января (5 февраля) 1631 — мать царя Михаила Федоровича, супруга Феодора Никитьевича Романова (патриарха Филарета), именовавшаяся в грамотах своего сына «великая государыня».

Святитель Феодорит, архиепископ Рязанский и Муромский

Святитель Феодорит Рязанский во главе посольства Великого Поместного и Земского Собора 1613 года призывает на Царство Михаила Феодоровича Романова Крестный ход костромичей в Ипатьевский монастырь 14 марта 1613 года. Миниатюра из «Книги об избрании на царство на превысочайший престол великаго российскаго царствия Великаго Государя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея великия России Самродержца. 1673 год». 17 век

Святитель Феодорит, архиепископ Рязанский и Муромский (1551 — 10 (20) сентября 1617) — епископ Русской православной церкви, воздвиг Успенский собор. 10 июня 1609 года архиепископ Феодорит открыл нетленные мощи святителя Василия, епископа Рязанского († 1295), и торжественно перенёс их из Борисоглебской церкви в Успенский собор. Участник Земского Собора 1613 года. Прославлен как святитель в лике Рязанских святых в 1987 году

Авраамий (Палицын)

Авраамий (Палицын) на памятнике 1000-летию Руси в Новгороде

Авраамий (в миру Аверкий Иванович сын Палицын (?, Протасьево — 13 (23) сентября – ок. 1625], Соловецкий монастырь) — келарь Троице-Сергиева монастыря. Знаменитый писатель и историк, автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками.

Фёдор Иванович Шереметев (в иночестве Феодосий; ум. 17 (27) февраля 1650) — русский военный и государственный деятель; боярин из старинного дворянского рода Шереметевых. Участвовал во всех важных событиях царствования Михаила Фёдоровича, в первые годы правления которого, в 1613—1619, а затем в последние, в 1633—1646, находился во главе московского правительства . В 1646 году подал в отставку по старости. В 1649 году принял иноческий чин и назван был в постриге Феодосием. В начале 1650 года скончался.

Князь-Владимирский собор в годы царствования Дома Романовых

Князь-Владимирский собор в конце XVIII в. Рисунок Д. Кваренги.

Князь-Владимирский собор. Современный вид

Главный престол мазанкового Успенского собора — предшественника Князь-Владимирского собора был освящен Местоблюстителем Патриаршего Престола Стефаном (Яворским) 5 апреля 1719 года в присутствии императора Петра I (30 .05/9 .06 1672— 28.01/ 8 .02 1725).

Ныне существующий каменный Князь-Владимирский собор был заложен в 1740 году по указу императрицы Анны Иоанновны (28.01/7 .02 1693 — 17/28.10 1740). Строительство продолжилось при императрице Елизавете Петровне (18 [29].12.1709 — 25.12 1761/5.01. 1762) и императорах Павле I (1.10.1754— 12 /24.03 1801) и Александре I (12 (23).12. 1777— 19.11/ 1.121825). Освящение главного престола Князь-Владимирского собора было совершено 1 октября 1789 года, в царствование императрицы Екатерины II (21.04 /2.05 1729— 6 /17.11 1796).

22 сентября 1782 года Екатерина II учредила орден Святого Равноапостольного князя Владимира в 4 степенях с девизом «Польза, честь и слава». С изданием в 1845 году, в годы царствования императора Николая I (25.06/6.07 1796— 18.02 /2.03] 1855) нового статута ордена Святого Князя Владимира Князь-Владимирский собор стал кавалерским. С этого времени сложилась традиция отмечать орденский праздник молебным пением святому просветителю Руси, в котором принимали участие собиравшиеся в этот день в соборе кавалеры ордена

 

Русская Православная Церковь в годы царствования Романовых. Патриарший период.

В 1589—1593 годах Московские митрополиты получили достоинство Патриархов и формальное признание автокефалии. Патриаршее достоинство было усвоено митрополиту Иову лично вселенским патриархом Иеремией II в мае 1589 года.

Основным делом первого патриарха Московского Иова (1589—1605) стало проведение преобразований в Русской Церкви. Иов возвёл в сан четырёх митрополитов, пятерых архиепископов и одного епископа . Важными событиями его патриаршества стали канонизация Василия Блаженного и Иосифа Волоцкого, а также распространение христианства в Поволжье и в Сибири. За отказ признать Лжедмитрия I был лишён кафедры и сослан в Старицкий Успенский монастырь. Канонизирован Русской церковью в 1989 году в лике святителей.

