РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!
В УПЦ возмущены попыткой властей запретить ее деятельность
Москва. 31 марта. В Украинской православной церкви выразили возмущение намерением Верховной Рады рассмотреть законопроект, запрещающий деятельность УПЦ.
«Несмотря на призыв президента Украины В.А.Зеленского не разжигать вражду на религиозной почве (…), народные депутаты Украины решили путем законодательных инициатив нагло и цинично запретить деятельность Украинской православной церкви и лишить миллионы граждан Украины права на свободу вероисповедания», — говорится в заявлении юридического отдела УПЦ, опубликованном в четверг на ее сайте.
В УПЦ отметили, что в пояснительной записке к законопроекту сознательно приведены ложные утверждения против нее, несмотря на то, что со стороны правоохранительных органов в адрес УПЦ не было никаких претензий по поводу нарушения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Украины.
В юридическом отделе указали и на то, что запрет людям принадлежать к Украинской православной церкви нарушил бы их право на свободу вероисповедания, что противоречит Европейской конвенции по правам человека и Конституции Украины.
Как сообщалось, 26 марта в Раде был зарегистрирован законопроект, которым запрещается деятельность на Украине религиозных организаций с центром в России. Комментируя это положение, в УПЦ обращают внимание на то, что ее религиозный центр — Киевская митрополия — находится в Киеве, зарегистрирован в соответствии с украинским законодательством, а основателем это митрополии является Собор УПЦ, в состав которого входят священнослужители и верующие, проживающие на территории Украины.
«В этой связи заявляем, что законодательная инициатива о запрете деятельности Украинской православной церкви незаконна, нарушает право на свободу вероисповедания и ни в коем случае не будет способствовать «защите национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Украины», — говорится в заявлении УПЦ.
Открылась выставка, посвященная матери Марии (Скобцовой)
Выставка «Ходить по воде: жизнь и свидетельство матери Марии (Скобцовой), поэта, художника, богослова, героини Сопротивления, преподобномученицы Марии Парижской (1891-1945)» открылась 30 марта в пространстве на хорах Феодоровского собора (3-й этаж). Экспозиция подготовлена Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына. Дизайнер — Алексей Чекаль.
Раздел «Поэзия и политика: что есть истина?» посвящен детству, юности и ранним религиозным и творческим исканиям Елизаветы Пиленко, в первом замужестве Кузьминой-Караваевой. Раздел «Только Христос: нищета и свобода» — раннеэмигрантскому периоду жизни. «Движение в церкви: жизнь, новизна, творчество» рассказывает об участии матери Марии в Русском студенческом христианском движении (РСХД). «Монашество в миру: вторая евангельская заповедь» повествует о монашеском постриге матери Марии. «Православное дело: жажда охристовления жизни» — об обществе «Православное дело», организованном матерью Марией, куда вошли Николай Бердяев, протоиерей Сергий Булгаков, Георгий Федотов, Константин Мочульский. Итоговый раздел «Мученичество и прославление: рождение в смерти» рассказывает об участии матери Марии в движении Сопротивления, аресте, смерти в концлагере Равенсбрюк и прославлении в лике святых.
В рамках открытия выставки прошел памятный вечер, который вел сотрудник ГМИРа Александр Буров. Он отметил, что на заре ХХ века русский религиозный философ Виктор Несмелов (1863-1937) писал, что человек остро переживает несоответствие между ограниченностью своей физической природы и бесконечностью Вселенной, и эту пустоту можно восполнить либо отбирая, либо отдавая. Второй случай полностью можно отнести к матери Марии.
«С одной стороны, выставка продолжает традицию, уже давно начатую, — в этом пространстве регулярно проходят выставки христианского искусства, — отметил настоятель собора протоиерей Александр Сорокин, — с другой — она, конечно же, особенная. Закономерно, что выставка, посвященная преподобномученице ХХ века, открывается именно здесь. Она уместна в нашем соборе, как и в других храмах многострадальной Русской Церкви. У собора есть свои новомученики: последний настоятель архимандрит Лев (Егоров), прихожанки Екатерина Арская и Кира Оболенская. Благодарю авторов и организаторов выставки, помогающей зрителям набираться знаний о нелегких периодах нашей истории».
Александр Буров дополнил, что Феодоровский собор был закрыт в 1932 году, это был трагический год для Православной Церкви в тогдашнем Ленинграде, когда было закрыто множество храмов, а священники и монахи отправлены в тюрьмы и ссылки. Промыслительно, что в том же 1932 году Елизавета Юрьевна Скобцова принимает монашеский постриг и становится матерью Марией.
Ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья Наталья Ликвинцева, одна из кураторов выставки, рассказала, что впервые выставка была представлена на итальянском языке в рамках международного христианского фестиваля «Римини-митинг», затем была сделана на русском языке для Дома русского зарубежья и показана в Твери.
По видеоконференцсвязи выступил председатель РСХД Кирилл Соллогуб (Париж). Он рассказал о вкладе матери Марии в деятельность РСХД. Она стала членом этой организации в середине 1920-х, описывает это в своих воспоминаниях. Будучи секретарем движения, она разъезжала по Франции и знакомилась с жизнью русских эмигрантов, помогала им. Значение личности матери Марии сегодня только возросло: ее богословские мысли до сих пор — духовный и моральный ориентир, крайне ценны ее рассуждения о свободе Церкви в среде русской эмиграции.
Профессор и декан Парижского Свято-Сергиевского православного богословского института, клирик Арихиепископии западноевропейских приходов русской традиции Московского Патриархата протоиерей Николай Чернокрак принял участие во встрече при помощи видеоинтервью, которое взял прихожанин Феодоровского собора Антон Криворуцкий. Отец Николай рассказал, как складывалась в Архиепископии почитание матери Марии и новомучеников Парижских. «Она имела универсальное понимание человека и человечества. Ребенком видела революцию 1905 года, потом революцию 1917-го, Первую и Вторую мировые войны. Хотела помочь каждому человеку обрести образ Божий. Общалась с митрополитом Евлогием, отцом Сергием Булгаковым. Мать Мария помогала бедным, прятала евреев, помогала всем, кто страдал. Этот путь привел ее к святости. Она верила в Победу. Пожалуй, мать Мария — самая оригинальная личность в истории русской эмиграции. Она была интеллектуалкой, при этом человеком действия и человеком духовного сознания. Она воцерковила свою жизнь», — сказал отец Николай.
