Главная Обратная связь Карта сайта
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  


Главная  /  Новости

17.05.19 О ВОЗРОЖДЕНИИ ЧИНА ДИАКОНИСС

Во времена гонений на христиан в первые века было очень востребовано и распространено служение диаконисс. Подтверждение тому читаем в апостольских постановлениях: «В некоторые дома нельзя послать к женщинам мужчину диакона, из-за неверных: посему, для успокоения помысла нечестивых, пошли туда женщину диакониссу». Но уже с V—VI веков чин диаконисс перестаёт существовать на Западе. В нашей же стране, по мнению академика Е.Е.Голубинского, диакониссы существовали в домонгольской Руси, а их преемницами стали просфорни, появившиеся в XVII веке.

А необходимо ли и возможно ли возрождение женского диаконического служения в наше время, в частности в Русской Православной Церкви? Отвечает настоятель Князь-Владимирского собора, благочинный Петроградского округа Санкт-Петербургской епархии профессор богословия протоиерей Владимир СОРОКИН.

— Да, слово διάκονος встречается в Деяниях апостолов. У апостола Павла, мы знаем, были женщины-помощницы. Об обязанностях диаконисс упоминается в «Дидаскалии апостолов»: «Долг епископа пещись обо всех, а потому ты, епископ... назначай диаконами мужчину, чтобы он заботился о многих необходимых вещах, и женщину для служения женщинам... Так как служение женщины диакониссы необходимо. Прежде всего, когда женщины сходят в воду, должны помазываться диакониссами елеем помазывания... А когда крещаемая выходит из воды, пусть её воспринимает диаконисса и учит и наставляет...» Но в наше время принято крестить во младенчестве, и потому нет необходимости в услугах именно женщин. А если принимает Крещение взрослая женщина и ей необходимо переодеться — в храмах есть специальные ширмы. Хотя при подготовке к таинству Крещения и сегодня служительницы храмов помогают — готовят воду, моют крещальную купель…

Быть может, в апостольские времена, когда Церковь Христова только становилась и общины были маленькие, христиане (судя по дошедшим до нас преданиям и документам) и питались общинно, и жили на виду друг у друга, тогда для женщин работы было с избытком. Так же как сейчас в женских монастырях монахини ведь сами всё делают, и игумения в монастыре — женщина. Священник приезжает только отслужить Литургию, исповедать, причастить.

— Диакониссы ещё должны были присутствовать при частных беседах духовных лиц с женщинами — «никакая женщина да не приходит к диакону или епископу без диакониссы».

— Возможно, в древности и необходимо было пастырю отдельно общаться с мужчинами и отдельно — с женщинами (и диакониссы выполняли при этом некую роль), но в наше время это могло бы быть воспринято женщинами даже с неудовольствием, ибо мужчины и женщины уравнены в правах. Что касается обращения священника к пастве, то у нас священнослужитель одинаково обращается и к мужчинам, и к женщинам: мы все вместе стоим в храме во время богослужений.

Думаю, причиной исчезновения диаконисс стали изменения в укладе жизни людей — общины первых христиан ушли в прошлое и диаконическое служение женщин приняло иные формы. Потому и мужской диаконат с социального служения изменился на священнослужебное.

— Читала, что именно диаконское (социальное, попечительско-милосердное) служение первых веков вызывало изумление язычников и пробуждало в них желание стать христианами... Есть и ещё один аргумент в пользу восстановления чина диаконисс. В нашей огромной стране проживают люди, исповедующие ислам, иудаизм, буддизм. Среди них бывают случаи обращения в православие. Также в ряде стран с иными религиозными традициями есть русские православные храмы и миссии. И если женщина иной конфессии решит обратиться в православную веру, ей будет легче совершить этот переход, если священника будет сопровождать диаконисса.

НЕЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Первые попытки возродить институт диаконисс в России были сделаны в XIX веке алтайским миссионером архимандритом Макарием (Глухарёвым). Ведь чин этот не был запрещён! Как и проповедники первых веков христианства, о.Макарий видел, что помощь женщины необходима при приготовлении женщин к Крещению. Также нужна помощь женщины (и не инородки) при уходе во время болезни, ибо, по наблюдению миссионера, алтайцы боялись болезни и смертей и к уходу за больными не приспособлены. А сам он не может быть руководителем крещёных женщин во всех моментах их жизни. Он посвятил в чин диаконисс двух женщин, а свой проект воссоздания чина диаконисс отправил в Святейший Синод. Ответ Синода: «Прошение архимандрита Макария оставить без действия...»

— Мы можем ещё вспомнить прошение вел.княгини Елизаветы Фёдоровны, направленное в Святейший Синод: «Желая выразить связь с древневековым служением женщины-христианки, посвящавшей себя Господу, и отметить своё церковное послушание и тем самым своё отличие от организаций, усвоивших имя общин сестёр милосердия, Марфо-Мариинская обитель милосердия… просит разрешить дать наименование и звание сёстрам этой обители — сестёр диаконисс». И это прошение не было удовлетворено, а сёстры обители стали именоваться сёстрами милосердия. Тем не менее вопрос о восстановлении чина в каноническом значении не был закрыт, но лишь отложен. Святейший Синод и император Николай II отложили его решение до поместного Собора, состоявшегося в 1917—1918 годах. Увы, в связи с создавшимся в стране положением и последовавшей затем революцией этот вопрос так и остался нерешённым. Да и сама св.княгиня Елизавета приняла мученическую смерть…

— Но уже в советское время священномучеником Серафимом (Звездинским) на алтарное служение как диаконисса была посвящена инокиня преподобноисповедница Параскева (Матиешина).

