Главная Обратная связь Карта сайта
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  


Главная  /  Новости

08.06.18 Не запретить, но улучшить

14 мая Священный Си­нод Русской Православ­ной Церкви вынес суж­дение о документе Меж­соборного присутствия «Акафист в молитвенной жизни Церкви» и резуль­татах его обществен­ного обсуждения. Са­мо обсуждение в епар­хиях и на православных форумах длилось поч­ти шестнадцать месяцев и было весьма бурным, поскольку сейчас без чтения акафистов невоз­можно представить цер­ковную жизнь обычного прихожанина - в них и отрада, и живое приоб­щение к духовной пол­ноте Церкви.

Почему же в народе так любимы акафисты и чем они отличаются от дру­гих церковных гимнов? В древности был всего один акафист - включён­ный в службу Похвалы Пресвятой Богородицы, который ныне называ­ют «Акафистом Пресвя­той Богородицы» (также его именуют «Великим акафистом», в народе -«Взбранной Воеводе по­бедительная»). Отличал­ся он наличием возрадований: «Радуйся, Невесто неневестная... Радуй­ся, Еюже радость возсияет; радуйся, Еюже клят­ва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззва­ние; радуйся, слез Еви­ных избавление...» В XIV веке сначала в Византии, а затем и у славян стали появляться «икосы, по­добные акафисту». Не­которые из них - Иису­су Сладчайшему, святи­телю Николаю - мы поём и по сей день. Со време­нем число акафистов на­столько увеличилось, что не раз делались по­пытки их как-то упорядочить. Но до сих пор во­прос этот не решён.

Что примечательно, в действующих редакци­ях типиконов, как сла­вянских, так и грече­ских, для общественного богослужения рекомен­дован лишь один ака­фист - тот, первоначаль­ный, «Взбранной Воево­де победительная». Лишь в современных издани­ях Требника в чине об­щего молебна появилась ремарка после кондака и икоса на 6-й песни кано­на о том, что «аще хощет иерей, чтет акафист». Но практика у нас иная, что порой вызывает вопросы.

Так, во время обсуж­дения был приведён пример с появившим­ся недавно «Акафистом пречестному поясу Пре­святой Богородицы», где звучат такие возрадования: «Радуйся, поясе Богородицы; радуйся, сия­ние всему миру. Радуйся, Непорочныя Девы препоясание...» Как могут пояс, сияние и препоясание чему-то радовать­ся? Они же неодушевлён­ные. То же самое с «Ака­фистом Живоносному Гробу и Воскресению Го­сподню» - может ли гроб радоваться? Отвечая на этот вопрос, привели пример с другим акафи­стом, в котором поётся: «Радуйся, Животворя­щий Кресте Господень». Крест тоже не является одушевлённым предме­том, но святые отцы ого­варивали, что молитвен­ное обращение ко Кре­сту должно понимать как обращение ко Христу. То есть здесь нужно разби­раться богословам и всё не так просто.

Заявлено о недопу­стимости использова­ния текстов акафистов, не утверждённых Свя­щенным Синодом или не входящих в состав офи­циальных изданий. Из­дательству Московской Патриархии совместно с рабочей группой поруче­но подготовить сборник акафистов, рекомендуе­мых для общецерковно­го употребления. Изда­тельский совет должен будет разместить список утверждённых Синодом акафистов и их тексты на своём сайте либо на осо­бом интернет-ресурсе, и список этот предпола­гается регулярно обнов­лять.

Кроме того, Синодаль­ная богослужебная ко­миссия подготовит в доолнительную часть Требника проект чинопоследования соверше­ния молебного пения с акафистом.

И вот ещё одно реше­ние Синода, которое вы­звало больше всего во­просов и опасений среди простых верующих: «Не рекомендовать соверше­ние акафистов после Бо­жественной литургии, а также в период Свя­той Четыредесятницы, за исключением утрени субботы пятой седми­цы и чинопоследования пассии в тех храмах, где имеется обычай совер­шать таковое чинопоследование».