Преподаватель Свято-Сергиевского института Лиля Колосимо по видеосвязи рассказала, что не раз бывала в храме преподобного Серафима Саровского, где служит отец Николай. Там хранятся вышивки матери Марии, священнослужители до сих пор пользуются изготовленным ею облачением для Богородичных праздников. Лиля Колосимо отметила, что видит из своего окна рынок, на который в свое время ходила мать Мария, собирала брошенные овощи и варила супы для подопечных приюта на рю Лурмель. В 2016 году одному из переулков Парижа было присвоено имя матери Марии. А первую икону в рост матери Марии Лиля Колосимо увидела в Никольском храме в Черноголовке, у протоиерея Вячеслава Перевезенцева, ныне покойного.
Член малого Преображенского братства Анна Лепехина напомнила высказывание матери Марии: «Или христианство — огонь, или его нет». Она отметила, что эта выставка будет интересна и нецерковным людям.
Певчие Преображенского братства исполнили духовный стих на слова матери Марии и музыку Владимира Крошкина «Я верю, Господи, что если Ты зажег огонь в душе моей, то не погаснет пламя…»
Наталья Ликвинцева рассказала, что цель выставки была представить биографию матери Марии как духовный путь. На стендах можно увидеть отрывки из ее текстов, вышивки, иконы, картины, созданные ею. Мать Мария погибла за день до освобождения лагеря Равенсбрюк войсками союзников. Вместе с нею были канонизированы ее сын Юрий и священник Димитрий Клепинин — все вместе они участвовали в движении Сопротивления и погибли от рук нацистов.
Объясняя смысл названия выставки, Наталья напомнила слова матери Марии: «Есть два способа жить: совершенно законно и почтенно ходить по суше — мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам. И тогда нельзя мерить и предвидеть, а надо только все время верить. Мгновение безверия — и начинаешь тонуть».
Открывает экспозицию икона новомучеников Парижских, созданная иконописцем Галиной Забегиной. Взяв слово, Галина отметила, что работа над этой иконой принесла ей огромную радость и утешение. Мать Мария была удивительным человеком — она помогла бы каждому, кто находится в беде.
В 1985 году монахиня Мария (Скобцова) за антифашистскую деятельность была награждена в СССР орденом Отечественной войны (посмертно), а в Израиле мемориальный центр Яд Вашем присвоил ей звание «праведник мира». В 2004 году Вселенским Патриархатом причислена к лику святых как преподобномученица.
Выставка работает до 24 апреля по субботам и воскресеньям с 12:00 до 18:00.
В епархии на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям собрано более 11 млн рублей
По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в рамках общецерковного сбора средств, объявленного Святейшим Патриархом Кириллом на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям Донбасса и Украины, Санкт-Петербургская епархия собрала 11 млн 547 тыс рублей.
Кружечный сбор проводился во всех храмах епархии на воскресных богослужениях 6, 13 и 20 марта.
Средства перечислены на счет Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
Минюст позволил совершать исповедь в российских тюрьмах в приватных условиях
Москва. 30 марта. ИНТЕРФАКС — Министерство юстиции РФ анонсировало существенное смягчение режимных правил в следственных изоляторах (СИЗО) и колониях: заключенным дадут допуск к гражданской медицине, разрешат покупать лекарства, чаще посещать душ, расширят ассортимент разрешенных продуктов.
Подготовленные Минюстом поправки в Правила внутреннего распорядка (ПВР) пенитенциарных учреждений размещены в среду на портале проектов нормативных правовых актов.
Еще одно новшество связано с личным обыском заключенных. Согласно действующим правилам, эта процедура сопровождается тщательным осмотром тела обыскиваемого без одежды. В новой редакции ПВР предусматривается проведение полного личного обыска без раздевания (полного или частичного) с применением средств обнаружения, позволяющих выявить запрещенные предметы, вещества и продукты питания.
Проект также устанавливает, что для совершения в СИЗО религиозных обрядов священнослужителям разрешается проносить необходимые книги, предметы религиозного культа, в том числе евхаристический хлеб для причастия, а в дни религиозных праздников передавать арестантам готовые к употреблению продукты (в том числе сухие кондитерские изделия, куличи, вареные яйца), приготовленные в СИЗО и не относящиеся к запрещенным.
В исправительных колониях по заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения.
В начале февраля этого года министр юстиции РФ Константин Чуйченко призвал избегать излишней жесткости и ограничений в колониях и СИЗО.
«Учреждения нашей пенитенциарной системы должны приобрести, как мне кажется, другой облик. Правила внутреннего распорядка не должны поражать человеческое достоинство, в целом мы идем и воплощаем там (в колониях и СИЗО — ИФ) принцип разумности ограничений, то есть вот не нужно делать чего-то неразумное, в чем нет смысла», — сказал Чуйченко на встрече с уполномоченным по правам человека в РФ Татьяной Москальковой.
Протоиерей Александр Пелин принял участие в «круглом столе» в Госдуме
»Круглый стол» «Мировые религии против идеологии нацизма и фашизма в XXI веке» прошел 29 марта в Госдуме. Организатор — комитет Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. В дискуссии приняли участие представители религиозных и общественных объединений, в том числе председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин, члены Общественной палаты РФ, депутаты Госдумы, а также представители министерств и администрации президента. Некоторые участники выступили в режиме видеоконференции.
Председатель комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Тимофеева отметила, что на территории Украины имеет место геноцид русскоязычного населения, особенно в отношении жителей Донбасса. Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова призвала участников «круглого стола» не молчать и обращаться к мировому сообществу.
Лидеры конфессий призвали использовать духовно-нравственный потенциал мировых религий для противостояния идеологии фашизма и нацизма.
«Если Бог с нами, то правда Божия и победа будет с нами», — сказал инок Киприан (Бурков), который в миру, будучи военным, был удостоен звания Героя Советского Союза.
Большое впечатление на собравшихся произвело выступление Энгельса Гаджимагомедова, отца 25-летнего уроженце Дагестана Героя России Нурмагомеда Гаджимагомедова, который отдал жизнь в ходе спецоперации по защите Донбасса. «Эти разлуки и испытания посланы нам, чтобы мы, наконец, поняли, что нет никаких различий между нами. Здесь, внутри России, как бы мы ни выглядели, на каком бы языке ни говорили, какому бы мы Богу ни молились, только плечом к плечу, единым целым мы сможем жить», — отметил Энгельс Гаджимагомедов.