— В годы советских гонений на Церковь именно женщины сохраняли церковные традиции. Это они прятали священнослужителей, сопровождали их в ссылку, берегли их дневники с записями и хранили память о погибших, создавали тайные монастыри... Из практики 30-х годов прошлого века известно, что если заключённые в тюрьмах нуждались в Причащении (а службу совершать не было возможности), то Святые Дары прятали в хлеб или в яблоко, чтобы охранники пропустили передачу, которую носили, как правило, женщины, ибо вызывали меньше подозрений.

Если ещё провести параллель с прошлым, то раньше одной из обязанностей диаконисс было посещение болящих женщин на дому, оказание им помощи. То есть диакон приходил на дом к болящим мужчинам, а к женщинам шла непременно диаконисса. Но в наше время батюшки причащают и соборуют женщин и на дому, и в больницах, и в тюрьмах. Я даже представить себе не могу, как отреагируют наши православные люди, если причащать их придёт женщина-диаконисса. Ведь ждать-то будут священника! Таинства у нас совершают только священники, даже диаконам-мужчинам не позволено совершать Таинства.

— Удивительно, что диакониссой могла стать только единомужняя вдова или девственница, которой запрещено было иметь семью, детей. К мужчинам-диаконам таких требований не предъявляли.

— Возможно, чтобы семья и дети не отвлекали женщину от служения, но это уже монашеский путь. Диакониссы — служение в миру.

Честно говоря, я просто не вижу, где могли бы пригодиться ныне диакониссы. Появись в нашем храме сейчас диаконисса… и что мне с ней делать? Какие обязанности для неё придумывать? Поставить её уборщицей — вроде сан не позволяет ей этим заниматься. Служить, как священник, она не может... Другое дело — сёстры милосердия. Например, в Петербурге действует благотворительная организация «Покров», которую возглавляет Галина Александровна Клишова. Я сам несколько лет назад посвящал в чин сестёр милосердия служительниц этой организации (есть специальные молитвы). Также успешно действуют сестричества, например, Свято-Троицкая община сестёр милосердия под руководством нашего клирика протоиерея Виктора Иванова, у прот.Сергия Филимонова, у прот.Игоря Филина, у прот.Валерия Швецова…

— Женщины служат... но не в чине диаконисс. Чего боятся? Что чин диаконисс — это шаг к священству? К сожалению, случаи женского священства в протестантских конфессиях уже есть. Например, Генеральный синод Англиканской церкви, прошедший 20 ноября 2014 года в Лондоне, подавляющим большинством голосов узаконил рукоположение женщин даже во епископы.

— Мы живём в России. У нас другие традиции... Я раньше участвовал во всякого рода международных встречах, конференциях. Тогда, действительно, очень серьёзно ставили этот вопрос на Всемирном Совете Церквей. Причём поднимали этот вопрос, как правило, женщины-протестантки, упрекая нас, православных, в нежелании рукополагать женщин, — якобы это ущемление их прав. Как известно, в западной традиции христианства у некоторых протестантских конфессий под влиянием феминистских требований даже текст Библии изменён. Например, молитва «Отче наш...» в этой редакции читается «Наши родители...» Но в Православии женщина нисколько не умалена по сравнению с мужчиной. И именно в Русской Православной Церкви очень высоко почитание лучшей из земных женщин — Матери Божией. А сколько в нашей Церкви женщин-святых!

К тому же наши женщины по-прежнему много трудятся на благо Русской Православной Церкви. Регентами в большинстве храмов служат женщины, церковный хор, как правило, состоит из женщин и мужчин. Есть даже женщины — звонари и чтецы. Женщины работают православными журналистами и в паломнических службах, в церковных лавках и трапезных... В воскресных школах всевозможные кружки ведут женщины. Сейчас даже закон Божий преподают в приходских школах женщины, прошедшие курсы катехизации. По благословению настоятелей в некоторых храмах есть алтарницы. Что касается катехизации — и тут немало женщин ведут эту службу, так же как и приходское консультирование. Даже в группах, которые проводят огласительные беседы, есть и мужчины, и женщины… Например, в нашем Князь-Владимирском соборе больше половины катехизаторов — женщины. По сути, функции древних диаконисс растворились в различных служениях. И ныне женщины — наши современные жёны-мироносицы — в Церкви заняты даже больше, чем во времена апостольские.

Беседовала Ирина РУБЦОВА



Все новости
Обсуждение сообщений: 0


15.06.19
Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 17 — 23 июня
13.06.19
ЛИКИ СИНОДИКА. Жизнеописания из Синодика гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-, церковнослужителей, монашествующих и мирян Северо-Запада России. Июнь
11.06.19
Состоялась встреча настоятелей храмов Петроградского благочиния под председательством благочинного Петроградского округа, настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина
11.06.19
Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете и встретился со студентами
08.06.19
Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 10 — 16 июня
05.06.19
Накануне дня Отдания Пасхи настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете
05.06.19
Студенты Горного университета совершили поездку в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Невском лесопарке
04.06.19
Председатель Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин принял участие в конференции «Свирские новомученики в истории Русской Православной Церкви»
02.06.19
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Князь-Владимирском соборе и вручил Патриаршие награды настоятелю протоиерею Владимиру Сорокину и клирикам храма
02.06.19
Клирики Князь-Владимирского собора протоиерей Андрей Жук и иерей Максим Косых посетили Германию в составе Хора духовенства


    Адрес: Россия, 198197, Санкт-Петербург,
      ул.Блохина, д.26.Тел: (812) 233-68-56
webmaster:
© 2007 Сайт создан в А25
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Санкт-Петербургский церковный вестник 'Вода Живая' Домовый храм преподобного Макария Египетского Горного университета'
AMCMS
Работает на: Amiro CMS