РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

Новости религиозной жизни. Обзор СМИ. Октябрь 2020 г.

Первая научно-популярная книга по деструктологии издана в Москве

Москва. 30 октября. Научно-популярная книга по деструктологии — новой прикладной науке, разработанной в Московском государственном лингвистическом университете, поступила на прилавки.

«Книга эта написана в довольно сатирическом ключе и замаскирована внешне под некое пособие психокультов — как добиться неких великих достижений с помощью какого-то гуру. Она так и называется «Как быстро и надежно лишиться жизни и здоровья, десять шагов к успеху», — рассказал «Интерфаксу» в пятницу один из ее авторов профессор-религиовед Роман Силантьев.

Соавтором выступил писатель-фантаст Сергей Чекмаев.

Каждая глава посвящена определенному аспекту, темы варьируются от появления сект до описания террористических организаций.

Издание содержит много актуальной информации и может быть использовано как справочник по существующим угрозам, при этом она написана доступным языком и может заинтересовать и увлечь даже подростков, отмечают издатели.

Силантьев напомнил, что деструктология, в отличие от сектоведения, изучает не только секты, но и другие угрозы в духовной сфере, такие как психокульты, магия, суицидальные игры.

 

Память жертв репрессий почтили в Левашове и Санкт-Петербурге

В День памяти жертв политических репрессий, 30 октября, Божественную литургию в храме Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, на Левашовской пустоши совершил благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников.

На месте массовых расстрелов и захоронений также была отслужена панихида. Ее совершил председатель епархиальной комиссии по канонизации, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин в сослужении клириков Выборгского благочиния.

В акции поминовения приняли участие представители городской администрации, Заксобрания, общественных организаций, консульств. Церемонию вел руководитель центра «Возвращенные имена» при РНБ Анатолий Разумов.

По свидетельствам историков, на Левашовском мемориальном кладбище покоятся более 20 тыс жертв репрессий, расстрелянных в Ленинграде с 1937 по 1954 годы. В рамках общегородской акции «Хотелось бы всех поименно назвать…» были зачитаны имена пострадавших за веру Христову священно- и церковнослужителей.

В 2018 году на Левашовском мемориальном кладбище был установлен памятник репрессированным священно-, церковнослужителям и мирянам, служившим в Князь-Владимирском соборе. Место для него было выбрано недалеко от поклонного креста, рядом с дорожкой, по которой возили тела расстрелянных. Имена 88 пострадавших увековечены на памятной табличке. О них была вознесена молитва.

По традиции памятная акция состоялась и у Соловецкого камня на Троицкой площади в Санкт-Петербурге. От прихода собора туда были доставлены аналои, икона Спасителя, кадило, свечи и все необходимое для совершения заупокойной литии.

+++

Акция прошла также у памятника Федору Достоевскому, в саду Музея Анны Ахматовой, Феодоровском соборе, Павловском соборе в Гатчине.

Желающие прочитали имена из «Ленинградского мартиролога», некоторые называли имена пострадавших родных и близких. Везде была совершена заупокойная лития о пострадавших, замученных и убитых жертвах репрессий.

Рядом с Соловецким камнем открылась передвижная выставка «Город, которого нет…», посвященная пострадавшим в испытаниях ХХ века. Заупокойную литию совершил настоятель храма святой Анастасии Узорешительницы протоиерей Александр Степанов. Желающим были розданы листки со словами заупокойных песнопений.

Отец Александр отметил, что с каждым годом к Соловецкому камню приходят все меньше людей, и в основном это — люди старшего возраста, молодежи мало.

