РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

Обзор новостей религиозной жизни. Сентябрь

Прошла конференция по профилактике религиозного экстремизма

Конференция «Конфессиональные СМИ и профилактика религиозного экстремизма. Формирование позитивного образа восприятия конфессий Санкт-Петербурга» прошла 27-29 сентября в административно-деловом центре «Невская ратуша». Ее организовал городской отдел по связям с религиозными объединениями. Участниками стали представители отдела, традиционных религиозных конфессий, экспертного, научного сообществ, СМИ, религиоведы, сотрудники органов власти.

28 сентября «круглый стол» на тему «Формирование позитивного образа восприятия конфессий Санкт-Петербурга» провели начальник отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов и главный специалист отдела Антон Винокур.

Санкт-Петербургскую епархию представляли сотрудники информационного отдела Анастасия Мясоедова (сектор коммуникаций), Тимур Щукин (журнал «Вода живая») и Татьяна Кириллина (ИА «Вода живая»).

Главный редактор радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» протоиерей Александр Степанов посвятил выступление теме современных медиа как инструмента христианского благовестия на опыте радио «Град Петров». Он отметил, что важный аспект деятельности церковных СМИ — привлечение молодежной аудитории. Молодежь не слушает радио как таковое — может слушать музыку, но содержательный, разговорный жанр ею не востребован. Пытались делать молодежные программы, организовали группу «ВКонтакте», чтобы обсуждать темы, интересные молодой аудитории. Группа быстро разрослась, но при наличии нескольких тысяч подписчиков выяснилось, что люди готовы обсуждать, какие темы им интересны, но не готовы… слушать сами передачи, помнить, что в такой-то день и час выйдет в эфир такая-то программа, и надо включить трансляцию.

«Молодежь ищет то, что ей нужно в данный момент: например, кто-то прямо сейчас хочет узнать о Святой Троице или о религиозных представлениях Достоевского, — сказал отец Александр. — Они вбивают тему в поисковик, а дальше, если хотят покороче, смотрит материал в «Википедии», а если готовы знакомиться более глубоко — ищут содержательные текстовые статьи, могут обращаться и к аудиоконтенту: многие любят слушать передачи и лекции, бегая по утрам или находясь в общественном транспорте. Мы пришли к тому, что контент мы должны трансформировать в удобную форму — в сервис подкастов. Там закачан огромный объем материала, более тысячи архивов. Если сравнивать со светским аналогом, то это — «Арзамас». Понятно, что у нас гораздо больше программ на религиозные темы, но также много на темы исторические, философские, музыкальные, детские; есть у нас и аудиокниги. Большинство наших слушателей — люди светские и не связанные с религиоведением. Для продвижения контента надо также развивать социальные сети. Поначалу в нашей группе «ВКонтакте» были поздравления с праздниками, объявления о событиях, анонсы. Мы поняли, что надо предпринять дополнительные шаги для популяризации, что у нас не хватает профессиональных знаний, чтобы выполнить нашу основную задачу — привлечение людей к духовным проблемам, далее — к христианству, православию, церковной жизни. Мы обратились к специалистам, они посоветовали, как надо представлять контент, чтобы его заметили. Стали развивать также YouTube-канал, так что сейчас можно послушать все, что люди не успели послушать в эфире».

Главный научный сотрудник Центра религиоведческих и этнополитических исследований ЛГУ имени Пушкина Татьяна Пронина в докладе «Религиозная тема в российской медийной повестке» констатировала, что религиозное возрождение, на которое так надеялись в начале 1990-х, не состоялось: наше общество осталось секуляризованным, интерес к религиозным вопросам у него минимальный. В качестве примера докладчица привела результаты исследований в одном из регионов, большинство населения которого определяли себя как православных: в период Великого поста наблюдался огромный интерес к передаче «Битва экстрасенсов». Церковные деятели, к сожалению, не стали весомыми спикерами в общем информационном пространстве. Чиновники, даже если объявляют себя православными, мыслят вне церковной парадигмы. В основном «лицо» Церкви определяют медиа, которые не всегда настроены дружелюбно. Коснулась она и вопроса участия церковных деятелей в ток-шоу. Здесь важно, чтобы эксперты, которых туда приглашают, были, с одной стороны, компетентными в обсуждаемом вопросе, с другой — у них должна отсутствовать агрессия по отношению к людям, занимающим иную позицию. Важным инструментом, который мог бы повлиять на отношение общества к вере и Церкви, она назвала художественные фильмы на религиозную тему.

Доцент кафедры телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Михаил Фатеев посвятил свое сообщение рассказу о христианах Донбасса на основе поездок в ЛНР и ДНР в 2017-м и 2020 годах.

Председатель совета общины святой Екатерины на Васильевском острове (Евангелическо-Лютеранская Церковь России) Эльвира Жейдс рассказала об истории Смоленского лютеранского кладбища, подчеркнув, что на этом кладбище покоятся представители самых разных вероисповеданий. Она заострила внимание на том, что один из склепов в свое время использовался для съемок фильма «Брат», из-за чего впоследствии стал популярным туристическим местом. Любители фотографироваться в этом склепе проявляют неуважение к памяти тех, чьи останки там покоятся, а журналисты только подогревают нездоровый интерес, называя его в своих публикациях «склепом из фильма «Брат». Эльвира Жейдс обратилась к журналистскому сообществу с просьбой прекратить эту практику.

Специалист городского комитета по печати и взаимодействию со СМИ Ольга Коротченкова призвала журналистов при освещении религиозной тематики обращаться к профессиональным экспертам.

В рамках конференции состоялись экскурсии в Государственный музей истории религии и Музей христианской культуры, пресс-тур Петрикирхе — лютеранская церковь святой Марии — Смоленское лютеранское кладбище.