Патриарший престол занял сторонник Лжедмитрия Игнатий (1605—1606), но сразу после убийства Лжедмитрия был лишён не только патриаршего, но и святительского сана.

Патриарх Гермоген (1606—1612) был выдающимся церковным писателем и проповедником, одним из образованнейших людей своего времени. При нём в Москве было возведено новое здание типографии, установлен печатный станок, печатались книги. Был активным противником поляков, за что заключён в Чудовом монастыре, где и умер от голода. Прославлен в лике святых в воскресенье 12 мая 1913 году,год 300-летия Дома Романовых, как священномученик.

При патриархе Филарете (1619—1634), отце Михаила Федоровича, в 1625 году царем была издана Несудимая грамота, по которой суд над всеми церквами, монастырями и крестьянами на церковных и монастырских землях передавался Патриарху. Было созвано два Земских собора (в 1619 и 1632 гг.), открыта греческая школа для детей, развивалось книгопечатание. В 1619—1630 годы была подготовлена публикация капитального труда — 12-томника Миней месячных (жития святых).

При патриархе Иоасафе I (1642—1652) было издано наибольшее (по сравнению с прежними патриаршествами) количество книг — 38 наименований (некоторые из которых выдержали до восьми изданий). Патриарх поддерживал сближение с греческим Востоком и Киевом.

В средине XVII века, при патриархе Никоне было осуществлено исправление богослужебных книг. Реформа Патриарха Никона не была принята частью Церкви, вследствие чего произошёл раскол, и возникло старообрядчество.

 

В патриаршество Иоасафа II (1667—1672) состоялся Большой Московский собор русского и восточного духовенства против старообрядцев. Православные миссионеры действовали на Крайнем Севере , Дальнем Востоке, на Амуре, недалеко от границы с Китаем.

Содержанием деятельности патриарха Иоакима (1674—1690) было отстаивание старины, престижа церкви в духовенства. Важнейшим событием его патриаршества было переподчинение в 1686 г. части автономной Киевской митрополии (Киевская и Черниговская епархии) Московскому патриархату. .Другим важным событием в патриаршество Иоакима было учреждение Московской Славяно-Греко-Латинской академии.

Последний патриарх досинодального периода Адриан (1690—1700) был противником реформ царя Петра I. При нём прошло два собора: в 1697 году и в 1698 годах.

Русская Православная Церковь в годы царствования Романовых. Синодальный период

Духовный регламент 1721 г.

В 1718 году Петр I поручил псковскому епископу Феофану Прокоповичу составить для будущей Духовной коллегии устав, получивший название Духовный Регламентг.— закон, определявший правовое положение Православной Церкви в России. „Регламент“ был общим делом Феофана Прокоповича и самого Петра. Важнейшей реформой, вводившейся в церковное управление Регламентом, было упразднение патриаршества и учреждение вместо него Святейшего Правительствующего Синода («Духовной коллегии»). Представителем императора в Синоде был обер-прокурор. Состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий.

С 1721 года вплоть до августа 1917 года Святейший Правительствующий Синод был высшим государственным органом церковно-административной власти в Российской империи.

При Петре I духовенство превратилось в замкнутое сословие, господствовала латынь и схоластика. Были упразднены монастырские вотчины и введены штаты. В результате Церковь перестала играть роль важнейшего субъекта социально-экономической жизни страны. Духовенство потеряло финансовую независимость и оказалось на содержании государственной казны, превратившись в особую категорию чиновничества. Четыре пятых монастырей в Великороссии было упразднено в результате секуляризации монастырских владений.

Свт. Филарет (Дроздов)

В XIX веке значительной фигурой в церковной политике были Московский митрополит (1821—1867) Филарет (Дроздов), который был блестящим проповедником, догматистом и администратором и сыграл значительную роль в становлении русской духовной школы, свободной от латинской схоластики. В XIX веке происходила секуляризация и отход от Церкви значительной части образованного слоя русского народа.

А. С. Хомяков. Автопортрет. 2-я пол. 1830-х г.г.