«Приходится констатировать, что никого это событие особенно не интересует, — сказал он. — Если вовремя не принимать меры, страшные события могут повториться. Как ни печально, людям нужны какие-то «новые» страдания, переживания, недавно пролитая кровь… В соседних странах уже происходят совсем не радостные события, это приводит к человеческим страданиям. Среди молодежи единицы интересуются репрессиями. Лет тридцать назад тут бы стояли тысячи людей, а сегодня — и сотни не наберется. Очевидно, мы не сумели убедительно об этом сказать, жизнью своею что-то засвидетельствовать. То, что мы делаем, имеет смысл только перед Богом. Наше собрание, чтение имен для подавляющего большинства сограждан не имеет значения. А перед Богом имеет значение всегда — только у Него вечная память. Мы молимся, чтобы Он нас не оставлял, чтобы в испытаниях мы могли быть на той духовной высоте, на которой были многие из тех, кого мы поминаем».

Молитвенное чтение прошло и в онлайн-формате: основным ресурсом стал YouTube-канал форума «Имеющие надежду», где в течение дня велась трансляция из нескольких городов.

Всероссийская акция «Молитва памяти» не является политической и не может быть использована в качестве площадки для политических лозунгов. Ее христианский характер исключает лозунги «не простим» или политические призывы участников. Присоединиться к ней в онлайн-режиме, прочитать имена близких или знакомых может любой желающий. Акция «Хотелось бы всех поименно назвать…» проходит в Санкт-Петербурге с 2010 года.

 

Туристам вновь закрыли доступ на Соловки из-за COVID-19

Москва. 29 октября. Правительство Архангельской области закрыло доступ туристам на Соловецкие острова из-за ситуации с коронавирусом.

Как сообщает в четверг сайт Русской православной церкви, теперь купить билеты на самолет или водный транспорт до Соловков могут только жители архипелага.

«Вновь вводятся ранее действовавшие ограничения на воздушное и водное сообщение с муниципальным образованием «Сельское поселение Соловецкое» Приморского района», — сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Архангельской области.

 

Молитва в День памяти жертв репрессий в этом году пройдет онлайн

Москва. 28 октября. 30 октября, в общероссийский День памяти жертв советских репрессий, в онлайн-формате состоится ежегодная акция «Молитва памяти», сообщает в среду синодальный Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Акция «Молитва памяти» — молитвенное чтение имен погибших и пострадавших в годы репрессий. Участникам мероприятия будет предложено прочитать имена и помолиться о безвинно пострадавших и погибших в результате репрессий, а также о тех, кому, как отметили в синодальном отделе, молитва еще нужнее — о сотрудниках карательных органов, которые сами впоследствии стали жертвами советской репрессивной машины.

Чтение имен начнется с краткой заупокойной молитвы (литии). Каждый час онлайн-трансляции также будет звучать небольшая покаянная молитва, а молитвенное поминовение имен будет перемежаться музыкальными, театральными, поэтическими выступлениями известных деятелей, актеров, писателей, режиссеров, поэтов.

Историки, богословы и просто неравнодушные люди поразмышляют о том, что такое трудная память и как преодолеть ее последствия, чтобы подобные трагедии не повторялись.

Присоединиться к акции в онлайн-режиме, прочитать имена своих близких или знакомых может любой желающий. Также через сайт можно будет оставить заявку на присоединение к акции или подать записку о сугубом поминовении человека.

По благословению патриарха Кирилла, в день проведения акции заупокойные литии по жертвам политических репрессий пройдут в храме Христа Спасителя, храме Новомучеников и Исповедников Российских в Коммунарке, храме Живоначальной Троицы в Хохлах и храме Святителя Николая на Трех горах.

Основной площадкой проведения акции «Молитва памяти» станет YouTube-канал форума «Имеющие надежду», на котором в течение дня будет идти трансляция.

 

В Петербурге во время археологической разведки найдено православное кладбище XVIII века

Санкт-Петербург. 28 октября. В ходе археологической разведки в Петербурге обнаружены погребения утраченного Малоохтинского православного кладбища, сообщает пресс-служба городского комитета по государственному контролю, использованию, охране памятников истории и культуры.