 

Реставрационный совет Третьяковки готовит протокол о состоянии «Троицы» Рублева

Москва. 28 сентября. Реставрационный совет Третьяковской галереи подготовит протокол о состоянии иконы «Троица» Андрея Рублева и определит меры по стабилизации ее состояния.

Согласно сообщению, опубликованному в официальном телеграм-канале Третьяковки, 8 сентября в галерее прошло заседание расширенного реставрационного совета, посвященное анализу состояния иконы «Троица».

«По итогам заседания будет оформлен протокол, описывающий состояние иконы и определяющий меры, необходимые для стабилизации ее состояния», — говорится в сообщении.

До этого момента галерея просит воздержаться от каких-либо преждевременных оценок и выводов о состоянии образа.

«Икона Андрея Рублева «Святая Троица» находится в депозитарии Государственной Третьяковской галереи под наблюдением специалистов», — отмечается в сообщении.

Ранее в СМИ со ссылкой на телеграм-канал искусствоведа Ксении Коробейниковой, у которой якобы в распоряжении оказался протокол заседания реставрационного совета Третьяковской галереи, появилось сообщение, что на иконе «Троица» Рублева обнаружили 61 «существенное изменение» после отправки на богослужение в Троице-Сергиеву лавру в июле. Икона получила «многочисленные шелушения красочного слоя», которые «грозят утратами и нуждаются в срочной консервации», пять участков сочли аварийными.

17 июля руководитель пресс-службы Троице-Сергиевой лавры Татьяна Денисюк сообщила «Интерфаксу», что впервые после Октябрьской революции «Троицу» привезли в Троице-Сергиеву лавру, где проходили торжества, посвященные 600-летию обретения мощей Сергия Радонежского. Икона находилась в специальной витрине в Троицком соборе лавры два дня.

Как сообщили «Интерфаксу» в Минкультуры РФ, икона была перевезена из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру в специально изготовленной климатической витрине. В свою очередь в Третьяковке отметили, что транспортировка была проведена с соблюдением всех необходимых предосторожностей, а в лавре образ поместили в специально созданную для этих целей капсулу, которая поддерживает привычный для нее климат. Прошение об отправке иконы в лавру поступило от руководства Церкви и было удовлетворено после «всесторонней оценки рисков, связанных с транспортировкой».

«Троица», написанная Андреем Рублевым в XV веке, является самым знаменитым из его произведений и одной из двух (вместе с фресками во Владимире) сохранившихся работ, которые, как считают ученые, достоверно принадлежат ему.

 

Прошла конференция, посвященная 100-летию Петроградского процесса

Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» провел 27-28 сентября конференцию «Светильник всесветлый во граде святаго Петра явился еси…», посвященную 100-летию духовного подвига священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и начала изъятия церковных ценностей.

Доклады были посвящены темам жизни и служения митрополита Вениамина, новомучеников и исповедников Церкви Русской, изъятию церковных ценностей в 1920-е годы, а также проблемам сохранения выдающихся произведений монументального искусства (живописи, скульптуры, мозаики), предметов декоративно-прикладного искусства.

Председатель епархиальной комиссии по канонизации, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин выступил с докладом «Уроки Петроградского процесса», посвятив его духовному осмыслению этого события. Отец Владимир привел ныне доступные подлинные свидетельства новомучеников и исповедников, найденные в архивах.

Помощник настоятеля по научно-исторической деятельности Екатерина Карловская рассказала о новопрославленном святом — священноисповеднике протоиерее Михаиле Союзове (1869-1922), невинно осужденном в ходе Петроградского процесса. Он был прославлен решением Священного Синода в августе 2022 года.

В течение последних двух лет комиссией по канонизации велась разработка жизнеописания протоиерея Михаила Союзова и подготовка материалов к его прославлению в лике святых. Источниками исследования стали материалы следственного дела. С подробным жизнеописанием отца Михаила знакомит созданная в соборе виртуальная выставка.

 

Команда «Митрополия» приняла участие в Кубке России по мини-футболу

Футбольная команда «Митрополия», представляющая Санкт-Петербургскую епархию, впервые приняла участие в Кубке России по мини-футболу. Групповой этап проходил в Городце Нижегородской области 23-25 сентября. «Митрополия» была единственным представителем Санкт-Петербурга.

Прошли три игры с сильными соперниками из регионов России. Несмотря на высокий уровень противостоящих команд, «Митрополия» показала достойную игру в первых двух матчах с командами Высшей лиги чемпионата Россия («Футбол-Хоккей Нижний Новгород» и «Поморье» Архангельской области). А в третий день со счетом 7:5 в Кубке России была обыграна команда «КБ-52» из Нижегородской области.

Игроки из Санкт-Петербурга получили опыт игр на высоком уровне, который поможет сделать качественный шаг в развитии мастерства.

Одним из лучших бомбардиров группового этапа Кубка России стал нападающий «Митрополии» Григорий Зинченко, забивший в трех играх 7 мячей.

 

Состоялся спектакль о новомученице Татиане Гримблит

В церковном доме храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове 23 сентября показали спектакль, посвященный новомученице Татиане Гримблит. В этот день совершается память прославленной 20 лет назад святой.

Руководитель театра «АртПространствоЛист» Евгения Мацуль рассказала, что идея постановки принадлежит протоиерею Владимиру Сорокину — настоятелю Князь-Владимирского собора, председателю епархиальной комиссии по канонизации. Сценарий, основанный на фактах жития новомученицы, рождался уже совместно с артистами.

«Есть явное ощущение, что всех нас — священников и артистов — соединила святая Татиана. Я не была уверена, что спектакль получится, ведь здесь нет кипения страстей, чувств — всего того, что так захватывает зрителя. Однако спектакль затронул их сердца, по их просьбам мы даже дополнили его некоторыми сценами», — сказала она.