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Рифат Сабитов напомнил, что когда в 2014 году на Украине произошел государственный переворот, нацизм стал государственной идеологией страны. В стране с огромной долей русского населения запрещался русский язык, русская культура.
Протоиерей Александр Пелин, представлявший на мероприятии Санкт-Петербургскую епархию, отметил, что почти за три прошедших десятилетия на Украине выросло поколение, взращенное на идее превосходства украинской нации над другими народами.
«Фактически государственной религией Украины стала неоязыческая квазирелигия гражданской нации. Они так и говорят: мы верим не в Бога, а в Украину. Вместо молитвы — гимн Украины, а вместо христианского креста — трезубец, который восходит к стилизованному изображению божества из скандинавско-германской мифологии. Новый пантеон героев Украины включает героев «Небесной сотни», которые уже изображаются как святые в некоторых греко-католических храмах современного Львова», — сказал отец Александр.
По итогам заседания принято обращение к международной и российской общественности. «Человечество не должно забывать о злодеяниях фашистов, чудовищных пытках, дымящихся печах Освенцима, страшных экспериментах над живыми людьми в других концлагерях и тех последствиях, к которым это привело. Мы не имеем права игнорировать то, что фашизм и неонацизм сегодня — это удар не только по нашему поколению, но и по тем, кто будет жить после нас, это удар по нашим детям, это удар по нашему будущему», — сказано, в частности, в обращении.
Прошел «круглый стол», посвященный Михаилу Сперанскому
»Круглый стол», посвященный 250-летию со дня рождения Михаила Сперанского (1772-1839), состоялся 25 марта в СПбДА. Он был организован Историческим обществом и Обществом изучения церковного права имени Тимофея Барсова («Барсовским обществом»).
Перед заседанием ректор академии епископ Петергофский Силуан совершил заупокойную литию у могилы Михаила Сперанского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
«Благодарю вас за молитвы, которые мы вознесли на месте упокоения реформатора и законотворца — графа Михаила Сперанского, — сказал владыка после богослужения. — Он близок сотрудникам, преподавателям и воспитанникам академии, так как сам вышел из ее стен. За время обучения Михаил Михайлович приобрел необходимые для государственной службы знания и затем приумножил их своими трудами. Мы можем взирать на плоды этих трудов, ведь памятником его реформы духовного образования служит историческое здание духовной школы».
Директор издательства СПбДА, секретарь Барсовского общества Дмитрий Волужков вручил руководителю Исторического общества Дмитрию Карпуку календарь, изданный к юбилею Михаила Сперанского в Северо-Западном филиале Российского государственного университета правосудия.
«Отрадно, что сегодня у нас есть возможность вспомнить выдающегося выпускника духовной академии, государственного деятеля — Михаила Михайловича Сперанского, — сказал доцент СПбДА, создатель и руководитель Исторического общества, главный редактор журнала «Вестник Исторического общества» Дмитрий Карпук. — Его личность является ключевой для понимания эпохи императора Александра I. Изучая его деятельность, мы погружаемся в одну из сложных, противоречивых и интересных эпох Российской империи. В то время Церковь столкнулась с множеством проблем и вызовов, некоторые из них актуальны и сегодня».
Студент IV курса бакалавриата СПбДА, член Исторического общества Павел Лихолай выступил с сообщением «Михаил Сперанский: жизнь и деятельность. К 250-летию со дня рождения». Он привел подробную биографическую справку, в которой выделил годы обучения будущего государственного деятеля в духовных школах.
Доклад «Михаил Сперанский: от богословия к юриспруденции» представил по видеоконференцсвязи главный научный сотрудник управления научных исследований Уральского юридического университета Сергей Кодан. Он рассказал о деятельности 2-го отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии по систематизации российского законодательства. Сперанский, будучи знаком с предыдущим историческим опытом кодификации — в частности, с историей создания Кодекса Юстиниана, — придавал значение нравственным основаниям права. Известен ответ создателя российской юриспруденции на вопрос о его отношении к западному праву: «Здесь лучше установления, а у нас люди лучше».
В докладе «Михаил Сперанский как церковный реформатор (к вопросу об его участии в подготовке уставов духовных школ)» профессор СПбДА Сергей Фирсов остановился на рассмотрении документа «Начертание правил о образовании духовных училищ и о содержании духовенства при церквах», основными пунктами которого являлись создание единой многоступенчатой системы духовных учебных заведений и выделение перечня преподаваемых предметов, отвечающих задачам богословского обучения. Сперанский осознавал недостатки системы духовного образования — в академиях это, прежде всего, перегруженность учебной программы предметами.
Подводя итоги «круглого стола», Дмитрий Волужков отметил, что планируется вернуться к вопросу о возможном влиянии опыта систематизации, полученного Сперанским и его соработниками, на современную систематизацию церковного права.
Представлен фильм о священномученике Иоанне Рижском
Петербургская премьера фильма «Священномученик Иоанн Рижский: на страстном пути» прошла 24 марта в Святодуховском центре. Показ был приурочен к 110-летию архиерейской хиротонии владыки Иоанна, первого Предстоятеля Латвийской Православной Церкви, ближайшего сподвижника Патриарха Тихона (Беллавина). На мероприятии присутствовали студенты СПбДА.
Документальный фильм посвящен 20-летию прославления священномученика Иоанна (Поммера) и 100-летию Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата. Фильм снят по благословению митрополита Рижского и всей Латвии Александра и митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима при поддержке Министерства цифрового развития и массовых коммуникаций России. Съемки проходили в 2020-21 годах в местах служения и особого почитания священномученика Иоанна Рижского: в России, на Украине, в Белоруссии, Латвии, Литве, США, Израиле. Поскольку епископская хиротония будущего священномученика состоялась в Санкт-Петербурге, один из сюжетов снимался в Александро-Невской лавре, и о судьбе святого рассуждает наместник обители епископ Кронштадтский Назарий.