Участок сохранившегося культурного слоя с сохранившимися захоронениями, относящимися к юго-восточной части утраченного исторического Малоохтинского православного кладбища (Новочеркасский пр. — Заневский пр. — ул. Стахановцев — Перевозный пер.) включён в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Перед проведением работ по реконструкции наружного освещения производились археологические исследования в рамках государственной историко-культурной экспертизы земельного участка, обязательной в РФ перед любыми строительными работами.

По окончании археологических работ КГИОП согласовал устройство наружного освещения с учетом корректировки рабочей документации в части выноса трёх опор наружного освещения и кабельных линий за границы выявленного объекта археологического наследия.

В дальнейшем на этой территории возможно только проведение исследований и работ по сохранению.

Участок частично расположен на территории, некогда занимаемой Малоохтинским православным кладбищем. Предположительно кладбище возникло в конце XVIII века, когда в данной местности была построена церковь Марии Магдалины (1778-1781 годы).

Православное кладбище начиналось сразу за алтарём и тянулось в восточном направлении. Это был скромный пригородный некрополь, где хоронили главным образом местных жителей.

Исторических захоронений насчитывалось немного, это могилы живописца Боголюбова, основателя Радищевского музея в Саратове, и его матери Боголюбовой-Радищевой (дочери писателя Радищева), лейб-хирурга Нарановича, поэта и драматурга Розена, архитектора Ропета (Петрова).

После революции на Малоохтинском кладбище почти не хоронили, хотя церковь продолжала действовать. В декабре 1917 года кладбище осмотрела специальная комиссия, которая признала его переполненным.

В мае 1938 года в связи с планом реконструкции Охты вышло постановление о закрытии Малоохтинской церкви и её сносе в шестимесячный срок. Одновременно было решено «ликвидировать все могильные сооружения по всему кладбищу». Малоохтинское кладбище перестало существовать.

Во время блокады Ленинграда здесь хоронили умерших. Некоторые исторические захоронения были перенесены с Малоохтинского кладбища в музейные некрополи.

Точные границы Малоохтинского кладбища неизвестны. Топоним Малоохтинское кладбище присвоен существующему на территории Малой Охты раскольничьему погосту.

 

Новый храм при МГУ будет вмещать тысячу прихожан

Москва. 27 октября. Новое архитектурно-градостроительное решение храма при МГУ на Воробьевых горах разработано и ждет согласования в патриархии и Москомархитектуре.

Как сообщает Финансово-хозяйственное управление РПЦ, согласно проекту, храм в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия будет рассчитан на тысячу человек с габаритами по периметру 53,7 на 40 метров и высотой 46 метров.

У церкви будет два подземных этажа, в которых разместятся приходские помещения и духовный центр МГУ. Цоколь и парадные лестницы планируется облицевать гранитом, на фасадах разместятся мозаичные панно. Проектом предусмотрено благоустройство прилегающей территории.

До сих пор у студентов ведущего вуза России был только один храм — церковь Святой Татьяны на Большой Никитской, вновь открытая после «советского» перерыва 26 лет назад.

 

Клирик епархии принял участие в конференции «100-летие «Великого исхода»

Клирик Троице-Сергиевой пустыни иеромонах Никодим (Хмыров) принял участие в состоявшейся 26 октября в помещении Издательского совета Русской Православной Церкви конференции «100-летие «Великого исхода», посвященной осмыслению причин и последствий русской эмиграции начала ХХ века. Она была организована совместно с комиссией Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.

Во встрече участвовали председатель Издательского совета митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, а также — в дистанционном формате — ученые и публицисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Нижнего Новгорода.

Являлся ли «Великий исход» 1920 года трагедией или избавлением от нее, попыткой сохранить русскую православную традицию в условиях ее слома под напором революции? Сколь значительное влияние оказало на ход социальных катаклизмов России начала XX века размывание в обществе христианского идеала? Обсуждались эти и другие вопросы.

Отец Никодим выступил с докладом «О притязаниях советской власти на русские церкви при российских посольствах. 1934 год», предложив краткий обзор положения русских храмов в странах русской эмиграции — Франции, Аргентине, Греции, Румынии, Дании и Югославии. Акцент был сделан на положении русского храма в Софии. Докладчик привел аргументы в доказательство того, что многие бывшие посольские церкви и земли, на которых они построены, не обладали признаками экстерриториальности, как это было принято в отношении посольств.