Архивные протоколы допросов и письма святой передают дух послереволюционных годов, когда мир раскололся и отверг Бога, а оставшиеся верными Христу стали изгоями. Не только сотрудникам НКВД, но и родственникам и знакомым святой было непонятно, зачем христианам лишать себя мирских удовольствий и терпеть лишения. Однако строки писем к заключенным пастырям и их ответы дышат миром и любовью, стремлением перенести невзгоды и поддерживать друг друга.

«Помощь нуждающимся, служение ближним были внутренней потребностью святой. Подражая древним мученикам, она деятельно свидетельствовала о евангельской истине. Не имея значительных материальных ресурсов, она, однако, творила добро кому только могла — это поражало даже противников веры. Ее молитвами да даст нам всем Господь силы творить добро, где только возможно», — обратился к зрителям после просмотра настоятель храма протоиерей Вадим Буренин.

Имя Татианы Гримблит мало кто знает. Более известна мученица Татьяна Римская, а о своей соотечественнице, меньше ста лет назад принявшей смерть за исповедание Христа, слышали немногие. Однако почитание ее растет — причиной тому также трогательные стихи, которые она писала. Исполнительница ee роли — Юлия Копылова-Вылкова — прочитала некоторые из них, а после спектакля одна из зрительниц поделилась своим любимым стихотворением святой о любви и Боге.

Татиана Гримблит родилась 14 декабря 1903 года в Томске. Работала воспитательницей в детской колонии, затем фельдшером. Посвятила жизнь помощи ближним, прежде всего нуждающимся заключенным. Была расстреляна 23 сентября 1937 года, погребена в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. 17 июля 2002 года причислена к лику святых.

 

Патриарх Кирилл призвал молиться о воссоединении Святой Руси

Москва. 21 сентября. ИНТЕРФАКС – В годовщину Куликовской битвы патриарх Кирилл призвал к преодолению раздоров на просторах исторической Руси.

«Сегодня Отечество наше, историческая Русь проходит через тяжелые испытания. Мы знаем, что происходит на Украине. Мы знаем, какая опасность нависла над украинским народом, который пытаются переформатировать – из части Святой единой Руси сделать государством, противным этой Руси, вражеским по отношению к России», — сказал патриарх в проповеди после литургии в Зачатьевском монастыре Москвы.

По его мнению, «очень важно, чтобы в наших сердцах не возникало вот этого чувства – что там враг».

«Поэтому сегодня мы еще и еще молимся Господу, чтобы Господь умирил Русь, чтобы установил междоусобные брани, чтобы воссоединилась Русь Святая в том смысле, чтобы никакие раздоры и разделения не терзали наследников той самой единой Святой Руси. И вот сегодня, когда мы вспоминаем победу народа нашего в Куликовской битве, мы просим, чтобы без всяких особенных битв и кровопролитий пришла подлинная победа, которая бы вновь нам вернула духовное единство, мир, благополучие и взаимную любовь», — сказал патриарх.

«Пусть покров Царицы Небесной простирается над ее уделом – над Святой Русью, пусть святые угодники Божии, одинаково прославляемые и почитаемые в России и на Украине, в Белоруссии и других уголках исторической Руси, молятся сегодня за нас недостойных и вооружают нас правильными мыслями, нужными словами, но самое главное – правильными делами, через которые мог бы прийти мир и благополучие на землю Святой Руси», — заключил свою проповедь предстоятель Церкви.

 

При храмах по «программе-200» будут создавать детские сады

 Москва. 19 сентября. ИНТЕРФАКС – В помещении приходских домов новых храмов Москвы начнут работать православные детские сады, сообщил «Интерфаксу» куратор «программы-200», депутат Госдумы Владимир Ресин.

По его словам, первый такой детсад, рассчитанный на 12 человек, открылся в минувшую субботу при храме Торжества Православия в Алтуфьеве. Он организован для детей прихожан, а также для детей, родители которых решат воспитывать их в православной вере и традиционных ценностях. Идея создания православного детского сада, которую поддержал патриарх Кирилл, принадлежит управляющему Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами Москвы архиепископу Егорьевскому Матфею.

«Непрерывное образование при храмах позволит компенсировать и преодолеть недостатки существующей системы обучения, — отметил Ресин. — Мы за 12 лет построили 100 храмовых комплексов, и в каждом храмовом комплексе есть приходская школа. А значит, помимо школ, которые строит правительство Москвы, построено еще 100 школ на внебюджетной основе. Но детского садика до этого не было, это первый такой проект в программе — так сказать, первая ласточка. Даст Бог, не последний. Надо сделать так, чтобы в каждом храмовом комплексе вместе со школой был бы приходской детский садик».

Ресин рассказал, что, хотя первый детский сад небольшой, рассматривается возможность создавать в дальнейшем более крупные православные детсады, которые станут подспорьем городским программам и позволят решить проблему нехватки мест в муниципальных садах.

«Родители смогут отдавать детей в садик в своем районе, при храме и быть уверенными, что дети получат полноценное нравственное воспитание. Пока сложно сказать, как именно будет выглядеть конечный результат, кого будут брать воспитателями, часы работы и прочее, но будем работать в это направлении вместе с приходами», — сказал Ресин, выразив надежду, что к этому проекту подключатся новые благотворители.

 

Новый глава РПЦЗ возведен в сан митрополита

Москва. 19 сентября. ИНТЕРФАКС – Епископ Восточно-Американский и Нью-Йоркский Николай, избранный на этой неделе новым первоиерархом Русской православной церкви за границей, возведен в сан митрополита, сообщает сайт РПЦЗ.