Автор сценария и режиссер Николай Васильев, заведующий отделом развития Музея-заповедника «Гатчина», рассказал, что неоднократно бывал в Риге, слышал о священномученике Иоанне и раньше, поэтому был рад поступившему предложению снять фильм. Непосредственная работа над фильмом заняла полтора года. В России съемки прошли во всех городах, где служил священномученик, — Таганроге, Твери, Вологде, Пензе. Частицы его мощей, его иконы есть во многих храмах России, много людей почитают его, находят в его служении, подвиге, жизни что-то важное для себя.
Фильм был показан в Москве, в Соборной палате, где в 1917 году состоялся Собор Русской Церкви, в котором участвовал владыка Иоанн. Прошла премьера и в Пензе. Фильм также был несколько раз показан на телеканале «Союз». Николай Васильев объяснил, что представлена сокращенная версия фильма, а с полной версией можно ознакомиться на YouTube.
Кира Аристова, научный консультант и продюсер фильма, рассказала, что судьбой святого заинтересовалась в 2006 году, когда в Пензу была принесена частица его мощей. Стала изучать его житие, защитила на эту тему кандидатскую диссертацию. На вопрос о целевой аудитории фильма она ответила: «Конечно, мы делали фильм прежде всего для молодежи. Не случайно сейчас на показе присутствуют студенты Санкт-Петербургской духовной академии. Этот фильм — о единстве Церкви. Молодые люди на основе подобных примеров сделают правильные выводы о том, как должен вести себя христианин. Показывали мы фильм и школьникам, его хорошо принимает светская аудитория».
«Фильм представляет интерес как свидетельство непростой жизни человека, побывавшего в самых разных жизненных ситуациях: он жил и до революции, и после революции, и в России, и в Латвии, — отметил после просмотра фильма проректор по учебной работе СПбДА протоиерей Константин Костромин. — То, что мы увидели, всех нас заставляет задуматься над целым рядом вопросов. Что мы будем делать, когда нас будут презирать, как поведем себя, если придут нас убивать? Каждая из этих ситуаций — вызов, во время которого человек может сломаться. Священномученик Иоанн — один из тех людей, которые стараются таких сложностей не замечать, стремятся быть всегда честными, вне зависимости от того, что их ждет — слава или Голгофа».
Отец Константин заметил, что ему лично была интересна затронутая в фильме тема взаимоотношений русских и латышей в сложной исторической ситуации, судьба Русской Церкви в Латвии 1920-1930-х годов. Эта тема занимает его еще и потому, что объект его научных интересов — православные эстонцы в Санкт-Петербурге и судьба священномученика Платона (Кульбуша), епископа Ревельского, архиерея Русской Православной Церкви эстонского происхождения.
Священномученик Иоанн (в миру Иван Андреевич Поммер; 1876-1934) — архиепископ Рижский и Латвийский, Предстоятель Латвийской Православной Церкви. Родился в крестьянской семье; его прадед был одним из первых латышей, принявших православную веру. Окончил Рижское духовное училище (1891), Рижскую духовную семинарию (1897), Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1904). В 1903 году по совету протоиерея Иоанна Кронштадтского принял монашество. С 1904 года — иеромонах, преподаватель Черниговской духовной семинарии. С 1906 года — инспектор Вологодской духовной семинарии. С 1907 года — ректор Литовской духовной семинарии (в сане архимандрита) и настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря. 24 марта 1912 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. На тот момент ему был 36 лет, он стал самым молодым епископом в Русской Православной Церкви того времени и единственным на тот момент архиереем — латышом по национальности. Будучи епископом Пензенским и Саранским, успешно вел борьбу с «народной» церковью, организованной в Пензе лишенным сана архиепископом Владимиром (Путятой). В 1921 году архиепископ Иоанн стал первым Предстоятелем Латвийской Православной Церкви. По его ходатайству Латвийская церковь получила автономию в составе Русской Церкви: данное решение было утверждено 21 июня 1921 года патриархом Тихоном, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом. Совмещал служение архиерея с должностью депутата Сейма, внес фундаментальный вклад в сохранении и развитии православия, в защиту прав русскоязычных жителей довоенной Латвии. Оставался в каноническом единстве с Московским Патриархатом. 12 октября 1934 года архиепископ Рижский и всей Латвии Иоанн был зверски убит в местечке Озолнкалнс под Ригой (сейчас — в черте города). Преступление не раскрыто до сих пор. В 1981 году причислен к лику святых Сербской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей. В 2001 году канонизирован Русской Православной Церковью в лике священномученика.
РПЦ открыла в Москве единый центр сбора гуманитарной помощи для беженцев
Москва. 22 марта. ИНТЕРФАКС — По благословению патриарха Кирилла в Москве открылся центр сбора гуманитарной помощи для беженцев.
Как сообщил во вторник официальный сайт Русской православной церкви, центр открыт ежедневно с 10:00 до 19:00 по адресу: 2-й Кадашевский переулок, д.7 (вход через Кадашевский тупик). Здесь принимают новую одежду и обувь, новую школьную форму, продукты длительного хранения, средства гигиены, бытовую химию, подгузники, детское питание. Полный список необходимого опубликован на сайте синодального Отдела по благотворительности.
Собранную помощь будут сортировать и распределять для выдачи беженцам, которые обращаются в церковный штаб адресной помощи в Москве, а также будут отправлять в региональные церковные пункты сбора гуманитарной помощи для дальнейшей передачи беженцам в России и в зоне конфликта.
В едином центре сбора будет приниматься гуманитарная помощь весом до пяти тонн, для передачи грузов свыше пяти тонн необходимо предварительно звонить на горячую линию церковной социальной помощи «Милосердие» 8 800 70-70-222.
Проведена дискуссия, посвященная 100-летию подвига петроградских новомучеников
Дискуссия «Кампания по изъятию церковных ценностей: взгляд через столетие» прошла 18 марта в выставочном комплексе «Россия — моя история». В ней участвовали проректор СПбДА протоиерей Константин Костромин, хранитель музея Александро-Невской лавры Роман Катаев, автор альбома-исследования о священномученике Юрии Новицком Никита Гольцов.