Научный форум был призван заострить вопрос об ответственности за разрушение христианского идеала в дореволюционном русском обществе, создавшее предпосылки для революционных потрясений.

 

Москва простилась с протоиереем Димитрием Смирновым

Москва. 23 октября. Несколько тысяч человек собралось в пятницу в храме Христа Спасителя на отпевание протоиерея Димитрия Смирнова, почетного главы патриаршей комиссии по вопросам семьи.

Накануне гроб с телом отца Димитрия был перенесен в кафедральный храм, где панихиду по почившему священнику совершил глава Финансово-хозяйственного управления Московского патриархата епископ Наро-Фоминский Парамон. Всю ночь храм Христа Спасителя был открыт для верующих, которые шли проститься с отцом Димитрием.

Утром отпевание священника возглавил первый викарий патриарха митрополит Воскресенский Дионисий, которому сослужили представители епископата и московского духовенства — в общей сложности более 60 человек.

Обращаясь к присутствующим, глава синодального Отдела по благотворительности епископ Пантелеимон назвал отца Димитрия «пророком современности», который свидетельствовал о правде и своими словами, иногда резкими, и своей жизнью, но эти резкие слова он произносил от боли своего страдающего и сочувствующего сердца, от любви.

«Он открыл три детских дома и детей в этих детских домах воспитывал как своих собственных детей. Он защищал женщин, когда говорил об этих несчастных гражданских женах, униженных, чья честь бывает поругана. Он имел не любовь-размазню, когда красивые слова, но мужественную, которая может защищать слабых, угнетенных. В его словах была сила — сила любви», — сказал епископ.

В свою очередь митрополит Дионисий назвал отца Димитрия примером настоящего гражданина и пастыря, который был «живым, настоящим, способным не бояться, способным сострадать и обличать общество». «Церковь не должна быть мягкотелой», — подчеркнул викарий патриарха.

После отпевания гроб с телом почившего священнослужителя был перенесен в храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Отца Димитрия, который многие годы был настоятелем этой церкви, похоронили за ее алтарем.

 

Власти обсуждают возможность передачи РПЦ зданий Александро-Невской лавры, где расположен Музей городской скульптуры — источник

Санкт-Петербург. 23 октября. Власти Санкт-Петербурга обсуждают возможность передачи Русской православной церкви помещений Музея городской скульптуры на территории Александро-Невской лавры, сообщил «Интерфаксу» информированный источник.

По словам собеседника агентства, в середине сентября митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий направил губернатору Александру Беглову обращение по вопросу передачи РПЦ монастырского комплекса, в состав которого входят церковь Святого Лазаря, Тихвинская церковь, богадельня, певческий корпус и жилой дом. Все эти здания закреплены на праве оперативного управления за Музеем городской скульптуры.

Копия обращения митрополита имеется в распоряжении «Интерфакса».

Источник также сообщил, что поручение проработать вопрос о передаче комплекса зданий Александро-Невской лавры в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии было дано по итогам совещания, посвященного подготовке празднования 800-летия со дня рождения Александра Невского.

В распоряжении агентства есть копия документа с поручениями, он датирован 22 сентября и подписан вице-премьером Дмитрием Чернышенко.

«Правительству Петербурга и Беглову рекомендуется рассмотреть вопрос о передаче Благовещенской, Тихвинской и Лазаревской церквей, а также земельного участка на набережной реки Монастырки Санкт-Петербургской епархии РПЦ «в целях восстановления исторической территории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры», — следует из документа.

Директор Музея городской скульптуры Владимир Тимофеев сообщил «Интерфаксу», что ему известно об обращении митрополита к властям города.