Церемония состоялась в субботу после всенощного бдения в Знаменском соборе Нью-Йорка. Епископ Николай вышел через царские врата на амвон в черном клобуке и обыкновенной архиерейской мантии. Затем митрополит Берлинский и Германский Марк и архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл преподнесли избраннику голубую мантию и белый клобук, который он возложил на себя сам при помощи иподиаконов. Митрополит Марк возгласил «Аксиос» («достоин» – греч.), это слово сначала пропели архипастыри и клир, а потом и хор. После этого митрополит преподал благословение клиру и прихожанам.

В воскресенье, 18 сентября, во время литургии в Знаменском соборе было совершено настолование (интронизация) митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Николая.

Избрание нового первоиерарха РПЦЗ состоялось 13 сентября на Архиерейском Соборе Русской зарубежной церкви. На следующий день это решение утвердил Священный Синод в Москве.

Предыдущий глава РПЦЗ митрополит Иларион (Капрал) скончался 16 мая после продолжительной болезни на 75-м году жизни.

 

Более полутора сотен студентов из Африки начали учиться в Московской духовной академии

Москва. 16 сентября. ИНТЕРФАКС – Свыше полутора сотен граждан африканских стран стали студентами Московской духовной академии в этом году, сообщил патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид.

«Как уже неоднократно говорил, особое внимание уделяем образовательным процессам в Экзархате. По понятным причинам мгновенно нарастить богословское образование на континенте не получится. Нужно время», — сообщил он в пятницу у себя в телеграм-канале.

По словам митрополита, до 20 человек из Африки приедут в этом году в духовные школы России на курсы русского языка с последующим получением полного богословского образования.

«Но есть и промежуточные решения, — отметил патриарший экзарх. – Так, Московская духовная академия начинает годичные богословские онлайн-курсы на английском языке».

Всего, как сообщил митрополит, от патриаршего экзархата в академию поступили 157 человек из 19 стран Африки.

Африканский экзархат Русской православной церкви был образован в конце 2021 года после того, как более сотни священников из Африки обратились с просьбой о переходе в Московский патриархат из Александрийского. Поводом послужило решение главы Александрийской православной церкви патриарха Феодора признать неканоническую Православную церковь Украины. Решение РПЦ образовать в Африке экзархат вызвало негодование Александрийского патриархата, канонической территорией которого до тех пор считался африканский континент.

 

Праздник перенесения мощей святого Александра Невского отметил Санкт-Петербург

В праздник  перенесения мощей  святого Александра Невского, 12 сентября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Вострский Тимофей, экзарх Гроба Господня, представитель Иерусалимского Патриархата на Кипре, епископы Выборгский и Приозерский Игнатий, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, духовенство митрополии.

Среди молящихся были председатель Заксобрания Александр Бельский, депутат Госдумы Михаил Романов, вице-губернатор Борис Пиотровский, глава Центрального района Елена Федорова.

Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.

В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры Божественную литургию совершил наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий в сослужении епископа Георгиевского и Прасковейского Гедеона, протоиереев Владимира Сорокина, Александра Будникова, Валерия Дорохова, братии монастыря. Мощи святого Александра Невского были вынесены в центр собора.

Пели братский хор и смешанный хор СПбДА под управлением Раисы Гундяевой.

После Божественной литургии состоялся крестный ход по Невскому проспекту с Казанской иконой Божией Матери. В нем участвовали священнослужители митрополии, представители приходов города, области и других регионов, общественных организаций, братств, учащиеся духовных школ, горожане. Казаки «Невской сечи» при храме Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка выполняли роль охраны, помогали полиции в поддержании порядка при продвижении верующих.

В полдень у памятника святому Александру Невскому после встречи с малым крестным ходом от Свято-Троицкого собора был отслужен молебен небесному покровителю Санкт-Петербурга. Его возглавил митрополит Варсонофий.

Правящий архиерей произнес приветственное слово.

«Церковь во все времена говорит о преодолении разобщенности, — сказал, в частности, владыка. — Сегодня нас объединило богослужение, в котором мы участвовали, вознося молитвы. Объединили любовь к Богу и Его Святой Церкви, к нашему земному Отечеству — России. Нас сближает пример святого благоверного князя Александра, которому мы стремимся следовать — каждый на своём месте, куда его призвал и поставил Господь, — сказал, в частности, владыка. — Для государственных мужей святой князь — пример мудрого и дальновидного правителя, блестящего дипломата, который в трудный час здраво оценил внутри- и внешнеполитическую ситуацию, принял верное решение для сохранения страны, у руля которой стоял. Для военнослужащих ратные подвиги Александра Невского — это пример выдающегося полководческого таланта, как храбрости и мужества на поле брани, так и миротворчества, стремления решать конфликты не только силой оружия, но убеждающим словом. Для молодых людей жизнь благоверного князя — пример того, как можно использовать еще не истраченные силы, энергию и таланты для пользы Отечеству».

«Для всех нас святой Александр — пример беззаветной преданности России и Богу, — продолжил архипастырь. — Эти качества он проявил в то время, когда другие потеряли всякую надежду, ослабли духом. Что же ему помогло? В то время князья не выдерживали давления обстоятельств, совершали неверные шаги, расплачиваясь жизнью и свободой народа. Александр Невский обладал стратегическим предвидением, мыслил не пределами одного дня, года или десятилетия — а глобальным масштабом истории. Он понимал сложность времени, в котором жил, но осознавал свою роль и ответственность в преодолении проблем не только материального, но и духовного характера. Их можно было решить через выстраивание своей жизни согласно ценностям православной веры. Где единство всегда важнее разобщенности. Где слабых и угнетённых нужно защищать, даже ценой своей жизни. Где во главу всего ставится жертвенность и любовь к людям, а не эгоизм и гордыня. Когда мы говорим о святом князе, то перед нами всплывает образ глубоко верующего человека, не просто знающего заповеди, но и живущего по ним. Он интересы Отечества ставил выше собственных, понимая, что русский народ только тогда станет единым и сильным, когда будет верен выбору равноапостольного князя Владимира, а не чуждым и навязанным со стороны идеям».