Старший сотрудник парка «Россия — моя история» Иван Петров отметил, что дискуссия призвана рассмотреть тему как с церковной, так и светской точек зрения, актуализировать эти вопросы и показать исторический фон, на котором проходили события. Предлогом к изъятию церковных ценностей в 1922 году стал голод в Поволжье. Эта территория была одной из самых «хлебных» в стране, но была разорена войной. В середине июня 1921 года был создан международный комитет помощи голодающим (Помгол). Вскоре создается и схожий советский комитет, который был призван наладить отношения между советскими органами и иностранными государствами, стремящимися оказать помощь. В то же время к верующим обращается и Святейший Патриарх Тихон. В обращении говорилось, что Россия много раз помогала верующим и другим странам, и теперь она обращается с протянутой рукой к другим государствам, прежде всего христианским. Это призыв не был услышан, и 23 февраля 1922 года начинается кампания по изъятию церковных ценностей. Патриарх Тихон не выступал против изъятия, но призывал к бережности в этом вопросе. Власти прибегали к помощи священников-обновленцев. Вопреки сложившемуся мнению, что сопротивлялись изъятию церковных ценностей в основном крестьяне, сопротивление оказывали рабочие заводов, в частности, Путиловского. Иван Петров напомнил о событиях в Шуе, когда власти открыли стрельбу по крестному ходу. Он также отметил, что пока более 20 томов, посвященных Петроградскому процессу, не изданы.
«Для государства было важным не допустить, чтобы Церковь помогала в борьбе с голодом и была в восприятии людей светлым явлением, — сказал протоиерей Константин Костромин. — Поэтому Ленин в своей известной телеграмме написал, что, пользуясь именно нынешним моментом, когда такой голод, что люди готовы есть друг друга, необходимо со всей бешеной энергией изъять церковные ценности — прежде всего с целью ударить по Церкви. То есть голод был использован как предлог, чтобы достичь других идейных и прагматических целей. В конце 1917 года все средства, которыми Церковь пользовалась как поступавшими из госказны напрямую, были сосредоточены в Фонде заработной платы, который на 2/3 кормил духовенство — фонд Святейшего Синода, который был государственным. Также некоторые деньги перечислялись напрямую из императорской казны, плюс к тому каждый храм обязан был иметь банковский счет, который был застрахован государственной компанией. Это все живые деньги, которые в большей части «сгорели» в 1917-18 годах, те, которые не сгорели, оказались конфискованы советским правительством. Таким образом, финансовые средства у Церкви отобрать было невозможно, потому что их не было. Церковь перестраивала финансовую систему по мере того, как государство обрезало все возможности финансирования, и смогла сама себя обеспечить, возложив финансирование на собственных прихожан. Это было общее решение, и здесь возникла организация, сыгравшая важнейшую роль в истории Петроградского процесса, — Общество православных приходов Петрограда, которое стало центром удара властей. И все люди, которые в конечном счете пострадали и были судимы на Петроградском процессе, активно создавали эту организацию и руководили ею», — сказал отец Константин.
Он отметил, что удар был нанесен по чувствам верующих — у них изымались святыни, которые они привыкли почитать, и драгоценности, которыми они украшали эти святыни. Ценности можно разделить на первичные и вторичные: риза на иконе или драгоценные камни представляют вторичную ценность, а первичной является сама икона, которая неочевидно является материальной ценностью. А есть предметы, которые представляют первичную ценность, — то, что сопровождает Таинства Церкви, например, евхаристические чаши. Митрополит Вениамин (Казанский) был вынужден решать эти острые вопросы, хотя занимал принципиально аполитичную позицию. К 1919 году деятели Церкви осознали, что большевики пришли к власти, и это — новая реальность, с которой приходится мириться. Так, Патриарх Тихон, в первых посланиях довольно жестко отзывавшийся о большевиках, к 1919 году сменил тональность, стал подчеркивать, что Церковь вне политики, не делит людей на «белых» и «красных», потому что окормляет и тех и других. Митрополит Вениамин в 1919 году оказался одной из самых «молчаливых» фигур, советской власти придраться к нему было очень сложно. Но первые советские прокуроры умудрились из ничего сделать не просто обвинительный, а расстрельный приговор. Таким образом, целью процесса стала сама Церковь.
Никита Гольцов в своем выступлении рассказал о биографии священномученика Юрия Новицкого и его роли на Петроградском процессе. Когда начался голод в Поволжье, юрист Юрий Новицкий активно стал искать возможность оказать помощь голодающим, в епархии начался сбор средств, но вскоре помощь Церкви была запрещена государством. 23 февраля 1922 года вышел декрет об изъятии церковных ценностей, и позиция Новицкого изначально была в том, чтобы действовать на условиях, предъявляемых государственной властью. Как юрист он понимал, что Церковь лишилась права собственности, все имущество переходило государству, а Церковь могла только пользоваться им. Он считал, что отдать можно все, в том числе и богослужебные сосуды. Патриарх Тихон призвал жертвовать подвески, украшения на иконах, драгоценный лом, но выразил однозначную позицию в отношении богослужебных предметов. Митрополит Вениамин хотел придать всей акции добровольный характер со стороны Церкви, а не характер принудительного изъятия. Но риторика власти свелась к тому, что никакие компромиссы невозможны, что еще раз доказывает, что цель кампании — разгром Церкви. Возник раскол Церкви изнутри. В результате на скамье подсудимых на Петроградском процессе, судебном деле против православного духовенства и мирян, оказались 87 человек. Новицкий был приговорен к расстрелу. На архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 1992 году Юрий Новицкий был канонизирован в лике мучеников и стал одним из первых святых в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Хранитель музея Александро-Невской лавры Роман Катаев отметил, что, чтобы прочувствовать эпоху, важно прикоснуться к вещам, которые пришли к нам из нее. Он рассказал о выставках, посвященных процессу изъятия церковных ценностей и судебному процессу, по которому проходили участники. Такая выставка открылась недавно в Музее истории Санкт-Петербургской епархии. Летом планируется открытие выставки в музее-древлехранилище Александро-Невской лавры. На ней будут представлены изъятые ценности, документы и письма, личные вещи фигурантов дела, протоколы допросов и многое другое.