«Я в курсе событий, но никаких документов ко мне не поступало, только устные сообщения. Во вторник в комитете по культуре должно быть совещание по этому вопросу», — сказал Тимофеев, добавив, что в случае передачи РПЦ желаемых ей помещений у музея «ничего не остается».

Два года назад РПЦ поднимала вопрос о передаче ей объекта Музея городской скульптуры — Благовещенской церкви с усыпальницей Александро-Невской лавры, где похоронен Александр Суворов. Тогда директор музея, комментируя «Интерфаксу» ситуацию, сообщал, что не видит такой возможности.

«Там похоронен цвет русской нации, установлены 112 памятников, которые представляют большую художественную ценность, это работы выдающихся скульпторов. Оттуда вывезти ничего невозможно. Что-либо изъять оттуда физически невозможно, некоторые из этих памятников размером по четыре метра. Как выламывать плиту на могиле Суворова? Мне непонятно, зачем это рушить», — говорил Тимофеев.

Он отмечал, что вопрос передачи Благовещенской церкви с усыпальницей поднимается РПЦ с 1990-х годов. Против передачи объектов музея РПЦ тогда выступали Даниил Гранин, Дмитрий Лихачев, Людмила Вербицкая, Жорес Алферов.

 

Освящен поклонный крест памяти узниц Акмолинского лагеря

Освящение изготовленного петербургскими мастерами гранитного поклонного креста с мозаичной иконой Воскресения Христова памяти узниц Акмолинского лагеря «жен изменников Родины» (АЛЖИР) в Казахстане состоялось 22 октября. Чин совершил клирик собора Владимирской иконы Божией Матери иерей Александр Прокофьев.

Присутствовали благотворитель и общественный деятель Грачья Погосян, по инициативе и на средства которого создан крест, представители городской администрации, директор камнерезной мастерской Андрей Руднев, директор мозаичной мастерской Олег Костенко.

«Листая страницы истории нашей культуры и веры, мы порой открываем для себя факты, о которых когда-то предпочли забыть. Но они восстают из праха истории, сохраняются для потомков. Женщины ГУЛАГа совершили великий подвиг. Нам важно чтить их память», — отметил отец Александр.

Грачья Погосян поблагодарил участников проекта, а также митрополита Казахстанского и Астанайского Александра, власти сельского округа Акмол за поддержку. Он рассказал, что про лагерь узнал от представителей местной администрации, которые передали ему список из ста погибших в застенках армянских женщин. Это было в 2017 году, когда были найдены останки советского солдата, уроженца Казахстана Николая Сорокина. Вернуть их домой не получалось. Благотворитель взял частичное финансирование на себя.

Силами благотворителя, которого глубоко тронула трагическая история лагеря, был установлен каменный крест-хачкар. На месте лагеря к тому времени уже были мусульманский и католический знаки, но не было православного. Его установку благословил митрополит Казахстанский и Астанайский Александр.

Ко Дню народного единства памятник будет доставлен на территорию бывшего лагеря. Его открытие намечено на ноябрь.

АЛЖИР — аббревиатура советского названия 17-го спецотделения Карагандинского ИТЛ в Акмолинской области Казахстана. Крупнейший советский женский лагерь, один из трех «островов» «Архипелага ГУЛАГа» (1938-1950). В этом году исполнилось 70 лет со дня его закрытия. Через него прошли 20 тыс женщин, многие из которых погибли в его стенах. Среди узниц была мать балерины Майи Плисецкой Рахиль Мессерер-Плисецкая, сестра маршала Михаила Тухачевского Елизавета Арватова-Тухачевская, актриса Кира Андроникашвили, режиссер Наталия Сац. По данным из открытых источников около 1,5 тыс узниц были из Ленинграда. Архиерейский Собор 2000 года прославил в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской 12 узниц лагеря.

 

Священники Москвы причащают больных COVID-19 круглосуточно в две смены

Москва. 21 октября. В Русской православной церкви рассказали, что число вызовов священников к больным коронавирусом в столице в последний месяц растёт, и людей готовы причащать круглосуточно.

