РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

Состоялись Рождественские чтения Петроградского благочиния

15 ноября, в среду состоялись региональные Рождественские чтения Петроградского благочиния по теме «Нравственные ценности и будущее человечества» под председательством благочинного Петроградского округа, настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина. И методиста по начальной школе Информационно-методического центра Петроградского района Людмилы Михайловны Беловицкой . присутствовало около 50 человек. Рождественские чтения проходили в актовом зале школы №77 Петроградского района при участии Директора школы №77 Нины Владимировны Фатеевой, зам. Главы Петроградского района Андрея Андреевича Цыбиногина, клирика Князь-Владимирского собора, Директора духовно-просветительского центра Петроградского района диакона Артемия Щукина, учителей школ Петроградского района.

Перед началом Рождественских чтений перед собравшимися выступили участники вокальной студии «Доминанта» под руководством зам. директора по дополнительному образованию Юлии Михайловны Воронцовой и зам. директора по АХЧ Любовь Арнольдовна Запатрина.

Методист Людмила Михайловна Беловицкая представила статистические сведения по анкете. Учителям были заданы вопросы:

1.Пожалуйста, назовите основополагающие для Вас нравственные ценности

2. Как влияют эти нравственные ценности на Вашу профессиональную деятельность?

3. Возможна ли трансляция Ваших нравственных ценностей ученикам?

4. Какими средствами Вы стараетесь передать нравственные ценности?

Статистика ответов такова:

Честность – 16

Доброта (добро, доброжелательность) – 15

Уважение – 8

Ответственность – 6

Справедливость – 6

Милосердие – 5

Порядочность – 4

Трудолюбие – 4

Патриотизм — 3

Семья — 3

Любовь – 2

Скромность, мужество, вера, открытость, воспитание, верность, творчество, искусство, литература, отзывчивость, благоразумие, чуткость, деликатность, сострадание, достоинство, моральный долг, дружелюбие, дети – 1.

При этом 97, 4% опрошенных сказали, что нравственные ценности помогают им в их профессиональной деятельности, все опрошенные считают возможным передать нравственные ценности учащимся.

После этого сприветствием выступила директор ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга Модестова Татьяна Владимировна.

 

Профессор, протоиерей Владимир Сорокин выступил с докладом следующего содержания:

 

ТЕЗИСЫ

 

«Никто не отрицает Бога,

кроме того, кому выгодно, чтобы не было Бога»

Философ Фрэнсис Бэкон

 

1. Человек – образ и подобие Божие.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.» (Быт., 1, 26).

Человек – единственное земное существо, обладает уникальной способностью – видеть и понимать смысл своей жизни. Помогает ему в этом заложенная при самом творении сила образа и подобия Божия.

2. «Образование» означает знание о том, что человек носит образ Бога в себе. А когда речь идет об образовании народа, это означает, что и весь народ носит в своей душе образ Бога. Человек не может не искать общения с Богом, не только как со своим началом и первообразом, но и как с совершенной жизнью. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41, 2).

3. Человек имеет душу и тело. Господь одарил человека разумом и совестью.

Разумом человек распознает план Бога о себе и о всем творении. Разумом человек постигает свою уникальность во многих аспектах, и, в частности, в осознании самого себя, как существа живого, чувствующего, мыслящего, свободного, целеустремленного, ответственного, способного распознавать добро и зло.

Совесть есть голос Божий в человеке. Совесть есть суд разума. Совесть помогает человеку распознавать нравственную ценность конкретного поступка, который человек совершает или намеревается совершить.

Нужно чтобы школа и храм взаимно дополняли друг друга. Школа – для разума. Храм – для совести.

В своем выступлении о. Владимир обратил внимание собравшихся на то, что в настоящее время имеется тенденция, при которой, не зная своих национальных традиций, в обществе и, в частности, в школах, оказываются восприняты традиции, не имеющие корней в нашей национальной культуре. Пример тому – празднование Хелоуина, которому иногда придается значение дня памяти усопших. О. Владимир рассказал о том, что в нашей православной традиции отмечаются родительские субботы, составляются и поминаются Синодики. В храмах при учебных заведениях всегда поминались те, кто трудился в прежнее время, чем поддерживалось преемство поколений. Ныне эта традиция возрождается. После доклада состоялась дискуссия, в которой большинство собравшихся поддержали о. Владимира. Была высказана мысль о том, что в школе особенно важно знакомить детей с нашими национальными традициями и помогать им их усваивать.

