РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

О храме на Левашовском кладбище

22 февраля 2011 года Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир получил Обращение директора НИЦ «Мемориал» Флиге И. А. следующего содержания:

Меморандум Санкт-Петербургского общества «Мемориал». Принят 28 января 2011.

Стало известно, что в администрации Санкт-Петербурга обсуждаются планы возведения на территории Мемориального кладбища жертв политических репрессий «Левашовская пустошь» православного храма.

Мы понимаем и поддерживаем желание Православной Церкви почтить память своих новомучеников и внести свою лепту в увековечение памяти о жертвах террора. Мы с уважением относимся ко всем памятным знакам, установленным на территории Левашовского мемориального кладбища, вне зависимости от наличия или отсутствия в них православной или любой иной конфессиональной символики, поскольку эти памятные знаки не нарушают ландшафт и не изменяют общий облик Левашовской пустоши. Сооружение храма – это совсем другое дело.

Очевидно, что возведение любых фундаментальных сооружений на данной территории недопустимо. Левашовская пустошь — исторический объект, несущий в себе память о национальной трагедии, и город обязан сохранить этот объект в его исторических границах том виде, в каком он существует в настоящее время. Тем более недопустимо капитальное строительство на кладбище: такое строительство грозит нарушить целостность захоронений, где не было проведено полное археологическое обследование, не составлена карта захоронений, грозит нарушить целостность этих захоронений, потревожить покой мертвых.

Кроме того, строительство храма, относящегося к какой-то определенной конфессии на территории кладбища, где покоятся люди самых различных религиозных убеждений, а также атеисты, которое регулярно посещают их потомки, также люди самых разных убеждений, — неуместно и нетактично. Появление православного храма на территории кладбища неизбежно повлияет на фактический статус как этого храма, так и самой пустоши. Кроме того, подобное решение откроет дорогу строительству на территории Левашовской пустоши культовых сооружений иных конфессий и религий, что приведет к фактическому уничтожению исторически сдложившегося облика кладбища.

«Мемориал» обращает внимание общественности, городских властей, Митрополии Санкт-Петербургской и Ладожской на то, что Мемориальное кладбище «Левашовская пустошь» является не только историческим объектом, но и уникальным свидетельством народной памяти о терроре ХХ века и, тем самым, памятником российской истории. В силу одного этого обстоятельства к вопросу о любом строительстве в его границах следует подходить с сугубой осторожностью.

Мы считаем, что храм (или часовню) можно возвести недалеко от входа в Мемориальное кладбище, за пределами его территории. При этом сама территория Левашовской пустоши, в ее исторических границах, четко обозначенных сохранившейся оградой, останется нетронутой. На наш взгляд, это решение должно устроить все заинтересованные стороны, в том числе и Православную Церковь.

Петербург, 28 января 2011

Правление Санкт-Петербургского общества «Мемориал»

http://www.cogita.ru/dokumenty/k-voprosu-o-vozvedenii-hrama-na-levashovskom-memorialnom-kladbische

18 марта 2011 года был подготовлен ответ Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.

Выписка

Из Протокола №6 Приходского собрания Православной местной религиозной организации Приход храма Всех Святых в земле Санкт-Петербургской просиявших

на Левашовском мемориальном кладбище Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) 5 марта 2011 года.

СЛУШАЛИ: Обращение директора НИЦ «Мемориал» Флиге И. А. (см. выше).

В результате свободной дискуссии и подробного анализа обращения собравшиеся сформулировали следующие положения:

I. С удовлетворением отметить положительную реакцию НИЦ «Мемориал» на идею возведения православной часовни-храма на Левашовском мемориальном кладбище. С обществом «Мемориал» добрые отношения установились у нас еще в 1989 году, когда 21 октября по просьбе «Мемориала» православным духовенством была отслужена первая заупокойная служба на Левашовском кладбище. Эти отношения прошли испытание временем и теперь продолжаются. Слава Богу!

II. При выборе места под часовню-храм учитывались следующие обстоятельства:

А) На Руси и в Петербурге издревле существует правило — возводить на кладбищах часовни-храмы. Они на Волковском, Смоленском, Большеохтинском кладбищах; тем более это необходимо посетителям Левашовского мемориального кладбища.

Б) К настоящему времени установилась твердая традиция 30 октября, в День политзаключенного — День памяти жертв политических репрессий, возлагать в Левашове венки у камня с православным Крестом, а затем совершать заупокойное богослужение православным чином. Никого это никогда не смущало и не смущает. Здесь как раз проявляется настоящая толерантность.

В) С каждым годом число православных почитателей в Левашове значительно увеличивается. Если три года назад в праздник Новомучеников и исповедников Российских в начале февраля было три больших автобуса, в прошлом году уже пять, в этом году восемь. И это несмотря на сильный мороз, потому что начало февраля. Причем среди приехавших много молодежи, учащиеся воскресных школ.

