РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!
23 апреля, в среду Светлой седмицы в рамках проходившей в Российской национальной библиотеке секции «Духовная культура» VIII научной конференции «История отечественной культуры в архивных документах» были представлены доклады, посвященные торжественной юбилейной дате – 100-летию преставления Святейшего Патриарха Тихона.
Ведущий секции историк Никита Владимирович Гольцов рассказал о созданной на материалах Российской Национальной библиотеки виртуальной выставке, посвященной отмечаемой памятной дате. Выставка ныне опубликована на сайте РНБ и включает разделы: «До патриаршества»; «Патриарший жребий», «Кампания по изъятию церковных ценностей»; «Обновленческий раскол».
И.о. секретаря Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии Екатерина Михайловна Карловская выступила с докладом на тему «Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон в показаниях участников Петроградского процесса 1922 года «Об изъятии церковных ценностей». Доклад основан на материалах 27-томного следственного дела, расшифровка протоколов допросов обвиняемых ныне ведется Комиссией по канонизации.
Весной 1922 года Святитель Тихон был привлечен к суду по обвинению в организации сопротивления изъятию церковных ценностей. 6 мая 1922 г. после неоднократных допросов Патриарх Тихон был заключён под домашний арест (официальное постановление о домашнем аресте было подписано 31 мая 1922 г.). С мая 1922 года по 26 июня 1923 года Патриарх находился в изоляции. Это дало повод советской власти с помощью представителей созданного при участии властей обновленческого движения совершить попытку отстранения Предстоятеля Русской Церкви от власти обманным путем. К этому моменту стало очевидным, что отстранение Патриарха насильственными методами не получит народной поддержки.
25 марта в «Петроградской правде» и «Красной газете» было опубликовано «Воззвание группы священников». Трое из подписавших «Воззвание 12-ти», протоиерей Александр Введенский, священники Евгений Белков и Владимир Красницкий, в мае были направлены ГПУ в Москву, для попытки отстранения Святейшего Патриарха Тихона от церковного управления.
Предъявленное Святителю Тихону обвинение послужило причиной многочисленных вопросов, поставленных представителями Трибунала участникам Петроградского процесса в ходе судебных заседаний. Выраженное подсудимыми согласие с позицией Святителя Тихона становилось для представителей Трибунала несомненным доказательством их виновности.
В частности, в обвинительном заключении значилось:
«После издания постановления ВЦИК от 16 февраля 1922 г. об изъятии церковных ценностей Патриарх Тихон, Митрополит Петроградский Вениамин и др. князья церкви, следуя директивам, идущим от международной буржуазии, вступили на путь борьбы с Советской властью… Действуя с благословения Патриарха Тихона, поддерживая его преступную деятельность, Митрополит Петроградский Вениамин совместно с Правлением приходов православной русской церкви вырабатывали способы противодействия рабоче-крестьянской власти в проведении декрета».
В следственном деле содержится телеграмма Верховного Трибунала ВЦИК с требованием немедленно отправить в Москву материалы дела, в которых фигурирует Патриарх Тихон. Требуемые материалы были направлены из Петргубревтрибунала в Москву.
В ходе допросов вопросы, связанные со святейшим Патриархом Тихоном, были заданы участникам процесса — священномученику Вениамину, Митрополиту Петроградскому, преподобномученику архимандриту Сергию (Шеину), мученикам Юрию Новицкому и Иоанну Ковшарову.
Петроградский процесс сопровождался лживыми клеветническими публикациями в советской прессе. К примеру, 31 марта 1922 года газета «Правда» написала: «Петроградский архиепископ Вениамин выпустил воззвание своим архипастырям, в котором призывает духовенство противодействовать сдаче ценностей, даже добровольной, мотивируя это тем, что патриарх не дал своего благословения».
Еще в своем обращении в Помгол от 5 марта 1922 года Митрополит Вениамин указывал на то, что пожертвование церковных ценностей возможно только с благословения высшей церковной власти.
В ходе допроса митрополиту были заданы вопросы, касающиеся поездки в Москву Председателя Правления общества православных приходов Юрия Новицкого. В своих ответах Митрополит Вениамин указал на то, что Юрий Новицкий передал благословение Патриарха Тихона на пожертвование церковных ценностей, в том числе до священных сосудов, при условии соответствующего к нему обращения.
Представители обвинения задавали Митрополиту Вениамину вопросы относительно предпринятой деятелями обновленческого движения попытки захвата церковной власти. Однако сщмч. Вениамин не поддался на обманные заверения обновленцев и подтвердил свою лояльность патриарху Тихону:
«ГОС. ОБВ(ИНИТЕЛЬ): Да, но линия поведения Вам известна, что Высшее церковное упр(авление) не находится в руках Патриарха?
КАЗ(АНСКИЙ): Мне это неизвестно. Мне известно только то, как было заявлено протоиереем Введенским, что Святейший Патриарх учредил, открыл новое Высшее церк(овное) управл(ение).
ГОС. ОБВ.: Это устно, или каким-нибудь документом имеется?
КАЗ(АНСКИЙ): Он заявил об этом и показал документ за подписью епископа Леонида, но документ без печати.