В 2022 году исполняется 100 лет кампании по изъятию церковных ценностей и Петроградскому процессу против православного духовенства и мирян. Кампания стартовала в начале 1922 года под предлогом сбора средств в пользу голодающих в Поволжье. Государственные власти использовали кампанию помощи голодающим для реализации собственного плана по ослаблению Православной Церкви. Президиум ВЦИК 2 января 1922 года принимает постановление «О ликвидации церковного имущества», а в феврале выходит постановление «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ряде мест происходили конфликты между красноармейцами и частями особого назначения и верующими (особенно крупные в Шуйском уезде Иваново-Вознесенской губернии). Летом 1922 года в Петрограде прошел процесс против духовенства и верующих епархии, обвиненных в противодействии изъятию ценностей. В результате процесса в середине августа 1922 года были расстреляны митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), юристы Юрий Новицкий и Иван Ковшаров. В 1992 году они были канонизированы.
Патриарх Кирилл считает, что Церковь может стать реальным миротворцем в ситуации вокруг Украины
Москва. 18 марта. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возлагает особые надежды на миротворческую роль Русской православной церкви в ситуации вокруг Украины.
«Полагаю, что позиция Церкви может действительно стать реальным миротворческим фактором, воздействующим положительно на то, что происходит в братской для нас Украине», — сказал патриарх в пятницу на заседании Высшего церковного совета в Москве.
Он пояснил, что интернет-пространство стало полем битвы, как и пространство информационное, и в этом пространстве присутствует очень много дезинформации, прямой лжи, провокационных заявлений, которые способны возбудить негативные чувства людей и чаще всего не способствуют скорейшему разрешению конфликта и примирению.
«И вот в этом контексте особенно важным является то, что происходит сегодня в нашей Церкви», — сказал патриарх, подчеркнув, что Церковь «не может нести никакого другого сигнала, как только миротворческий сигнал, потому что везде наша паства – и по одну, и по другую сторону баррикад».
Среди вопросов, которые будут обсуждаться сегодня Высшим церковным советом, ситуация на Украине, в частности то, как это отражается на межправославных отношениях. Патриарх считает, что Русская церковь «призвана сегодня, несмотря на очень негативный политический контекст, сохранять духовное единство нашего народа – русского и украинского – как единого народа, вышедшего из киевской купели крещения».
При этом молитва, по словам предстоятеля, непременно должна сопровождаться делами, а именно оказанием помощи тем, кто пострадал от этого конфликта. «Вот такая помощь встречает широкую общественную поддержку, и мы намерены умножать наши усилия, служа ближнему и внося тем самым вклад примирения между нашими народами», — сказал патриарх.
Открылась выставка, посвященная Петроградскому процессу 1922 года
Выставка «Приговор: быть святыми петроградским мученикам…» открылась 14 марта в Музее истории Санкт-Петербургской епархии. Она посвящена 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей. На открытии присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий. Экскурсию для почетных гостей провел епархиальный древлехранитель Иван Раевский.
В экспозиции представлены документы и фотоматериалы из архива Санкт-Петербургской епархии, Центрального государственного архива (ЦГА) Санкт-Петербурга (часть из них представлена впервые) и древлехранилища Александро-Невской лавры. Материалы раскрывают трагические события: голод 1921 года, помощь Церкви голодающим, изъятие ценностей из храмов Петрограда. Особое место отведено Петроградскому процессу 1922 года, 100-летие которого отмечается в нынешнем году, и судьбе приговоренных на этом процессе к расстрелу, а затем прославленных митрополита Петроградского Вениамина (Казанского), архимандрита Сергия (Шеина), Ивана Ковшарова и Юрия Новицкого.
Иван Раевский поблагодарил главного архивиста ЦГА Санкт-Петербурга Михаила Шкаровского за предоставленные материалы и рассказал предысторию Петроградского процесса. В 1921 году случилась засуха, был неурожай, начался голод. Ситуацию усугубило то, что в результате продразверстки у крестьян был отобран посевной фонд. Патриарх Тихон обратился к Папе Римскому, архиепископу Кентерберийскому и другим церковным деятелям за рубежом с просьбой помочь голодающим. Но советская власть не была заинтересована в помощи верующих: наоборот, голод предполагалось использовать для борьбы с Церковью. Был издан Декрет об изъятии церковных ценностей. Текст был довольно лояльным: при изъятии ценностей призывали не отнимать последнее, с икон снимать драгоценные оклады, а сами иконы оставлять. Но на местах это не исполнялось, имущество многих храмов было разграблено, ценные предметы оказывались в музеях — так, рака святого Александра Невского из Александро-Невской лавры поступила в Эрмитаж, где хранится до сих пор. Первыми изъяли ценности из храма при Консерватории. Позже верующим разрешили выкупать изделия, и многие предметы были спасены.
«Тема процесса 1922 года особенно близка церковным людям Санкт-Петербурга, — сказала хранитель музея Ольга Ходаковская. — Любимейший архиерей верующих, митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, здесь был привлечен к суду и приговорен к расстрелу. Появились новые данные, что казнен он был в Москве и претерпел еще муки в ожидании расстрела во внутренней тюрьме на Лубянке. Вместе с ним были приговорены к расстрелу десять человек, для шестерых удалось добиться помилования. Но четверых спасти не удалось: вместе с владыкой были расстреляны архимандрит Сергий (Шеин), миряне Иван Ковшаров и Юрий Новицкий, активнейшие деятелями Общества объединенных приходов Петрограда и губернии».
Это общество было с 1920 года единственным официально разрешенным центром, объединяющим приходы. Действовало в каноническом единении с правящим архиереем, но при этом было чисто общественной организацией. При нем наряду с прочими действовала церковная комиссия помощи голодающим. Все члены правления стали подсудимыми на процессе 1922 года.
Согласно новым данным, митрополит Вениамин был казнен не в Петрограде: в ночь с 12 на 13 августа его вывезли в Москву. На выставке приведен отрывок из публикации эмигрантской газеты «Свет», издававшейся в Харбине, от 19 июля 1923 года: «Расстрелы важнейших политических происходят в старой мертвецкой [внутренней тюрьмы Лубянки], там же был расстрелян митрополит Вениамин, доставленный из Петрограда. Митрополита на расстрел вынесли больным из лазарета. Расстреливают красноармейцы дежурных взводов из иностранной роты госполитуправления. Медицинский персонал при расстреле не присутствует. Трупы расстрелянных увозятся на Ходынку, где закапываются в различных местах».