«Сейчас в Москве много вызовов именно в больницы, много срочных к умирающим. На дом сейчас вызовов меньше. Людей причащают круглосуточно, в две смены по 12 часов», — сказал глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в интервью, которое опубликовано в среду в «Российской газете».

По его словам, эти священники — «настоящий церковный авангард».

Легойда отметил, что с конца сентября увеличилось количество вызовов священников к больным. «Если в сентябре в среднем на «горячую линию» Больничной комиссии Московской епархии поступало до 10 обращений (организовывалось 2-3 выезда ежедневно), то в октябре — 10-15 в день (3-5 выездов)», — сказал он.

Представитель РПЦ напомнил о необходимости носить маску, отметив, что сегодня маска — это «критерий культурного человека».

 

Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении бывшего схимонаха Сергия Романова от Церкви

Москва. 19 октября. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил решение суда Екатеринбургской епархии об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Николая Романова), сообщил в понедельник вечером официальный сайт Русской православной церкви.

Схимонах Сергий, ранее изверженный из сана за нарушение священнической присяги, монашеских обетов, ряда апостольских правил и церковных канонов, был отлучен от Церкви 10 сентября. Тогда он не явился на заседание в епархию, а вместо этого опубликовал очередное видеообращение в интернете.

Ранее патриарх утвердил решение суда Екатеринбургской епархии, который отметил, что схиигумен Сергий открыто нарушил предписания правящего архиерея, запрещающие ему совершать богослужения, обращаться с публичными проповедями, носить наперсный крест, а также покидать территорию Иоанно-Богословского мужского скита без письменного благословения правящего архиерея.

Решением суда были установлены факты лжи и клеветы, допущенные в выступлениях схиигумена Сергия. Суд также квалифицировал как нарушение канонических норм то, что схиигумен прекратил поминать за богослужением патриарха и правящего архиерея.

Сергий (в миру Николай Васильевич) Романов — бывший духовник Среднеуральского женского монастыря. Много лет был известен как один из лидеров и идеологов секты «царебожников», считающих Николая II «искупителем России», повторившим подвиг Христа. Особую известность приобрёл после того, как весной 2020 года категорически отверг необходимость закрытия храмов и применение Церковью других профилактических мер против коронавируса, что привело его к открытому конфликту с руководством Екатеринбургской митрополии и Московской патриархии. Поводами для дополнительных скандалов стало то, что в свое время он был рукоположен в сан, будучи осужден за убийство, также были жалобы о жестоком обращении с детьми на людей, живущих в Среднеуральском монастыре.

Бывший схиигумен неоднократно заявлял, что не намерен покидать Среднеуральский женский монастырь. Вместе с ним в монастыре остаются более 150 насельниц. Им предлагали перевестись в другие обители, но они ответили отказом.

7 июля суд в Верхнепышминском районе Свердловской области оштрафовал его за распространение фейков о коронавирусе на 90 тыс. рублей. Адвокат Сергия подала апелляцию, но судья второй инстанции оставила назначенное по делу наказание в силе.

20 июля суд в Верхней Пышме признал Романова виновным в совершении правонарушения по ст.20.3.1 КоАП РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). В основу дела легли высказывания Романова во время проповеди в Среднеуральском женском монастыре. В них усмотрели признаки возбуждения вражды, ненависти, розни к группе лиц по национальному признаку, а также призывы к выселению неопределенного круга лиц, предлагающих соблюдать режим самоизоляции в период распространения COVID-19.

 

 

Полиция вернула Валдайскому монастырю подаренную президентом икону, которую украли из обители

Великий Новгород. 19 октября. Полиция в понедельник вернула Валдайскому Святоозерскому монастырю подаренную президентом Владимиром Путиным икону и другие ценности, которые были украдены, сообщила Новгородская епархия на своем сайте.