Одновременно, в конце столетия возникло движение за обновление церковной жизни и восстановление соборного начала в управлении, среди представителей которого — Алексей Хомяков, Владимир Соловьев, Лев Тихомиров и др. В 1901—1903 годах формируется мнение о необходимости созыва Поместного собора и реорганизации высшего церковного управления. 29 апреля 1917 года, реорганизованный новым обер-прокурором В. Н. Львовым Синод обратился с Посланием к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Российской Православной Церкви, которое возвещало о созыве Поместного Собора.

Поместный Собор. Фото 1917 г.

Поместный собор, открывшийся 15 (28) августа 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля восстановил 28 октября 1917 года Патриаршество в Российской церкви, положившее конец синодальному периоду

В 1917 году численность лиц православного исповедания в Империи составляла около 117 миллионов (более двух третьих всего населения); имелось 67 епархий; действовало около 80.800 храмов и часовен, 1025 монастырей (с 94.629 монашествующими), 35.000 начальных церковных школ, 185 епархиальных училищ, 57 семинарий, 4 духовные академии, численность священнослужителей превышала 66.000 человек, в том числе 130 архиереев.

Сегодня в Русской Православной Церкви 164 епархии, 217 правящих и викарных епископов, 30675 приходов, 29324 священников, 3850 диаконов. Действуют 805 монастырей, в том числе 398 мужских и 407 женских.

Канонизация святых в Русской Православной Церкви

Канонизация при Романовых

Канонизация — (canonisatio, от греч. глагола κανονίζειν — узаконять) — узаконение, через особое каждый раз постановление высшей церковной власти, чествования церковью умершего подвижника веры и благочестия как святого. Подвижники благочестия признавались святыми: 1) местными, т. е. чтимыми в целой епархии или по крайней мере в епархиальном городе; 2) общецерковными.

В истории Русской Церкви выделяется пять периодов канонизации святых.

— Первый период охватывает время от крещения Руси до соборов 1547 и 1549 гг.;

— Второй период составляют соборы пр1547 и 1549 гг.и митрополите Макарии;

— Третий период простирается от этих соборов до учреждения Синода (в 1721 г.);

— Четвертый период совпадает со временем синодального правления (1721-1917);

-Пятый период начинается с восстановления патриаршества и продолжается по настоящий день.

Св. равноап Князь Владимир. Икона в Князь-Владимирском соборе

Св блгв князь Александр Невский. Икона в Князь-Владимирском соборе написана сщмч. Серафимом (Вавиловым)

В первый период канонизировано более 60 святых, среди которых страстотерпцы Борис и Глеб, равноапостольные Ольга и Владимир, святители, Леонтий Ростовский, а затем московские святители Петр, Алексий и Иона) преподобные, начиная с Антония и Феодосия Печерских, благоверные князья, среди них Александр Невский, мученики, среди них князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор, блаженные, например Николай Кочанов или Максим, юродивый московский.

Прп. Зосима и Савватий Соловецкие. Последняя четверть XVII века

39 святых было единовременно канонизировано на Соборах 1547 и 1549 гг. Среди канонизированных на этих соборах святых были святитель Стефан Пермский, мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Литовские, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие.

Прп. Кирилл Новоезерский. 19 в.

От времени макарьевских соборов до учреждения синода было канонизировано более 130 святых. К числу святых, канонизированных в этот период, принадлежат преподобный Иосиф Волоцкий, святители Гурий и Герман Казанские, Василий Блаженный, прп. Кирилл Новоезерский и др.

Прп. Димитрий Ростовский

Рационалистические идеи, лежавшие в основе церковной политики Петра I, и стремление этого царя, равно как и многих последующих монархов поставить церковную жизнь под государственный контроль приводят к существенным изменениям в практике канонизации. Народное почитание неканонизированных подвижников, поклонение их мощам и т.п. начинает рассматриваться государственной властью как суеверие (это отразилось в “Духовном Регламенте”), и все народное благочестие в целом воспринимается как идущее вразрез с государственными интересами. Канонизации в течение синодального периода немногочисленны (менее десяти) В этот период канонизированы святители Димитрий Ростовский, Митрофан Воронежский, Иннокентий Иркутский, Тихон Задонский, Ермоген, патриарх Московский, Иоасаф Белгородский, преподобные Феодосий Тотемский и Серафим Саровский.