ГОС. ОБВ.: Это не важно – печать.
КАЗ(АНСКИЙ): Я просил его, я говорю – представьте мне подтверждение, что действительно с благословения Святейшего Патриарха это делается…»
На вопрос обвинения о причине отлучения от Церкви протоиерея Александра Введенского и священников Владимира Красницкого и Евгения Белкова Митрополит Вениамин ответил:
«КАЗ(АНСКИЙ): …они приняли высшую церковную власть сами и стали распоряжаться.
ОБВ.: Откуда Вам все известно, что они сами взяли?
КАЗ(АНСКИЙ): Известно из того, что они не представили никаких доказательств, что они действовали по благословению Святейшего Патриарха».
Далее в протоколе допроса значится:
«ГУРОВИЧ: …Считаете ли Вы, что между Патр(иархом) Тихоном и Вами нет разноречий по существу вопроса?
КАЗАНСКИЙ: Нет.
ГУРОВИЧ: В смысле самой формы с ним тоже единогласны?
КАЗАНСКИЙ: Да».
Страницы протокола допроса мученика Юрия Новицкого повествуют о его поездке в Москву к Святейшему Патриарху Тихону.
В своих ответах Юрий Новицкий указывает:
«Я просил Патриарха, чтобы он дал обращение о помощи голодающим, которое он выпустил и которого у нас нет, затем и Инструкцию Епархиальным Архиереям. Патриарх дал и то и другое, и сказал, что по этому поводу он имел переписку с московским ЦИКом, с Калининым, что сейчас этот вопрос поставлен очень остро. Если мы думаем, что церкви Петрограда жертвуют, и что эти пожертвования будут приняты, то он разрешит жертвовать и то, что у него не указано в воззвании. Я сказал, что это не указано в воззвании, но мы думаем, что можно отдать все. На это он сказал: пусть Епархиальный архиерей обратится ко мне, и я им разрешу».
Ситуация, сложившаяся в Церкви к этому моменту, была очень сложной и напряженной. В своих ответах Юрий Новицкий отмечает, что Патриарх «был чрезвычайно расстроен и со мной не хотел даже говорить».
Поездка Юрия Новицкого к Патриарху в Москву впоследствии стала одним из оснований для вынесения ему смертного приговора. В обвинительном указывалось, что он «для осуществления контрреволюционного замысла против рабоче-крестьянской власти с целью организации единого фронта непосредственно сносился с Патриархом Тихоном, получая от него указания и директивы».
Прмч. Сергий (Шеин), участник Поместного Собора 1917 – 1918 годов, в своих ответах подчеркивал свою аполитичность, говоря: «Церковь так богата разносторонней духовной жизнью, что можно найти в ней интерес и удовлетворение и вне вопросов церковно-общественной жизни. В Церкви есть огромная мистическая жизнь».
При этом он говорит о том, что поднятый на Поместном Соборе вопрос о Патриаршестве, несомненно, имел для него большое значение.
Мученику Иоанну Ковшарову были заданы вопросы относительно различия между посланиями Патриарха Тихона и Митрополита Вениамина.
Иоанн Ковшаров отвечал, что, с его точки зрения, различие, несомненно, есть: в посланиях патриарха Тихона говорится о возможности пожертвования ценностей, не имеющих богослужебного значения, а в посланиях Митрополита речь идет о возможности пожертвовать все имеющиеся ценности на нужды голодающих.
Протоиерей Николай Чуков, впоследствии – Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, отвечая на вопрос о том, делал ли Юрий Новицкий сообщение в Обществе православных приходов о своей поездке в Москву к Патриарху Тихону, говорит:
«Он говорил по нескольким вопросам, о коих он у Патриарха справлялся; по нашему отделу пастырскому, относительно взгляда на общую исповедь, относительно церковного устава, и, в частности, по поводу изъятия он передал, что Св. Патриарх ничего не будет иметь против, если Митрополит по местным условиям обратится к нему о том, чтобы отдать больше, чем предполагалось… Так что он сказал, что Патриарх разрешит, если Владыка Митрополит обратится к нему, и гарантировал Митрополиту полную свободу действия в этом отношении. Такое известие привез профессор из Москвы».
В своих ответах на вопросы обвинения протоиерей Николай Чуков также засвидетельствовал:
«ЧУКОВ: Исполнение декрета было конечной целью, к которой нужно подводить сознание масс…
КРАСИКОВ: Вы хотели сгладить слишком правое отношение к этому вопросу патриарха Тихона, вы не хотели компрометировать его в глазах масс, хотя бы порицая его взгляды?
ЧУКОВ: Для нас, рядовых священников, важен взгляд местной власти, нашего епископа.
КРАСИКОВ: Вы считаетесь со взглядом Тихона?
ЧУКОВ: Для нас важен взгляд нашего Митрополита, а Митрополит считался с мнением Патриарха».
Вопрос о поездке Юрия Новицкого в Москву к Патриарху Тихону был задан и секретарю Правления Общества православных приходов Николаю Александровичу Елачичу.