Г) За основу часовни-храма в Левашове взята часовня-храм Новомучеников и исповедников Российских при Феодоровском соборе (ул. Миргородская, д. 1).

Д) Мы осматривали различные места для размещения часовни-храма. За забором кладбища удачного места нет. Размещение храма за забором кладбища было бы очень странно, а для посетителей крайне неудобно.

Е) Место на поляне восточнее Звонницы наиболее подходит для часовни-храма. Оно никоим образом не затрагивает главную часть кладбища, удобно для посетителей и практически совпадает с местом, определённым некогда для будущей часовни после обследования кладбища. Сам храм будет небольшой, а территория вокруг при соответствующем оснащении радио- и телеаппаратурой может быть использована для молитвы.

Ж) Думаем, что значительное число людей будет и при Патриаршем и архиерейском богослужении. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно выражал желание хотя бы один или два раза в год совершать в Левашове богослужения. А это означает наличие большого количества священно- и церковнослужителей, представительских делегаций, дипкорпуса, большого количества прихожан (на сегодня в Санкт-Петербургской епархии около 700 приходов).

З) Другие конфессии или атеисты не выдвигали инициатив о возведении храмов в Левашове. Но в почитании этого места у нас полное взаимопонимание со всеми заинтересованными общинами и организациями.

И) ЛЕВАШОВСКОН МЕМОРИАЛЬНОЕ КЛАДБИЩЕ – ЭТО НАША НАЦИОНАЛЬНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СВЯТЫНЯ. Как святыня кладбище требует к себе благоговейной заботы и благодарной памяти.

РЕШИЛИ: Просить Высокопреосвященнейшего Митрополита Владимира в своем ответе

учесть наши аргументы.

Зав канцелярией Князь-Владимирского собора

Карловская Екатерина Михайловна

Настоятелем протоиереем Владимиром Сорокиным была проявлена инициатива — вручить письмо Митрополита Владимира И. А. Флиге лично при встрече. Секретарь ответила: «Она в командировке».

24 июня 2011 года настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин принял участие в заседании Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, где обсуждался вопрос об установлении на Левашовском мемориальном кладбище православной часовни.

Заседание Комиссии проводил Председатель Комитета по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга и Председатель данной комиссии Ржаненков Александр Николаевич. При обсуждении вопроса протоиерей Владимир Сорокин высказал следующие пожелания:

1. В настоящее время в нашем гражданском обществе вопрос о репрессиях переходит в область исторических исследований. В церковном сознании у верующих людей — это эпоха гонений, и пострадавшие тогда люди вызывают всё большее почитание, уважение и благоговение. Это требует конкретных внешних символов, каковыми в православном сознании являются: храм, икона, места захоронения, сохранившиеся вещи… Приток людей и внимание церковной иерархии приобретают все более ответственный и серьезный характер. На последнем Архиерейском Соборе в феврале вынесено определение о необходимости незамедительного решения вопросов, касающихся памятных мест эпохи гонений.

2. В настоящее время в Князь-Владимирском соборе существует Всероссийский Помянник, куда вносятся имена пострадавших в годину лютых гонений. Приходят люди разных национальностей и конфессий, и ни у кого не вызывает сомнения, что за всех пострадавших нужно молиться Богу. В настоящее время в Помяннике имеется около 3 млн. имен репрессированных.

3. Очень хотелось бы, чтобы вопрос о строительстве часовни на Левашовском кладбище не попал в предвыборную кампанию как предмет спора, несогласия, противостояния и пр.

В результате подробного обсуждения вопроса было принято положительное решение, которое после получения будет опубликовано на нашем сайте.

Протоиерей Владимир Сорокин обратился к А. Н. Ржаненкову с просьбой ПРИЗНАТЬ ОСОБОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ возведения часовни-храма Всех Святых в земле Санкт-Петербургской просиявших на Левашовском мемориальном кладбище.

Ввиду отсутствия на заседании И. А. Флиге письмо Митрополита Владимира от 18.03.2011 года лично было вручено сопредседателю Президиума Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александру Давидовичу Марголису.


К списку новостей
Новости

15.04.2024

В Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся вечер памяти новомучеников

В Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся музыкально-исторический вечер, посвященный новомученикам –ученикам святого Иоанна Кронштадтского

прочитать новость

13.04.2024

Расписание богослужений на 15 — 21 апреля (5-я седмица Великого поста)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 15 — 21 апреля (5-я седмица Великого поста)

прочитать новость

6.04.2024

Расписание богослужений на 8 — 14 апреля (4-я седмица Великого поста)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 8 — 14 апреля (4-я седмица Великого поста)

прочитать новость

2.04.2024

После богослужений в храме прп. Макария Египетского обсудили возможность проведения семинара

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете

прочитать новость

30.03.2024

Расписание богослужений на 1 апреля — 7 апреля (3-я седмица Великого поста)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 1 апреля — 7 апреля (3-я седмица Великого поста)

прочитать новость