Обращаясь к горожанам и гостям Санкт-Петербурга, Александр Бельский отметил, что это праздник не только города, но всей страны: «Князь Александр Невский показал, что такое служение Отечеству. Дипломат, воин, прославивший землю Невскую, человек с непоколебимой силой духа, равных которому нет».

Борис Пиотровский передал поздравление от губернатора Александра Беглова и членов городского правительства. «В Санкт-Петербурге важны традиции, и мы делаем все, чтобы они сохранялись. Так, с 2013-го года восстановлена традиция крестного хода по Невскому проспекту в этот важный день». Вице-губернатор напомнил, что в прошлом году широко праздновалось 800-летие со дня рождения святого Александра Невского, продолжается реставрация храмов лавры его имени.

Состоялось чествование ветеранов — кавалеров ордена Александра Невского.

К могилам кавалеров ордена Александра Невского курсантами роты почетного караула при Военной академии связи были возложили венки.

Завершился праздник на площади прохождением роты почетного караула и оркестра Академии связи.

Богослужение и крестный ход транслировались на телеканале «Санкт-Петербург» и YouTube-канале Казанского собора.

На сцене, установленной слева от Свято-Троицкого собора, состоялся концерт. На территории Александро-Невской лавры прошли праздничные гуляния.

День 12 сентября неразрывно связан с историей России. В 1724 году, желая увековечить победу в Северной войне, основатель города на Неве император Петр I велел перенести сюда из Владимира мощи святого. Позже, по указу императрицы Елизаветы Петровны, день перенесения мощей святого Александра Невского стал общероссийским праздником, а в Санкт-Петербурге был учрежден крестный ход. До 1917 года от Исаакиевского собора по главной городской магистрали совершалось шествие до Александро-Невской лавры, этот день был выходным. Традиция, прерванная в годы советской власти, возобновилась во время торжеств 300-летия монастыря в 2013 году.

 

Украшения из египетского фаянса нашли в пещерном храме в Крыму

Симферополь. 12 сентября. Археологи Крымского федерального университета обнаружили частички украшений из египетского фаянса в ходе раскопок в пещерном храме Кильсе-Тубю XIV-XV веков на Мангупском плато в Бахчисарайском районе Крыма, сообщил доцент кафедры археологии и всеобщей истории вуза Валерий Науменко.

«Это, возможно, подвески, бусинки, пуговицы, на которых видны антропоморфные изображения. Их уникальность в том, что это египетский фаянс. Мы обычно встречаем вещи, выполненные из египетского фаянса, на памятниках эпохи античности, римской эпохи. Здесь же речь идет о христианском комплексе XIV-XV веков, и это удивительно. Нам предстоит разобраться, как вещи, которые мы обычно соотносим с античными памятниками, оказались здесь», — цитирует специалиста пресс-служба вуза.

Кроме того, археологи нашли кресты, крестовидные подвески, нашивки и другие украшения. «Мы нашли фрагмент креста, на лицевой стороне которого видно рельефное изображение святого, выше — петелька для подвешивания. Это нательный крест, причем не рядового человека, а, вероятнее всего, монаха, выделяющегося среди остальных братьев. Нашли еще один крестик другого плана: он сделан из согнутой двойной железной пластинки. Это крестик, который, вероятно, устанавливался близ какого-то образа, например, в нише, где находилась икона. Два следующих крестика — кресты, которыми обшивалась одежда или, что более вероятно, оклады священных книг. Они делались из дерева, обтягивались кожей и инкрустировались дополнительными украшениями», — уточнил Науменко.

В этом году специалисты начали проводить раскопки территории у храма, которые показали, что он не являлся изолированным объектом, а входил в состав монастырского комплекса. Главной достопримечательностью памятника являются частично сохранившиеся фрагменты фресковой росписи, которую традиционно датируют концом XIV — началом XV века.

Работы на территории пещерного храма Кильсе-Тубю проводятся в рамках гранта Российского фонда культуры «Волонтеры археологического наследия».

 

В РПЦ объявлен осенний сбор вещей и продуктов для мирных жителей Донбасса и Украины

Москва. 9 сентября. Патриарх Кирилл призвал верующих собрать вещи и продукты для мирных жителей Донбасса и Украины в связи с наступлением холодов.

«Сегодня, когда мы стоим на пороге осени, наступающие холодные ненастные дни заставляют задуматься о наших братьях по крови и по вере, не имеющих пока возможности вернуться к полноценной мирной жизни. По этой причине Святейший Патриарх снова обращается ко всем верным чадам Церкви Христовой с призывом проявить милосердие к страждущим мирным жителям ДНР, ЛНР и Украины и принять участие в сборе предметов первой необходимости и продуктов питания», — говорится в циркулярном письме управляющего делами Московской патриархии митрополита Дионисия архиереям Московской митрополии.

Собранная в храмах гуманитарная помощь будет передана в синодальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

В мае этого года по благословению патриарха прихожане уже собирали продукты для пострадавших мирных жителей и беженцев. «В течение всего лета собранная помощь позволяла накормить каждого, кто потерял кров, работу, здоровье, а порой и надежду, и Святейший Патриарх благодарит архипастырей, духовенство и мирян за участие в общем добром деле», — пишет митрополит.