«19 октября в монастыре прошли праздничные богослужения, которые возглавил митрополит (Новгородский и Старорусский) Лев», — говорится в информации епархии. Участниками богослужений стали сотрудники областного УМВД. После литургии начальник УМВД генерал-майор Андрей Коновалов передал митрополиту Льву икону и другие ценности, а митрополит наградил трех полицейских архиерейскими грамотами.

Как сообщалось, в ночь на 1 сентября жители города Волхов Ленинградской области Александр Алексеев и Владислав Соколов подплыли к острову, на котором находится монастырь, сделали подкоп под воротами, проникли в обитель, разбили окно в Успенском соборе и выкрали ювелирные изделия из золота и другие предметы культа, в том числе напрестольный крест и копию Иверской иконы Богоматери, которую в 2001 году преподнес в дар монастырю глава государства. Украденные предметы культа были предварительно датированы XIX веком. Их стоимость не сообщалась.

Полиция возбудила дела по ч.4 ст.158 (кража) и ч.2 ст.164 УК (хищение предметов, имеющих особую ценность). Подозреваемые были задержаны в городе Волхов. Один из них был ранее судим за совершение тяжких преступлений. У подозреваемых обнаружили часть похищенного.

2 октября Новгородский районный суд отправил обоих под стражу. Злоумышленники признали вину.

 

«Большой академический» храм откроют на севере Москвы в будущем году

 Москва. 19 октября. Храм в честь святителя Спиридона откроется в московском районе Коптево в конце 2021 года, сообщает в понедельник пресс-служба куратора столичной программы строительства храмов, депутата Госдумы РФ Владимира Ресина.

«График строительства храма с духовно-просветительским центром составлен с учетом того, чтобы сдать его в эксплуатацию в октябре 2021 года», — отметил Ресин.

Он добавил, что завершение установки иконостаса с заполнением его иконами намечено на май 2021 года.

Ранее сообщалось, что храм вместимостью более тысячи прихожан строится на народные пожертвования. Он станет самым крупным на севере Москвы. «Большим академическим» храм прозвали в народе по названию улицы, на которой он строится.

В настоящее время на севере города возводится пять храмов, в стадии проектировки находятся еще два. Сейчас в округе действует 20 православных церквей

«Программа-200», предусматривающая строительство и реконструкцию 200 храмов во всех административных округах Москвы, за исключением Центрального, стартовала в 2010 году и реализуется на благотворительные пожертвования. Как отмечал Ресин, программа уже преодолела изначально заявленные рамки в 200 церквей и теперь охватывает порядка 240 проектов.

 

Состоялся казачий сход «Невской сечи»

В Духовно-просветительском центре Сестрорецка 18 октября после Божественной литургии прошел казачий сход с участием атаманов Юга России. Духовник общины «Невская сечь» архимандрит Гавриил (Коневиченко) поздравил собратьев с воскресным днем, рассказал гостям из Ставрополья об истории и убранстве храма Тихвинской иконы Божией Матери.

Атаман Юга России Дмитрий Стригунов выразил желание братьев-казаков создать у себя в войске подразделение Конвоя памяти святого царя Николая II — организации, зародившейся в бывшей имперской столице, месте исторического служения конвойцев последнего русского государя. По его мнению, конвой памяти служит возрождению державного самосознания. Единогласным «Любо!» было одобрено основание Ставропольского отдела.

В рамках схода были проанализированы итоги работы общины по благоустройству территории Курортного района. Многие годы проводятся субботники по сбору мусора, ведется уход за воинскими мемориалами. Осуществлен проект очистки озера Разлив и создания прибрежной зоны экологического благополучия, казаки участвовали в общественном противостоянии проекту намывных территорий на Финском заливе, что привело бы к экологической катастрофе.

Отец Гавриил подчеркнул, что экология души и территории — это стратегия развития казачества.

«Греческое слово «экология» означает искусство домостроения, — сказал он. — Восприятие данной нам Богом земли как Дома, где бережно хранится память предков, ощущается связь поколений, присутствуют взаимопомощь, любовь к ближнему и природе — это православный взгляд на мир. Такой взгляд органически свойственен казачеству, которое осознает, что его Дом требует внимания, заботы и преображения».