Икона прп. Серафима Саровского в Князь-Владимирском соборе

 

Канонизация святых в годы царствования Николая II

Значительная часть канонизаций синодального периода приходится на царствование Николая II (1894 – 1917).

1896 г.: Святитель Феодосий Черниговский.

Память 5 (18) февраля, 9 (22) сентября

1897 г.: Священномученик пресвитер Исидор и с ним 72-а мученика.

Память 8 января, в Соборах Псковских и Эстонских святых.

1909 г.: Святая благоверная княгиня Анна Кашинская (возрождение почитания). 

Память 12/25 июня; 2,15 октября.

1910 г.: Перенесение из Киева в Полоцк честных мощей преподобной Евфросинии. 

Память 23 мая/5 июня.

1911 г.: Святитель Иоасаф, епископ Белгородский.

Память 10/23 декабря и 4/17 сентября

1913 г.: Святейший Патриарх Ермоген. Прославлен в лике святых в воскресенье 12 мая 1913 года (год 300-летия Дома Романовых.

Память 17 февраля/ 2 марта и 12/25 мая.

1914 г.: Святитель Питирим, епископ Тамбовский. Память 28 июля/ 10 августа

1916 г.: Святитель Иоанн, митрополит Тобольский. 10 июня 1916 года состоялось торжественное прославление Иоанна Тобольского, совершённое собором из тринадцати архиереев во главе с митрополитом Московским и Коломенским Макарием (Невским). Накануне 8 июня митрополит Макарий лично вскрыл гроб с останками Иоанна, омыл мощи, надел на них новое облачение и переложил их в серебряный ковчег, который поместили в новый кипарисовый гроб (гроб и ковчежец были изготовлены на пожертвования москвичей и специально привезены в Тобольск на канонизацию). Проповеди на всенощном бдении (8 июня) и заупокойной литургии (9 июня) произносил сщмч. протоиерей Иоанн Восторгов.

Память 10/23 июня.

 

Прп. Серафим Саровский. Икона в Князь-Владимирском соборе.

1903 г.: Преподобный Серафим Саровский. Канонизация совершена по инициативе Николая II. Своим Деянием от 29 января 1903 года Святейший Синод извещал:

«Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся… изложил следующее свое решение: благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его — святыми мощами». Память 2/15 января и 19 июля/ 1 августа.

Св. Иоанн Кронштадтский: По случаю кончины о. Иоанна последовал рескрипт императора Николая II от 12 января 1909 года на имя митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), во исполнение которого святейший синод издал определение от 15 января того же года. В нём предписывалось творить ежегодное «молитвенное поминовение» протоиерея Иоанна Сергиева в день его кончины. Прославлен РПЦ для общецерковного почитания 8 июня 1990 года. Память 20 декабря/2 января; 1/14 июня.

Императорская корона

Большая императорская корона Российской империи — главный символ власти российских монархов с 1762 до 1917 г. Корона изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины Второй в 1762 году. Она составлена из двух серебряных полушарий, олицетворяющих соединение Востока и Запада на территории Российской империи. Мастера оправили в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Большой императорской короной короновались все императоры России после 1762 г.:

Екатерина II (1762 г.); Петр III (1797 г. посмертно коронован Павлом I); Павел I (1797 г.); Александр I (1801 г.); Николай I (1826 г.);Александр II (1855 г.); Александр III (1883 г.); Николай II (1896 г).

Виргилиус Эриксен. Императрица Екатерина II в большой императорской короне

В. Л. Боровиковский. Император Павел I в большой императорской короне. Ок. 1800

Жорж Беккер. Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны

 

И.Н. Крамской. Коронование государя императора Александра III в Успенском соборе Московского Кремля 15 мая 1883 г. 1883

Л. Туксен. Коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны

Малая императорская корона Российской империи была изготовлена в 1856 году по образцу Большой императорской короны придворным ювелиром Зефтигеном для коронации супруги императора Александра Второго — императрицы Марии Александровны. Использовалась для коронации Марии Федоровны — супруги императора Александра Третьего. В настоящее время хранится в Алмазном фонде Российской Федерации.

