РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

Экспозиция "Христианская символика". Часть 3

Экспозиция «Христианская символика» у Рождественского вертепа Князь-Владимирского собора. Часть 3.

Хлеб

Причащение апостолов. Храм-часовня новомучеников и исповедников Российских.

Хлеб символизирует новую жизнь во Христе. В Евангелии от Иоанна Господь Иисус Христос говорит о Себе: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда … ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.» (Ин., 6, 35, 51).

Претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову совершается в Евхаристии. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф, 26,26–28).

Чудесное насыщение пятью хлебами и двумя рыбами. Мозаика базилики Сант Аполлинаре Нуово в Равенне. Ок. 520.

Свт. Ириней Лионский говорит: Как земной хлеб, через призывание на него Бога, уже не есть обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из земного и небесного, так и тела наши, приобщаясь Евхаристии, уже не тленны, но имеют надежду Воскресения». При совершении Евхаристии используется просфора́ (др.-греч. προσφορά — «приношение») — богослужебный литургический хлеб. В первый день Пасхи за Божественной литургией освящается артос — квасной (дрожжевой) хлеб, просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из неё частиц). Прообразом Евхаристии является насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк., 6, 34 – 44; Мк., 8, 1 – 9). Хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собою Церковь — Единую при множественности членов.

Виноградная Лоза

Крест Виноградная Лоза

Bиноградная лоза — евангельский символ Христа, единого источника жизни. Главное значение виноградной лозы для христиан находилось в символической связи с Таинством Причащения.

Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь… Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. (Ин., 15, 1, 4 – 5).

Св. Климент Александрийский пишет:

«В виноградной лозе течет вино, во Христе — кровь. Оба служат для человека напитком, наделяющим его жизнью; вино — для тела, кровь — для духа.» Климент Александрийский. «Педагог»

Лоза также символизирует Церковь: ее члены – ветви. Виноградная лоза в Ветхом Завете — символ земли обетованной, в Новом — рая; в христианском искусстве изображение лозы часто используется в качестве декоративного элемента.

    Изображение лозы из мозаик мавзолея Сан-Констанца в Риме

 

Чаша

Блюдо для евхаристических даров. Византия. IX-X век. Лувр

Чаша напоминает нам о той чаше, которую Господь благословил на Тайной Вечере. Св. Иоанн Златоуст пишет:

«Апостол Павел говорит: чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? (1 Кор. 10, 16). … Чашею благословения апостол назвал ее потому, что мы, держа ее в руках, прославляем Бога, удивляемся и изумляемся неизреченному Его дару, благословляя Его, что Он пролил Кровь Свою для избавления нас от заблуждения, и не только пролил, но и преподал ее всем нам.» (Св. Иоанн Златоуст. Таинство Чаши Христовой). В центре иконы Святой Троицы, написанной прп. Андреем Рублевым, находится чаша – символ Искупительной жертвы.

Чаша является также символом полноты и изобилия: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову»(Пс. 115,4).

 

 

 

Пальма

Вход Господень в Иерусалим. Мозаика XII в. Палатинская капелла. Палермо

Евангелист Иоанн Богослов повествует о входе Господа в Иерусалим:

«На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин, 12, 12- 13).

Свт. Николай Сербский пишет:

«Пальма и кедр ливанский есть символы праведников. Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане… (Пс.91:14-15).» Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы.

А. С. Уваров говорит о том, что пальма – символ победы, который в христианстве «вместо значения победы земной перенесен на духовную победу, на победу над смертью» (А. С. Уваров. Христианская символика).

Нимб

Крещатый нимб (икона Спаса Вседержителя из монастыря Святой Екатерины, Синай VI в)

Нимб (от лат. «nimbus» — «облако», «сияние») – сияние, изображаемое на иконах вокруг главы и символизирующее присутствие Божественной благодати и обожение подвижника. У Богочеловека Иисуса Христа нимб изображает Божественную славу (благодать), изначально присущую Иисусу Христу по Его Божественной природе.

Христианский нимб имеет предысторию уже в Ветхом Завете. Например, когда Моисей сошел с Синая со скрижалями, то «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29). В Новом Завете встречается описание лика первомученика Стефана, подобного ангельскому лику. Нимб символически отображает тайну Божественного присутствия в праведном человеке и передает тайну благодатного нетварного света, которому становится сопричастен человек по мере прохождения духовного подвига и соединения с Богом.

Всевидящее Око

Икона «Всевидящее Око Божие». Поволжье, 19 в.

Всевидящее Око — композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Появляется в русской иконографии с конца XVIII века как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части. Позднее из купольного изображения переходит в изображение, выполненное на иконописной доске, как икона. В Псалтири говорится: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс.32:18).

«Всевидящее Око» изображено на главном портике Казанского собора в Санкт-Петербурге.

 

  Медаль «В память Отечественной войны 1812 года» с изображением «Всевидящего Ока»       учреждена императором Александром I 5 февраля 1813 года.

 

 

Лабарум

Император Гонорий держит лабарум с латинской фразой «Именем Христа всегда победишь».

Лабарум (Labarum) — знамя, установленное первым христианским императором Константином Великим для своих войск; имело на конце древка монограмму Иисуса Христа (хризму), а на самом знамени надпись: “Hoc vince” (“сим побеждай”).

Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. 320). Согласно этому автору, образ лабарума явился Константину во сне накануне битвы у Мульвийского моста (312). Одновременно он услышал голос, произносящий слова: греч. ἐν τούτῳ νίκα — лат. «In hoc signo vinces», то есть «с этим знаком победишь». По настоянию Константина, его солдаты поместили изображение лабарума на своих щитах и на следующий день одержали победу, которая доставила их предводителю императорский трон.

В церковном обиходе лабарум заменила хоругвь – знак победы христианской Церкви над миром.

В иконописной традиции ангелов и архангелов изображают с лабарумом на длинном древке. Близость христограммы по графике к букве «живете» делает лабарум также знаком Воскресения и жизни вечной во Христе.


К списку новостей
Новости

26.03.2024

После богослужений в храме прп. Макария Египетского состоялась встреча со студентами

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете

прочитать новость

23.03.2024

Расписание богослужений на 25 — 31 марта (2-я седмица Великого поста)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 25 — 31 марта (2-я седмица Великого поста)

прочитать новость

20.03.2024

Поздравление студентов и выпускников Санкт-Петербургского Горного университета

Поздравление студентов и выпускников Санкт-Петербургского Горного университета настоятелю Князь-Владимирского собора протоиерею Владимиру Сорокину с 85-летием

прочитать новость

20.03.2024

Аудиозапись передачи «Служение» на радио Град Петров

Аудиозапись передачи Елены Абламской «Служение» на радио Град Петров, посвященной работе Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии

прочитать новость

19.03.2024

После богослужений в храме прп. Макария Египетского поздравили настоятеля отца Владимира с отмечавшимся 85-летием со Дня рождения

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете

прочитать новость