 

Ученые пришли к выводу об устойчивости сооружений Новоафонского монастыря в Абхазии

Новосибирск. 7 сентября. Сотрудники Научно-исследовательского центра «Экология» Сибирского отделения РАН совместно с коллегами из Института нефтегазовой геологии и геофизики (Новосибирск) обследовали инженерные сооружения на территории Абхазии, в том числе основанный в XIX веке Новоафонский монастырь, сообщает издание СО РАН «Наука в Сибири».

Монастырь находится на склоне горы и включает несколько сооружений. В ходе геофизических работ удалось рассчитать их остаточный ресурс.

Расположение комплекса повышает риск возникновения оползней, а под землей находится система осушающих обводных тоннелей — в этих местах воздействие воды также приводит к потере устойчивости фундаментов.

Ученые применили сейсмический метод стоячих волн, основанный на изучении собственных колебаний какого-либо объекта и электротомографию.

Ученые исследовали замкнутый периметр вокруг храмового комплекса, собор Святого Пантелеимона, колокольню с курантами, жилые строения монахов, обе подпорные стены и оценили устойчивость всех сооружений.

По словам сибирских геофизиков, обе технологии изучения дали практически одинаковые результаты. Там же, где метод стоячих волн показал потерю устойчивости по частотному диапазону собственных колебаний объекта, с помощью электротомографии обнаружили потенциальные места обводнений. Остаточный ресурс собора Святого Пантелеимона составил 86%, остальных сооружений — более 74%.

Отмечается, что по современным нормативам строительных норм и правил безопасная эксплуатация объектов гарантируется при остаточном ресурсе, превышающем 50%.

 

Прошла беседа о раскопках в Петропавловской крепости

Беседа «Пропавшие в годы Гражданской войны. Проблемы идентификации останков, обнаруженных в Петропавловской крепости» состоялась 6 сентября в рамках научно-популярной программы «Дискуссии в Доме Лихачева» Института истории РАН.

Ученый секретарь Музея истории Санкт-Петербурга Ирина Карпенко рассказала, что при строительных работах на Заячьем острове в 2009 году были обнаружены какие-то объекты. Были вызваны археологи. Оказалось, что строители задели расстрельную яму. Сотрудники музея столкнулись с проблемой: никто из них не занимался идентификацией останков. Их эксгумировали и описали. К работе привлекли антропологов, и они пришли к выводу, что останкам около ста лет. Тела не хоронили — они просто падали в яму. Обнаруженные там же стреляные гильзы, как и характерные повреждения от пуль, не оставляли сомнений: это жертвы «красного террора».

Тогдашний директор музея Александр Колякин инициировал работы, объясняя, что факт нахождения останков невозможно игнорировать, необходимы исследования. Раскопки велись несколько сезонов, с 2011 года финансировались из бюджета города.

Были обнаружены 11 могильников за Никольской куртиной, между Зотовым и Головкиным бастионами. Поблизости нет зданий, поэтому место было выбрано для проведения расстрелов.

«Предстояло выяснить, кто эти люди. Никаких документов при них не было, найденные личные вещи не внесли ясность. Например, нательные кресты и медальоны говорят лишь о том, что большинство погибших были православными», — объяснила Ирина Карпенко.

Задача усложнялась тем, что кости были перемешаны и у многих скелетов отсутствуют черепа. Важно было определить половозрастной состав, найти особенности, которые помогут установить личности погибших. Сохранившиеся черепа позволят набрать материал для компьютерной реконструкции лиц.

Сложность в том, что нет документов, позволяющих точно сказать, кто именно был расстрелян в Петропавловской крепости. До 1917 года в Трубецком бастионе, служившем тюрьмой, велась документация. Ее вели и какое-то время после октябрьских событий — до января 1918 года. Многочисленные «списки расстрелянных в Петропавловке», которые публикуются в Интернете, на документах не основаны, это фантазии составителей.

Основной материал — свидетельства людей, которые содержались в тюрьме Трубецкого бастиона, но потом их выпустили. Но все говорят о втором этаже бастиона, никто не знает, что было на первом. Сохранились прошения от организаций выпустить арестованных специалистов, но этот источник неточный. В архивах документы выдают только по конкретному запросу.

Исследователи пришли к выводу, что погибших не менее 160 человек. Основная группа — мужчины 30-40 лет, много военных — об этом говорят фрагменты шинелей, пуговицы. Найдены останки десяти женщин. Есть останки мужчин примерно 20 лет, около 30 человек — предположительно восставшие юнкера Владимирского училища. Собран генетический банк данных. Реконструированы несколько лиц, но изображения пока не опубликованы.

Сотрудница музея подчеркнула, что «красный террор» — это самоназвание, а не определение, придуманное врагами советской власти. Новая власть не стеснялась того, что проводит террор, в «Красной газете» публиковались списки заложников.

Были идентифицированы останки шестнадцати человек, расстрелянных 13 декабря 1918 года. У некоторых нашлись родственники. Останки этих людей можно захоронить.

На вопрос главного научного сотрудника Института истории РАН Юлии Кантор, реабилитированы ли эти люди в 1990-е годы в связи с пересмотром дел, Ирина Карпенко ответила, что да, но особенность в том, что их даже ни в чем не обвиняли. Сохранились протоколы допросов, свидетельствующие, что людей просто спрашивали, знают ли они такого-то и такого-то человека. Читать эти протоколы страшно: люди свободно отвечали на вопросы, не понимая, что им грозит.