Девиз Российской империи в годы царствования Романовых

Большой герб Российской империи 1882—1917 гг

«Съ нами Богъ» — государственный девиз Российской империи, он изображался на Государственном знамени Российской империи и на ее Большом государственном гербе.

31 мая 1857 года Указом Правительствующего Сената по Высочайшему повелению императора Александра II в России был введен Большой государственный герб.

В центре Большого герба помещен государственный герб России — черный двуглавый орел в золотом щите. На груди орла расположен Московский герб — св. Георгий Победоносец, побивающий змея. Герб России увенчан шлемом святого Великого Князя Александра Невского. По обеим сторонам герба России стоят Щитодержатели: Архистротиг Михаил с огненным мечом (слева от зрителя) и Архангел Гавриил (справа от зрителей) — небесные покровители и заступники России. Вокруг Щита — цепь ордена св. Андрея первозванного. Центральную часть Большого герба укрывает золотая сень в виде шатра, подложенная горностаем. На сени начертан российский девиз: «Съ нами Богъ».

« Государственное знамя сделано из золотого глазета;  с обеих сторон находится государственный герб, писанный красками; бахрома из золота, серебра и черного шелка. Голубая лента ордена Св. Андрея Первозванного укреплена вверху бантом; концы ленты украшены с обеих сторон двуглавыми серебряными позолоченными орлами; от них вверх идут надписи, шитые золотом; на одном: «с нами Бог» и годы начала государства русского (862) и принятия христианской религии (988); на другом: «с нами Бог» и годы принятия герба восточной империи (1497) и титула Всероссийской империи (1721)…».

(из описания Государственного знамени Российской империи, утвержденного в 1882 году с воcшествием на престол императора Александра III)

Флаг России

Предполагаемый вид флагов корабля «Орёл»

 

Первые упоминания о русском флаге относятся к времени царствования Алексея Михайловича, когда в 1668 году был построен первый русский военный корабль.

Флаг царя Московского. 1693. Центральный Военно-морской музей. С-Петербург.

6 августа 1693 года, в годы царствования Петра I, на яхте «Святой Пётр» впервые был поднят «флаг царя Московского», состоящий из трёх горизонтальных равновеликих полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине.

Штандарт Петра I с корабля «Ингерманланд». 1716 год

В начале XVIII века Пётр утвердил ещё один флаг — жёлтое полотнище с двуглавым чёрным орлом, держащим 4 морские карты .

В принятом 11 июня 1858 года указе императора Александра II утверждено расположение гербовых цветов Российской Империи на знамёнах, и флагах: верхняя полоса чёрная, средняя жёлтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная).

В преддверии коронации Николая II было созвано Особое Высочайше утверждённое Совещание под председательством генерал-адъютанта К. Н. Посьета. Совещание в своём решении 5 апреля 1896 года пришло к выводу, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными». 10 мая 1910 года было созвано новое Особое совещание для выяснения вопроса о русских государственных национальных цветах. В 1913 году Николай II подтвердил указ Александра II о государственных цветах России: чёрном, жёлтом и белом.

После Февральской революции 1917 года Юридическое совещание, состоявшееся 25 апреля 1917 года, предложило считать национальным бело-сине-красный флаг, который являлся государственным символом России до Октябрьской революции 1917 года.

 

 

Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 13 апреля 1918 года было установлено: «Флагом Российской Республики устанавливается красное знамя с надписью: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика».

 

30 декабря 1922 года РСФСР объединилась с УССР, БССР и ЗСФСР в союзное государство — СССР. Вид государственного флага СССР, описанного в Конституции СССР, был установлен 18 апреля 1924 года.

 

1 ноября 1991 года бело-лазорево-алый флаг был законодательно утверждён Государственным флагом РСФСР. 11 декабря 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал Указ № 2126 «О Государственном флаге Российской Федерации. В статье 1 флаг был описан как «прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.

 

Герб России

Герб Царства Русского

Изображение двуглавого орла впервые появляется на Руси в годы царствования Ивана III Великого , вступившего в брак с Софьей Палеолог. В Византии двуглавый орёл изображался на гербе Палеологов, последней династии императоров Византии, правившей с 1261 г. до 1453 г. Гербом двуглавый орёл становится при Иване Грозном, первом русском царе.