Экспозиция рассказывает и о возвращении из небытия имен пострадавших на Петроградском процессе. В конце 1940-х — начале 1950-х по благословению митрополита Ленинградского Григория (Чукова) в Николо-Богоявленском кафедральном соборе при совершении чина торжества православия возобновилось перечисление имен всех архипастырей с возглашением «вечной памяти» — в их числе поминали митрополита Вениамина. Сам владыка Григорий, будучи белым священником, был в числе основных обвиняемых на процессе 1922 года.
Вопросом реабилитации митрополита Вениамина занимался митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер), впоследствии Патриарх Алексий II. В экспозиции приводится его письмо в прокуратуру Ленинграда по поводу выдачи официального документа о невиновности митрополита Вениамина. Реабилитация состоялась после этого запроса 31 октября 1990 года.
На выставке уделено внимание и памяти расстрелянных с митрополитом Вениамином архимандрита Сергия (Шеина), Ивана Ковшарова и Юрия Новицкого. Отдельный стенд посвящен единственному в епархии храму мученика Юрия Новицкого, устроенному в 2007 году в цоколе храма равноапостольной княгини Ольги в Михайловке.
«Выставка нужна, потому что не надо историю забывать, — сказал митрополит Варсонофий. — Мы видим, с чем столкнулась наша страна, когда сначала отказалась от царя. Она катилась к безбожию, это был финал прегрешений, отступления от Бога, которое совершалось в предыдущие столетия. Убив царя, безбожные власти взялись за Церковь: грабили храмы, уничтожали духовенство, и спустя десятилетия пришлось все начинать сначала. Чтобы подобное не повторилось, эта выставка и нужна. Особенно полезна она будет молодому поколению: пусть люди приходят, смотрят, понимают, что от Бога не надо отступать, и Он нас защитит».
После осмотра экспозиции владыки Варсонофий и Дионисий посетили Никольское кладбище Александро-Невской лавры и спели литию на могилах митрополитов Никодима (Ротова), Владимира (Котлярова), епископа Маркелла (Ветрова), протоиерея Николая Гундяева.
23 февраля 1922 года вышло постановление ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим», положившее начало открытому уничтожению Православной Церкви в России. В июле 1922 года в Петрограде на процессе «о сопротивлении изъятию церковных ценностей» были приговорены к расстрелу митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), миряне Иван Ковшаров и Юрий Новицкий, в 1992 году прославленные Русской Православной Церковью в лике святых.
Выставка продлится до конца года.
В храме Гроба Господня в Иерусалиме началась масштабная реставрация
Москва. 14 марта. ИНТЕРФАКС — В иерусалимском храме Гроба Господня главы и представители трех христианских Церквей Иерусалима положили начало масштабным работам по реставрации подземных сооружений вокруг кувуклии – часовни, воздвигнутой над местом погребения Христа.
«Подобные подземные работы в храме Гроба Господня никогда ранее не проводились. Они являются вторым этапом реставрации надземной части кувуклии Гроба Господня и прилегающего к ней пространства, которая была проведена Афинским политехническим университетом в 2016-2017 годах», — сообщил «Интерфаксу» в понедельник секретарь русской миссии в Иерусалиме игумен Никон (Головко).
На пороге кувуклии патриарх Иерусалимский Феофил от имени возглавляемой им Церкви, кустод Святой Земли Франческо Паттон от имени Римско-католической церкви и армянский патриарх Иерусалима архиепископ Нурхан Манугян от имени Армянской апостольской церкви в присутствии членов святогробского братства, братьев францисканского ордена, армянского духовенства и многочисленных верующих Иерусалима обратились к присутствующим с совместным заявлением, в котором анонсировали начало двухлетнего периода работ по исследованию и реконструкции подземных цистерн и сложной системы дренажных каналов, расположенных непосредственно под погребальным ложем Спасителя в кувуклии Гроба Господня, а также практически на всей территории храма.
После оглашения исторического заявления они вынули первый камень из пола храма, ознаменовав тем самым начало реставрации.
Представитель Русской православной церкви рассказал, что нынешний этап реставрации будет проводиться специалистами римского университета «Ла Сапиенца» и Миланского политехнического университета.
В РПЦ призвали тех, кто прямо не вовлечен в конфликт на Украине, не поднимать градус ненависти
Москва. 11 марта. Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил, что каждый, независимо от его отношения к событиям, происходящим на Украине, может делать две вещи: молиться о мире и не впускать в свое сердце ненависть.
«Я вижу, как по мере развития конфликта ожесточенность нарастает. Это неизбежно, потому что идут боевые действия. Но хотя бы тем, кто не вовлечен в них непосредственно, очень важно не поднимать градус ненависти», — сказал Легойда в эфире радио «Вера».
Он напомнил слова патриарха Кирилла о том, что надо «стараться снижать градус противостояния, градус эмоциональных политических дискуссий, часто переходящих границы приличия».
«Мы должны делать все для того, чтобы умиротворить и умирить сердца, чтобы враг рода человеческого не сумел разрушить наше духовное единство, вокруг которого и сформировалась религиозная и культурная жизнь нашего единого народа — россиян и украинцев», — сказал патриарх 9 марта в проповеди после литургии в храме Христа Спасителя.
Легойда также призвал учитывать уже сейчас, что военная фаза конфликта рано или поздно закончится, и придется «соединять то, что разорвали или хотели разорвать». Именно по этой причине крайне важно следовать по пути преподобного Сергия и молиться за единство Святой Руси. Чтобы, как сказал предстоятель Русской церкви, «никакие силы не сумели разделить наш народ и… нашу Церковь».
Глава синодального отдела обратил внимание на то, что необходимо с осторожностью подходить не только к оценке распространяющейся информации, но и быть чрезвычайно внимательным к собственным высказываниям по поводу последних событий.
По словам Легойды, сегодня одной из самых болезненных тем является единство Церкви. «Наши братья по вере на Украине — как священнослужители, так и миряне — находятся сейчас под большим давлением». Именно по этой причине патриарх Кирилл молится за Украинскую православную церковь, за ее предстоятеля — митрополита Онуфрия, «за единство нашей Церкви и за людей, которые находятся сегодня на Украине в очень сложных условиях», подытожил спикер РПЦ.
Верующими считают себя около 80% россиян, атеистом называет себя каждый восьмой
Москва. 10 марта. ИНТЕРФАКС — Большинство россиян (79%) считают себя верующими, при этом православными называют себя 68% сограждан, свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ, поступившие в «Интерфакс».