Доцент РГПУ Юлия Балакшина, которая была волонтером на раскопках, задала вопрос об увековечении памяти погибших. Ирина Карпенко ответила, что на втором этаже Трубецкого бастиона уже несколько лет развернута экспозиция «Без суда и следствия» с параллельными текстами на русском и английском языках. Вопрос о памятном знаке находится в компетенции властей города. Что касается места захоронения опознанных жертв, предположительно это будет бывшее Преображенском кладбище, ныне памяти жертв 9 января. Что касается великих князей Дома Романовых, по свидетельствам современников, расстрелянных в Петропавловской крепости, то их прах не обнаружен — это должны быть четверо мужчин в возрасте примерно шестидесяти лет. Возможно, останки будут найдены, но с такой же долей вероятности тела могли увезти.

Программа Санкт-Петербургского института истории РАН «Дискуссии в Доме Лихачева» посвящена обсуждению новых монографий и исследований сотрудников института и иных научных и образовательных учреждений с целью их популяризации.

 

В Харьковской области при участии московской церковной больницы открыли хоспис

Москва. 5 сентября. В городе Балаклея Харьковской области при участии больницы Святителя Алексия — главной клиники Русской православной церкви — открыли хоспис, рассчитанный на десять мест.

Как сообщает пресс-служба патриарха Кирилла, при хосписе уже начала работу выездная патронажная служба. Для организации работы хосписа медики церковной больницы передали десять функциональных кроватей для лежачих больных, более 8 тыс. упаковок медикаментов, кислородный концентратор, оборудование, расходные материалы и около 5 тонн гуманитарного груза. Обучение персонала хосписа провели преподаватели учебного центра больницы Святителя Алексия. В обучении приняли участие 22 человека.

«Сейчас все силы системы здравоохранения в регионе направлены на оказание неотложной медицинской помощи, паллиативная помощь не оказывается, — рассказал директор и главный врач больницы Святителя Алексия Алексей Заров. — В то же время людей с тяжелыми неизлечимыми заболеваниями много, и они нуждаются в профессиональном сестринском уходе, обезболивании, духовной поддержке. Наша больница имеет большой опыт оказания паллиативной медицинской помощи и обучения уходу за тяжелобольными. Поэтому когда к нам за помощью обратились врачи из Харьковской области, мы сразу же откликнулись».

Это уже вторая поездка врачей-добровольцев больницы Святителя Алексия в Харьковскую область. В июне церковная больница доставила более 15 тыс. упаковок лекарственных препаратов для нуждающихся мирных жителей Изюма, Балаклеи и Купянска.

Больница Святителя Алексия оказывает медицинскую помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям с начала марта. За это время в больницу за помощью обратились 664 человека, из зоны конфликта привезли 55 пациентов. Сегодня в стационарах больницы на лечении находятся 25 беженцев.

 

Состоялось богослужебное прославление протоиерея Михаила Союзова

В Неделю 12-ю по Пятидесятнице, 4 сентября, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя, за которой состоялось прославление в лике святых протоиерея Михаила Союзова.

Его Святейшеству сослужили епископы Зарайский Константин, Павлово-Посадский Силуан, протоиереи Михаил Рязанцев, Владимир Воробьев, архимандрит Алексий (Туриков), духовенство Москвы.

На малом входе состоялось прославление священноисповедника Михаила Союзова.

Протоиереи Михаил Рязанцев и Владимир Воробьев вынесли из алтаря находившуюся на престоле икону священноисповедника. Протоиерей Андрей Бондаренко огласил постановление о включении имени протоиерея Михаила Союзова в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Также было прочитано жизнеописание святого.

При пении хором тропаря икона святого была передана Святейшему Патриарху Кириллу. При пении хором величания Предстоятель благословил народ Божий иконой прославленного святого. Образ был возложен на аналой.

В завершение Предстоятель поздравил верующих с праздником, пожелав участникам богослужения всегда «пребывать в Церкви Божией, радоваться этому великому счастью и идти по пути жизненному с верой в сердце».

Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз», «Спас», а также на сайте Патриархия.ru.

Михаил Союзов родился 12 мая 1869 года в Новгородской губернии в семье священника. Окончил Новгородскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. По ходатайству праведного Иоанна Кронштадтского был определен на должность псаломщика Андреевского собора Кронштадта. Вступил в брак с дочерью диакона Андреевского собора Антониной Стефановской. 10 октября 1893 года был рукоположен в сан диакона, а 28 апреля 1895 года — во священника. В том же году по представлению святого Иоанна Кронштадтского отец Михаил был переведен на должности настоятеля Александро-Невской церкви во 2-м Кадетском корпусе и законоучителя корпуса. Его усердное и безупречное служение в корпусе было отмечено церковными и гражданскими наградами.

Во время Первой мировой войны трудами, в том числе, отца Михаила в кадетском корпусе были открыты лазарет для раненых и приют для детей раненых и убитых офицеров. Помощью раненым воинам занималась и супруга отца Михаила, служившая сестрой милосердия при одном из госпиталей Санкт-Петербурга.

Революция 1917 года прервала служение священника в Александро-Невской церкви, кадетский корпус закрыли. В июне 1918 года он был переведен на освободившуюся вакансию во Введенской церкви на Петроградской стороне, а 19 июля 1919 года определен настоятелем Князь-Владимирского собора. 22 февраля 1920 года благочинническим собранием духовенства и представителей от мирян он был избран благочинным 8-го Петроградского округа.

По благословению митрополита Петроградского Вениамина в декабре 1920 года при настоятельстве отца Михаила в Князь-Владимирском соборе освятили придел в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, — впервые после постановления Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 годов об установлении этого празднования во второе воскресенье после Пятидесятницы.

Отец Михаил был впервые арестован через неделю после объявления «красного террора», 13 сентября 1918 года, по ордеру из Чрезвычайной следственной комиссии без предъявления обвинений. Спустя месяц был освобожден. Обвинения ему не предъявили.