  Рисунк герба из Царского титулярника. 1762 г.

14 декабря 1667 года при царе Алексее Михайловиче появился первый в истории Указ о гербе («О титуле царском и о государственной печати»), в нём приводилось описание царского герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства».

Герб Российской империи

Герб времён Елизаветы Петровны (1742-1761)

 

Герб, утверждённый Павлом I (1799—1801)

В 1730—1740-х годах герб получает надолго закрепившуюся форму. В документах 1730-х годов указывается, что всадник на гербе является изображением св. Георгия Победоносца. В 1799 году император Павел I подписывает «Указ о включении в российский герб Мальтийского креста под короной».

Большой и малый государственные гербы России, 1882 г.

При императоре Александре II под руководством герольдмейстера барона Кёне была проведена геральдическая реформа. 11 апреля 1857 года был создан и принят целый комплект из гербов, включая Большой, Средний и Малый государственные гербы.

Герб республики 1917 г.

Существовавший с 21 марта 1917 года до 10 июля 1918 года официальный символ России был разработан группой специалистов, в которую входили известные геральдисты и художники Владислав Лукомский, Сергей Тройницкий, Георгий Нарбут и Иван Билибин.

Герб РСФСР

Герб впервые был описан в конституции РСФСР 1918 года: «Герб … состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В 1978 году была добавлена красная звезда.

Герб Российской Федерации

Современный государственный герб был принят в 1993 году. Он содержит основные исторические элементы герба Российской империи. В 2000 году был принят новый закон «О Государственном Гербе Российской Федерации», устанавливающий описание и порядок использования герба.

Романовские торжества 1913 года

Герб Дома Романовых

21 февраля (6 марта) 1913 года в Российской империи состоялось торжественное общественно-государственное празднование 300-летия царствования дома Романовых. Согласно «Высочайшему манифесту», императора Николая II (опубликован 21 февраля 1913 года), празднование приурочивалось к дате «единодушного избрания» на царство в Москве Великим земским собором «в 21 день февраля 1613 года» боярина Михаила Феодоровича Романова (венчание на царство совершено было 11 июня 1613 года в Успенском соборе Москвы).

Воцарение Михаила Фёдоровича в начале XVII века положило начало новой правящей династии. 300-летие царствующего дома Романовых, отмечавшееся в течение всего 1913 года, описывается как праздник, который отмечался «торжественно и всенародно».

13 февраля 1913 года император утвердил постановление Совета министров «об объявлении дня 21-го февраля 1913 года неприсутственным для всей империи (день 21 февраля 1913 года приходился на четверг Сырной седмицы, то есть преддверие Великого поста.

Особая роль в предстоящих торжествах отводилась Москве и Костроме, из которой Михаил Романов был призван на царство в 1613 году. В целом же торжества прошли по всей Российской империи. Подготовка к празднованию юбилея стало поводом для благотворительных акций.

Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых»

Празднование 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге подготовка к торжеству началась за три года до празднования. Был образован «Комитет для устройства празднования трёхсотлетия царствующего дома Романовых».

Князь-Владимирский собор. 1900-е годы.

Сщмч. Митрополит Владимир (Богоявленский)

К юбилейному 1913 году было приурочено торжественное освящение главного престола Князь-Владимирского собора после капитального ремонта. 22 сентября, в праздник ордена Святого Князя Владимира, освящение совершил сщмч. Митрополит Владимир (Богоявленский).

В память 300-летия Дома Романовых были построены собор Феодоровской иконы Божией Матери на Миргородской ул., Феодоровский собор в Пушукине, храм Казанской иконы Божией Матери в Вырице.

21 февраля 1913 года в 8 часов утра двадцать один пушечный выстрел от Санкт-Петербургской крепости возвестил о предстоящем праздновании.

Божественную литургию в Казанском соборе возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV, в сослужении российских и иностранных иерархов. Императорская семья прибыла в собор к молебну (после литургии) из Зимнего дворца. У входа в собор императора и его семью встречали патриарх Григорий и священномученик митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский).