После этого с докладом на тему «Особенности реализации транслирующей функции главных социальных институтов» выступил директоры школы №86 Петроградского района Сергей Сергеевич Лукашкин.

Тезисы выступления:

1. В каждую эпоху трансляция ценностей осуществляется определенными социальными институтами, которыми пользуется основная часть населения:

· В России до ХХ века – это была Церковь (в эпоху всеобщей веры).

· ХХ век до 1970-х – школа.

· 1970-е и по настоящее время – СМИ и Интернет.

2. Социальный институт не индифферентен к содержанию транслируемых ценностей.

· Церковь обеспечивала сакрализацию ценностей и соответствующее отношение общества к ним. Сакрализация обеспечила долговечность и стабильность ценностей.

· Школа произвела секуляризацию ценностей. Их рациональный характер сделал их обсуждаемыми, оцениваемыми, доступными для изменений. Разум присущ человеку как виду, каждому человеку, теперь каждый определяет собственные ценности.

· СМИ и Интернет обеспечили девальвацию ценностей. Многообразие информации, ее доступность, скорость ее распространения обеспечили рутинизацию реальности, все значимые явления и события человеческой жизни становятся рутиной (смерть, которую мы видим более 20 раз в день в Новостях, любовь – во всех ипостасях заболтана бесконечным упоминанием, преступление стало обыденностью в глазах телезрителя и т.д.)

3. Прежние социальные институты не могут вернуть себе утраченную роль: ни Церковь, ни школа никогда не получат аудиторию больше, чем СМИ и Интернет. Сегодня осуществляется попытка взаимопроникновения указанных институтов. Церковь пришла на телевидение и в Интернет в поисках аудитории. Школа использует сеть в поисках популярности. Однако определяющим институтом, обеспечивающим трансляцию ценностей, остаются СМИ и Интернет.

4. СМИ и Интернет не предполагают сакральности передаваемого, но они не предполагают и рационального осмысления (ибо скорость и интенсивность передачи информации очень высока и не предполагает возможности глубокого осмысления). Школа, используя медиа-технологии, использует их неэффективно, ибо задача школы помочь обучающемуся осознать и продумать некое содержание, освоить материал, которым являются и нравственные ценности, через осознание, а СМИ и Интернет обеспечивают освоение материала (в т.ч. и ценностей), минуя сознание. Эффективное использование СМИ и Интернета школой невозможно по причине фундаментального различия их структур. Лидирующую, определяющую роль в формировании нравственных и не только ценностей в ближайшем будущем будут играть СМИ и Интернет, но не Церковь или школа.

В завершение Рождественских чтений режиссер Петр Яковлевич Солдатенков выступил с докладом «Нравственный выбор Александра Невского повлиявший на судьбу России».

В ходе чтений все собравшиеся отметили большую роль воспитания и образования в деле формирования нравственных ценностей. При этом, как отметил о. Владимир, школа и Церковь должны взаимно дополнять друг друга. Школа дает детям знания, а в храме человек совершенствует свою совесть.


К списку новостей
Новости

18.04.2024

В Российской национальной библиотеке проходит VII научная конференция «История отечественной культуры в архивных документах»

В ходе второго дня работы VII научной конференции «История отечественной культуры в архивных документах» состоялось заседание секции «Духовная культура»

прочитать новость

15.04.2024

В Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся вечер памяти новомучеников

В Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся музыкально-исторический вечер, посвященный новомученикам –ученикам святого Иоанна Кронштадтского

прочитать новость

13.04.2024

Расписание богослужений на 15 — 21 апреля (5-я седмица Великого поста)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 15 — 21 апреля (5-я седмица Великого поста)

прочитать новость

6.04.2024

Расписание богослужений на 8 — 14 апреля (4-я седмица Великого поста)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 8 — 14 апреля (4-я седмица Великого поста)

прочитать новость

2.04.2024

После богослужений в храме прп. Макария Египетского обсудили возможность проведения семинара

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете

прочитать новость