В ходе кампании по изъятию церковных ценностей 19 апреля 1922 года в Князь-Владимирском соборе произошли волнения. Вопреки призывам настоятеля некоторыми прихожанами изъятию было оказано противодействие. 20 мая 1922 года отец Михаил был арестован.

Ему предъявили обвинение в том, что он «заведомо зная, что послания митрополита по своему содержанию призывают к противодействию исполнению декрета советской власти, распространял таковые среди своих приходов и верующих, результатом чего явились массовые волнения, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 119 и 69 Угол. Код.». В показаниях отец Михаил опроверг предъявленные ему обвинения и старался убедить судей в невиновности митрополита Вениамина в происходивших в Петрограде волнениях. На допросе 20 мая 1922 года отец Михаил показал: «Официального распоряжения о распространении этих писем среди верующего народа Владыка Митрополит не отдавал… я в великую Пятницу, после выноса плащаницы, обратился к многочисленным богомольцам с кратким словом, в котором призывал их к любви, миру, кротости, незлобию, сказал им что мы сейчас больше всего должны пожалеть голодающих братий наших… В заключение я убедительно просил прихожан жертвовать свои ценности для выкупа собранных ценностей». Допрос священника на суде состоялся 17 июня. На вопрос обвинения о причинах рассылки им послания настоятелям благочиния он пояснил: «Я посредник между духовенством и митрополитом, и смотрел как на обязанность информировать духовенство об особо выдающихся событиях церковной жизни … я повторяю и решительно утверждаю, что никакого официального и словесного распоряжения от Владыки не было».

Протоиерей Михаил вину не признал, при этом, пытаясь отвести обвинение от митрополита Вениамина, подтвердил, что по собственной воле разослал письмо по приходам вверенного ему благочиния для информирования, а не агитации.

5 июля 1922 года протоиерей Михаил Союзов был приговорен к 3 годам тюремного заключения строгой изоляции. 19 октября 1922 года он скончался в тюремной больнице. Похоронен отец Михаил на Смоленском кладбище, недалеко от часовни блаженной Ксении Петербургской.

Усердием клира и прихожан храма Смоленской иконы Божией Матери могила отца Михаила приведена в порядок, установлен крест и памятная табличка. Память священноисповедника будет совершаться 6/19 октября, в дату его кончины.

 

Всемирный совет церквей отказался изолировать делегацию РПЦ на своей ассамблее

Москва. 1 сентября. ИНТЕРФАКС – Генеральный секретарь Всемирного совета церквей протоиерей Иоанн Саука заверил делегацию Московского патриархата на ассамблее ВСЦ в Карлсруэ, что она не будет подвергаться никакой дискриминации.

Накануне президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер на открытии ассамблеи выступил с обвинениями в адрес Русской православной церкви в связи с позицией по Украине и поставил под сомнение обоснованность участия делегации РПЦ в этом форуме.

Между тем в четверг генсек ВСЦ на встрече с делегацией Русской церкви заявил, что во Всемирном совете церквей говорят «на языке веры, а не политики» и что эта организация — «открытая площадка для всех».

«Русская православная церковь является полноценной частью нашего братства», — отметил он. Говоря о наблюдаемой ныне политической конфронтации, связанной с ситуацией на Украине, генеральный секретарь ВСЦ подчеркнул, что «не может быть и речи о какой-либо изоляции» делегации РПЦ на ассамблее, сообщает сайт Московского патриархата.

В свою очередь модератор ЦК ВСЦ Агнес Абуом отметила, что позиция Всемирного совета церквей по вопросу членства РПЦ в этой организации соответствует решениям центрального комитета, согласно которым ВСЦ должен оставаться открытой площадкой для диалога всех христиан.

Обращаясь к делегации РПЦ, вице-модератор ЦК ВСЦ митрополит Тырговиштский Нифон отметил, сколь важно «быть в солидарности друг с другом, несмотря на все существующие сложности».

В ответном слове глава Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Антоний сказал, что с момента вступления Московского патриархата в ВСЦ в 1961 году человечество пережило множество потрясений, многократно менялась политическая обстановка. «Но мы всегда знали, что можем беспрепятственно участвовать в работе этого крупнейшего религиозного форума, задача которого — говорить не о политике, но о христианском послании миру», — добавил он.

Затронув тему кризиса на Украине, митрополит Антоний отметил, что Русская церковь делает все возможное для того, чтобы помогать пострадавшим в ходе конфликта. Иерарх подчеркнул, что по благословению патриарха Кирилла в храмах за каждой литургией возносятся молитвы об установлении мира, Церковь участвует в оказании гуманитарной помощи пострадавшим от военных действий регионам и реализует масштабные программы помощи беженцам.

В завершение встречи представители руководства ВСЦ пожелали делегации Русской церкви успешной и плодотворной работы.


К списку новостей

Новости

12.02.2025

За богослужениями в храме прп. Макария Египетского молились о директорах, преподавателях и выпускниках Горного университета

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете и встретился со студентами

прочитать новость

8.02.2025

Расписание богослужений на 10 — 16 февраля (Сплошная седмица)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 10 — 16 февраля (Сплошная седмица)

прочитать новость

8.02.2025

Новости религиозной жизни. Обзор СМИ. Январь

Обзор новостей религиозной жизни. Январь

прочитать новость

7.02.2025

Интервью настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина на радио Град Петров

Интервью настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина в программе «Православный паломник» на радио Град Петров

прочитать новость

7.02.2025

Опубликованы материалы, посвященные Святейшему Патриарху Тихону и участником Петроградского процесса 1922 года «О сопротивлении изъятию церковных ценностей»

Материалы, посвященные Святейшему Патриарху Тихону и участником Петроградского процесса 1922 года опубликованы на виртуальной выставке «Святые новомученики и исповедники на Петроградском процессе 1922 года»

прочитать новость