В свою очередь, как показывают результаты исследования, 12% россиян, или каждый восьмой, считают себя неверующими, наибольший удельный вес атеистов приходится на молодежь 18-24 лет — более четверти респондентов данной возрастной категории (27%).
Социологи отмечают, что 4% россиян колеблются между верой и атеизмом, среди молодежи до 24 лет таких респондентов почти втрое больше (11%).
Всероссийский инициативный опрос был проведен 4 марта 2022 года среди 1600 респондентов в возрасте от 18 лет.
При русском подворье в Дамаске открыт Центр детской реабилитации и протезирования
Москва. 7 марта. Торжественная церемония открытия Центра детской реабилитации и протезирования при подворье Русской православной церкви прошла в Дамаске, сообщил в понедельник Отдел внешних церковных связей РПЦ.
Маленьким пациентам центра будет оказываться помощь врачей-педиатров, травматологов, неврологов, психологов, реабилитологов и инструкторов ЛФК. Работа сирийских докторов будет вестись под патронажем Научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения Москвы.
«Здесь сегодня мы одна семья, христиане и мусульмане, у нас общий праздник: мы открываем этот великолепный центр для лечения детей. Я думаю, что дети — самое главное в нашей жизни, и тем более мы должны проявлять заботу о тех детях, которые пострадали от этой страшной войны», — сказал на церемонии посол России в Сирии Александр Ефимов.
Центр организован по благословению Московского патриарха Кирилла при поддержке Антиохийского патриарха Иоанна X, Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, Фонда поддержки христианской культуры и наследия, фонда «Познание» и фонда «Kirche in Not».
В РПЦ поддержали закон о самообороне у себя дома
Москва. 6 марта. ИНТЕРФАКС — В Русской православной церкви считают справедливым законопроект о разрешении любой самообороны в периметре своего жилища, который иначе называют «Мой дом — моя крепость».
«Я такой законопроект поддерживаю (…) Я думаю, что он решит многие проблемы, хотя, конечно, он не решит все проблемы, потому что в судебном разбирательстве по конкретным случаям всегда будут возникать вопросы относительно конкретных ситуаций», — сказал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» (ВГТРК).
По словам представителя Церкви, не всегда бывает так, что злоумышленник вторгается в жилище, разбивает стекла и вламывается в дверь. «Бывает, что он входит и, например, представляется работником газовой отрасли, или он представляется участковым милиционером, входит в квартиру, потом совершает разбойное нападение. И вот как потом человеку, если он является единственным свидетелем, и он же превышает меры самообороны, как ему потом доказать, что злоумышленником был именно тот, кто вошел в его квартиру, не вламываясь в дверь и не разбивая окно?» — задается вопросом архиерей.
«Но это все-таки уже частные случаи, а главное — что люди будут защищены законом, и им будет позволено защищать себя и свои семьи», — заключил глава синодального отдела.
Согласно приведенной в программе статистике, за шесть месяцев прошлого года по ст.108 УК РФ (убийство при превышении самообороны) осуждены были 132 человека, оправданы только двое. По ст.114 УК РФ (нанесение тяжкого вреда при самообороне) 203 человека осуждены, оправдательных приговоров не было вообще.
Помощь беженцам из зоны конфликта окажет Санкт-Петербургская епархия
Санкт-Петербург. 5 марта. ИНТЕРФАКС — Санкт-Петербургская епархия открыла центр сбора гуманитарной помощи беженцам из зоны конфликта, сообщается на сайте Санкт-Петербургской митрополии.
«Центр сбора гуманитарной помощи для беженцев и пострадавших мирных жителей, находящихся в зоне конфликта, открывает епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению в социально-профилактическом центре для инвалидов, пожилых людей и подростков Елизаветинской обители милосердия в Лахте», — говорится в сообщении.
Центр будет принимать продукты питания длительного хранения (крупы, макароны, консервы, детское питание, бутилированную воду), предметы личной гигиены и средства индивидуальной защиты (принадлежности для чистки зубов, шампуни, гели для душа, мыло, туалетную бумагу, салфетки, медицинские маски, антисептики — все новое в упаковках), одежду для взрослых и детей (новую, в упаковке), постельные принадлежности (новые в упаковках одеяла, подушки, полотенца, постельное белье).
Больница Святителя Алексия получит грант на оказание паллиативной помощи москвичам
Москва. 1 марта. ИНТЕРФАКС — Более 63 млн рублей получит московская церковная больница Святителя Алексия на оказание паллиативной помощи горожанам, сообщили во вторник в пресс-службе мэра и правительства столицы.
«Правительство Москвы приняло решение о выделении гранта Центральной клинической больнице святителя Алексия, митрополита Московского, Русской православной церкви. Сумма гранта составляет 63,5 млн руб.», — говорится в сообщении.
В нем отмечается, что средства направят на финансирование паллиативной медицинской помощи москвичам. Ее объем — 9 тыс. «койко-дней».
Аналогичные гранты выделялись больнице и в прошлые годы.
7.02.2025
Интервью настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина на радио Град ПетровИнтервью настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина в программе «Православный паломник» на радио Град Петров
прочитать новость7.02.2025
Опубликованы материалы, посвященные Святейшему Патриарху Тихону и участником Петроградского процесса 1922 года «О сопротивлении изъятию церковных ценностей»Материалы, посвященные Святейшему Патриарху Тихону и участником Петроградского процесса 1922 года опубликованы на виртуальной выставке «Святые новомученики и исповедники на Петроградском процессе 1922 года»
прочитать новость7.02.2025
Святейший Патриарх Тихон в показаниях святых участников Петроградского процесса 1922 года «Об изъятии церковных ценностей». Расшифровка документовСвятейший Патриарх Тихон в показаниях святых участников Петроградского процесса 1922 года «Об изъятии церковных ценностей». (По материалам следственного дела АУФСБ СПб ЛО П-89305)
прочитать новость7.02.2025
Освящена мемориальная плита с именами пятерых российских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войныНастоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин освятил мемориальную плиту с именами пятерых российских солдат, погибших во Франции в годы Великой Отечественной войны
прочитать новость7.02.2025
Состоялся Межрегиональный круглый стол «Педагогика и Дипломатия Памяти»Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин принял участие в Межрегиональном круглом столе «Педагогика и Дипломатия Памяти», посвященном 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
прочитать новость