Празднование 300-летия Дома Романовых в Москве

Романовский обелиск был воздвигнут 10 июля 1914 в московском Александровском саду по проекту С. А. Власьева. Обелиск из финского гранита был увенчан двуглавым орлом, на основании которого изображён Георгий Победоносец и малые гербы губерний и областей России в щитках. Вверху самого обелиска располагался герб бояр Романовых — грифон с мечом и щитом. Ниже были написаны имена царей и императоров из дома Романовых от Михаила Фёдоровича до Николая II.

Принятый после Октябрьской революции ленинский план монументальной пропаганды предусматривал снос «памятников в честь царей и их слуг» и сооружение большого числа памятников и мемориальных досок в честь борцов революции всех времён и народов. Обелиск в Александровском саду был превращён в памятник деятелям социалистической и коммунистической мысли и их предтечам. В 1918 году орёл с вершины и гербы с основания были сняты (картуш и щитки от гербов сохранились; в центральном картуше, где находилось изображение Георгия Победоносца, размещена надпись «Р. С. Ф. С. Р.», ниже — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»), имена царей сбиты, а на их место помещён список 19 социальных мыслителей и политических деятелей, утверждённый Лениным. Список открывают Маркс и Энгельс, затем идут три основателя немецкой социал-демократической партии (1860-е годы), потом деятели социального утопизма XVI и последующих веков.

Празднование 300-летия Дома Романовых в Костроме

Романовский обелиск в Костроме

Кострома стала одним из центров юбилейных торжеств. Памятник в честь 300-летия дома Романовых был заложен в Костромском кремле. Согласно утвержденному в 1912 году проекту памятник представлял собой грандиозный постамент-пьедестал в виде часовни — ступенчатой цилиндрической башни высотой в 17 саженей (36 метров) с многоярусным Памятник имел два главных фасада и две главные группы фигур. Среди них — родоначальник династии Михаил Фёдорович, его отец патриарх Филарет и мать инокиня Марфа; у подножия — умирающий Иван Сусанин, благословляемый аллегорической фигурой России; по сторонам — гражданин Минин и князь Пожарский; Пётр I, стоящий на фоне корабля, Александр II, держащий в руках Манифест об отмене крепостного права, Николай II с наследником Алексеем, склонившиеся над картой России.

Нижнюю часть памятника должны были украшать шесть рельефов с изображениями предсказания преподобным Геннадием Костромским возвышения Дома Романовых, призвания Михаила Фёдоровича на царство, освобождения крестьян от крепостной зависимости, Полтавской баталии, Бородинской битвы и обороны Севастополя[8. Проект памятника был утверждён в 1912 году, тогда же начаты работы над отдельными фигурами и сооружением постамента. Архитектором проекта был утверждён Сергей Александрович Власьев (1881—1936), автор стелы-обелиска в Александровском саду у стен Московского Кремля. Закладка памятника состоялась 20 мая 1913 года, во время торжественного празднования 300-летия дома Романовых в Костроме в присутствии Николая II и его семьи, в торжественной обстановке при параде местных войск.

Первая мировая война помешала завершению памятника. После Первомая 1918 года губисполком создал комиссию «по переустройству памятника 300-летия дома Романовых в памятник Свободы», открытие которого предполагалось «в предстоящую годину октябрьской революции». После смерти В. И. Ленина в январе 1924 года постамент было решено использовать для установки памятника вождю. В конце 1924, или в первой половине 1925 года все скульптуры были отправлены на костромской завод «Рабочий Металлист» в переплавку.


К списку новостей
Новости

18.04.2024

В Российской национальной библиотеке проходит VII научная конференция «История отечественной культуры в архивных документах»

В ходе второго дня работы VII научной конференции «История отечественной культуры в архивных документах» состоялось заседание секции «Духовная культура»

прочитать новость

15.04.2024

В Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся вечер памяти новомучеников

В Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся музыкально-исторический вечер, посвященный новомученикам –ученикам святого Иоанна Кронштадтского

прочитать новость

13.04.2024

Расписание богослужений на 15 — 21 апреля (5-я седмица Великого поста)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 15 — 21 апреля (5-я седмица Великого поста)

прочитать новость

6.04.2024

Расписание богослужений на 8 — 14 апреля (4-я седмица Великого поста)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 8 — 14 апреля (4-я седмица Великого поста)

прочитать новость

2.04.2024

После богослужений в храме прп. Макария Египетского обсудили возможность проведения семинара

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете

прочитать новость