На вопросы обвинения Елачич отвечает:
« Я слыхал, что владыка Патриарх с интересом выслушал сообщение о наших работах, спрашивал, какие, между прочим, те работы, которые я производил, о соглашении мертвого приходского устава с постановлениями Советского законодательства, которыми я занимался. Что Патриарх Тихон выражал пожелание, чтобы эти работы продолжались, доводилось до его сведения, что нами делается, и прислал нам благословение».
«ПРЕД(СЕДАТЕЛЬ): … Вы говорите, что у вас в Правлении была одна точка зрения на помощь голодающим, а в Москве другая. Какая разница вашей точки зрения?
ЕЛАЧИЧ: Наша точка зрения та, что на эту цель все церковное достояние может быть отдано».
Особый интерес представляют показания видного деятеля обновленческого движения Владимира Красницкого, являвшегося на тот момент клириком Князь-Владимирского собора и впоследствии занявшего место осужденного в ходе процесса настоятеля храма священноисповедника протоиерея Михаила Союзова.
Ложные показания Владимира Красницкого стали основанием для вынесения обвинительного приговора представителям Петроградского духовенства и мирян. К примеру, Красницкий говорит:
« …Послание Патриарха Тихона не основательно, как это было вполне доказано, основано на совершенно не относящихся к делу церковных канонах, было подтверждено Преосвященным Митрополитом Вениамином… Это послание стало лозунгом, по которому приходские советы стали подготавливать противодействие отдаче ценностей, причем мне, как приходск(ому) священнику, по слухам видно было, что центром этого противодействия явилось Правление православных приходов».
Владимир Красницкий, один из трех участников поездки к Патриарху Тихону с целью добиться от него отречения от церковной власти, приводит следующие недостоверные сведения:
« Высшее Церковное Управление организовано в настоящее время в Москве следующим образом. В основе его лежит резолюция Патр(иарха) Тихона, данная на прошение 3-х священников, которая явилась к нему в ночь 12-го мая и получила от него отречение от управления».
Подлинный текст резолюции Патриарха приведен в дневниковых записях протоиерея Николая Чукова. Он таков:
“6/19 мая 1922 г. Поручается поименованным лицам принять и передать Высокопреосв. Агафангелу (Преображенскому) синодские дела при участии секретаря Нумерова, а по Московской епархии – Преосв. Иннокентию (Летяеву) епископу Клинскому, а до его прибытия Преосвященному Леониду (Скобееву.), епископу Верненскому при участии столоначальника Невского. Патриарх Тихон”.
В своих показаниях Красницкий приводит вымышленные факты о якобы имевшем место быть влиянии представителей кадетской партии на церковную жизнь, о якобы существовавшем послании Митрополита Вениамина к казакам. Целью всех этих выдуманных фактов являлась попытка представить духовенство как политизированный, враждебный действующей власти класс, оправдать раскольническую деятельность обновленческого движения.
Реакцией церковных властей на опубликованное в печати письмо 12-священников с обвинениями Петроградского духовенства в нежелании оказать помощь голодающим и захват обновленцами власти стало отлучение трех лидеров обновленческого движения от Церкви Митрополитом Вениамином.
Народное предание говорит о том, что когда в Александро-Невскую Лавру пришли арестовывать митрополита Вениамина, в числе арестовывавших был протоиерей Александр Введенский, как представитель новосозданного Высшего церковного управления. Он подошел к митрополиту за благословением. «Отец Александр — сказал ему Владыка, — ведь мы с вами не в Гефсиманском саду».
Происходивший в переломную историческую эпоху Петроградский процесс 1922 года стал испытанием на верность для представителей Петроградского духовенства и мирян. Большинство из них выдержали испытание достойно, сохранив верность православной христианской вере и церковному священноначалию.
9 октября 1989 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был прославлен в лике святых Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России.
Архиерейским Собором РПЦ 31 марта — 5 апреля 1992 г. были прославлены сщмч. Митрополит Петроградский Вениамин, прмч. Сергий (Шеин), мученики Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров; 16 июля 2005 года был причислен к лику святых сщмч. протоиерей Михаил Чельцов, 25 августа 2022 года — священноисповедник протоиерей Михаил Союзов. Работа по изучению материалов Петроградского процесса продолжается.
20.05.2025
Отошел ко Господу настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин20 мая отошел ко Господу настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин
прочитать новость15.05.2025
В Князь-Владимирском соборе состоялась встреча священнослужителей Петроградского благочинияВ Князь-Владимирском соборе состоялась встреча благочинного Петроградского округа иерея Сергия Латушко с духовенством благочиния
прочитать новость13.05.2025
ЛИКИ СИНОДИКА. Святые новомученики и исповедники. МайЛИКИ СИНОДИКА. Святые новомученики и исповедники Северо-Западного региона России. Май
прочитать новость13.05.2025
Князь-Владимирский собор посетили слушатели курса «Основ христианской веры»Князь-Владимирский собор посетили слушатели курса «Основ христианской веры» при Эстонском Евангелическо-лютеранском приходе св. Иоанна
прочитать новость10.05.2025
Расписание богослужений на 12 — 18 маяРасписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 12 — 18 мая
прочитать новость