За комментариями мы обратились к одному из старейших и авторитет­ных священников Санкт-Петербурга, настоятелю Князь-Владимирского собора протоиерею Вла­димиру Сорокину.

- Отец Владимир, есть опасения, что раз не рекомендова­но совершать акафи­сты после службы, то на практике их просто исключат из богослу­жений в храме, будем их читать только до­ма, келейно.

- Если строго подхо­дить, то литургия для нас - это самая главная цен­ность, самое большое, са­мое важное. И она не мо­жет ничем разбавляться. Но тут многое зависит от уровня настоятеля, ба­тюшки. Категорического запрета в постановлении я не увидел. Сказано: не включать в последование литургии. Но про­шло какое-то время - и пожалуйста, служи ака­фист. Не сказано же, что отслужили литургию и в этот день нельзя акафист служить. Надо во всём поступать благоразумно и придерживаться цер­ковных правил, вот и всё.

- То есть речь о том, чтобы не сокращать ли­тургию за счёт включе­ния акафиста? В предсоборных обсуждениях упоминалось, что та­кие случаи имеются. В частности, заменяют им кафизмы Псалтири.

- Ни в коем случае! Акафист - это самосто­ятельное богослужение. Если хотите - служите отдельно. Это особая мо­литва, которой не только что-то заменять, но и со­единять её с литургией, конечно, не желательно. Некоторые свя­щенники вообще скеп­тически относятся к акафистам. Например, архимандрит Киприан (Керн) прислал в Предсоборное присутствие такой отзыв: «Надо бы­ло бы пожелать, чтобы душа верующего и его эстетическое церков­ное чувство питалось больше чистой поэзией псалмов, стихир или (о! если бы удалось восста­новить) древних конда­ков, чем убогих по со­держанию акафистов, составленных часто ли­цами малоцерковными и богословски безгра­мотными».

- И что здесь непра­вильного?

- Многим простым мирянам непонятен язык псалмов и сти­хир. А в акафистах всё понятней. Не все же выросли в верую­щих семьях и на бого­служения ходят сыз­мальства.

- Думаю, здесь дело не только в непонятно­сти церковнославянско­го языка, который, кста­ти, не сложно выучить. Например, я с детства ходил в единоверческий храм, прихожане кото­рого, как и все настоя­щие старообрядцы, пре­красно понимали язык богослужения, в том чис­ле и Псалтирь. Но когда наши бабушки собира­лись вместе, то они пе­ли вовсе не псалмы ца­ря Давида, а «пса'льмы» -умилительные духовные песнопения. Ну, знаете, наверное, «Ветка Пале­стины» и другие. Они та­кие простенькие, но от­ражают ясную, чистую веру народа. И конечно, по-своему поэтичны. Вот такая же душевная уми­лительность, поэтич­ность привлекает людей к акафистам, и в этом нет ничего плохого. Но, как уже говорилось, акафист акафисту рознь, лишние фантазии надо убирать.

- Но не просто же так акафисты появляются, их составляют церков­ные люди, имеющие авторитет.

- Приведу вам такой пример. В советское ещё время, в середине 70-х, поставили меня насто­ятелем храма Святого праведного Иова Мноострадального, что на Волковском кладбище тогдашнего ещё Ленинграда. И появилось же­лание петь акафист это­му святому. Тут надо сказать, что день памя­ти Иова Многострадаль­ного совпадает с днём рождения Императора Николая II и такой ака­фист был бы во прослав­ление и Царя-страсто­терпца. И акафист поя­вился. Ещё в 1954 году в библиотеку Ленинград­ской Духовной академии неведомо откуда посту­пила машинописная ру­копись с пятью акафи­стами, в том числе и Ио­ву Многострадальному. Написал их священник Сергий Городцев, впо­следствии митрополит Новосибирский и Бар­наульский Варфоломей.

Митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцев)

Первый акафист, святому апостолу Варфоломею, был написан им ещё в 1914 году и впоследствии получил благословение Святейшего Патриарха Тихона. Второй и третий - первомученику архи­диакону Стефану и свя­тителю Филиппу, ми­трополиту Московскому, - были написаны в за­ключении на Соловках и «одобрены Собором пра­вославных епископов в Соловецком монастыре в 1926 г.». Два последу­ющих, в том числе Иову Многострадальному, бы­ли «разрешены Святей­шим Патриархом Алек­сием» - так значилось на рукописи. Казалось бы, какие вопросы?

Не вызывала вопро­сов и сама личность свя­тителя Варфоломея - он был исповедником, по­стоянно преследовался властями. Во время вой­ны его поставили на Но­восибирскую кафедру, и он фактически стал ми­трополитом всей Сиби­ри, возрождал там цер­ковную жизнь, много ез­дил по необъятной этой земле. Когда в 1956 го­ду он почил на 90-м го­ду жизни, то Новоси­бирск прощался с ним пять дней - люди шли и шли. Вдобавок автор акафиста митрополит Варфоломей был специалистом - он ещё в 1914 году защитил магистер­скую диссертацию «Кни­га пророка Иова: опыт библейско-психологического обозрения содер­жания книги». Куда ещё авторитетней? Но когда я взял его акафист, пона­добилось согласовывать и со своим владыкой, и утверждать у Святейше­го Патриарха. При этом он подвергся редактуре, были внесены в него кое-какие поправки. Только после этого я пригласил студентов из семинарии и мы стали разучивать акафист. И он до сих пор совершается в том храме, каждую неделю по чет­вергам.

А сейчас как акафисты появляются? Не понять как. В Интернете увиде­ли, распечатали и давай петь. Я не выступаю за огульный запрет. Думаю, в каждой епархии долж­на быть своя богослужеб­ная комиссия, которая бы, не дожидаясь долгих со­гласований с Патриархи­ей, могла рассматривать молитвы, акафисты местночтимым святым и то, что будет произноситься в храмах. Но только в пре­делах конкретной епар­хии, где правящий архие­рей берёт всё под свою от­ветственность.

- Станет ли полнее бо­гослужебная жизнь по­сле такого решения Свя­щенного Синода?

Ничего оно карди­нально не изменяет. При­зывает только к поряд­ку, контролю, внутренней духовной дисциплине. Не вижу в этом ничего страшного, как раз нор­мально, хорошо. Мы всё должны делать гра-мот-но! Дело в том, что вера всё-таки связана с эмо­циями, и легко челове­ку, народу сползти, спу­ститься до утилитарно­го уровня, к суевериям. Вера - это очень серьёз­ное дело, и Сам Господь подвёл нас к тому, что­бы проверять, а не всё принимать, что есть.

Михаил Сизов

Вера-Эском, выпуск 10 (804)



Все новости
Обсуждение сообщений: 0


16.10.18
В Князь-Владимирском соборе продолжается очередной набор на оглашение
16.10.18
Состоялась поездка студентов Горного университета – прихожан храма прп. Макария Египетского в деревню Пенино Ленинградской области
15.10.18
СПИСКИ ДЛЯ ПОМИНОВЕНИЯ. Часть 1. По материалам Синодика гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-, церковнослужителей, монашествующих и мирян Северо-Запада России
13.10.18
Видеоролик телеканала Санкт-Петербург с интервью настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина
13.10.18
Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 15 — 21 октября
12.10.18
Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин встретился с курсантами Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России
12.10.18
Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин благословил студентов Горного университета на проведение творческого семинара в деревне Пенино
11.10.18
В Князь-Владимирском соборе состоялась встреча с курсантами Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России
10.10.18
Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете
10.10.18
Клирик Князь-Владимирского собора пртоиерей Владимир Федоров принял участие в заседании Межведомственной рабочей группы по координации деятельности, направленной на реализацию Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв...


    Адрес: Россия, 198197, Санкт-Петербург,
      ул.Блохина, д.26.Тел: (812) 233-68-56
webmaster:
© 2007 Сайт создан в А25
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Санкт-Петербургский церковный вестник 'Вода Живая' Домовый храм преподобного Макария Египетского Горного университета'
AMCMS
Работает на: Amiro CMS