Редактор газеты «Общество и экология» Сергей Лисовский поделился опытом освещения природоохранной проблематики в информационном пространстве, затронул тему народосбережения, напомнив о многодетных семьях Российской империи. Атаман «Станицы Никольской» Вячеслав Поляков продолжая эту тему, рассказал, какими большими были казачьи семьи. Сейчас население России регулярно уменьшается, а за время правления святого императора Николая II оно возросло с 122 млн в 1894 году до 182 млн в 1914-м, прирастая на 2,4 млн ежегодно.

Казаки обсудили основные направления своей работы — по сохранению физического здоровья, развития спорта (в частности, содействие обучению в школе бокса Армена Дилбаряна) до духовно-просветительских проектов, таких, как информационный портал «Азбука веры», созданный членами общины Александром и Сергеем Посадскими 15 лет назад по благословению архимандрита Гавриила (Коневиченко).

Эксперт Центра социально-консервативной политики Александр Посадский сделал доклад «Традиционные духовные ценности в эру цифровизации». Главной опасностью этого процесса он назвал сведение личности к анонимному элементу цифровой машины. Размывание суверенитета человека, народа, страны, цивилизации превращает их в «машины потребления», приводит к ценностной и демографической катастрофам. Стратегии цифровизации, основанные на тотальном контроле над личностью сковывают ее творческие силы. Технологии должны быть созидательными, служить воссоединению мира и человека, их преображению, сохранению культурного и природного наследия. Раскрытие этих возможностей, заложенных в самой природе, призвание человека, являющее его достоинство.

 

Детский футбольный турнир прошел в Выборгском округе

III детский турнир «Кубок Выборгского благочиния» прошел 18 октября в рамках Футбольной детской православной лиги (ФДПЛ) в центре «Сосновка Парк». Организатор — отдела по взаимодействию со спортивными организациями. Гостей и участников приветствовал заместитель председателя отдела иерей Тимофей Ивашкин.

За почетный трофей боролись четыре команды. В итоге команда «Благочиние» заняла 4-е место и получила почетный кубок ФДПЛ за участие. Футбольный коллектив «Держава» смог показать достойную игру и занять почетное 3-е место. Второй раз подряд команда «Великий» стала серебряным призером, уступив лидерство лишь по дополнительным показателям.

Победителем стала футбольная дружина «Суздалец» из Спасо-Парголовского храма, показавшая слаженную и красивую игру в каждом матче.

Лучшими игроками признаны Михаил Покровский и Иван Яковлев (оба — из команды «Великий»).

 

В РПЦ уточнили, что «главный храм российских олимпийцев» строится не только для спортсменов

 Москва. 16 октября. Храм Димитрия Донского в Северном Бутове, который станет главным местом духовного окормления Олимпийской сборной России, будет рассчитан не только на спортсменов, заявил глава патриаршей комиссии по вопросам физкультуры и спорта митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан.

«Во многом его размеры обусловлены размерами самого жилого района Москвы, в котором располагается храм Димитрия Донского. Кроме того, принимается во внимание масштаб той миссионерской, социальной и образовательной деятельности, которая осуществляет община храма под руководством протоиерея Андрея Алексеева», — пояснил митрополит в интервью «Интерфаксу».

По словам архиерея, вполне очевидно, что прихожанами храма будут российские спортсмены-олимпийцы, которые уже посещают его вместе с жителями Северного Бутова и всеми теми, кто пользуется пастырскими советами его духовенства.

«При этом повторюсь: каждый храм Русской православной церкви открыт для спортсменов, желающих жить во Христе, равно как и для любого другого человека, ищущего свой путь к Богу», — отметил митрополит.

Строительство храма Димитрия Донского ведется в рамках «программы-200». В проекте, помимо самой церкви, запланированы помещения для размещения уже действующих при временном храме культурно-просветительского центра с воскресной школой, школы искусств, спортивного комплекса, дошкольного лицея и множества кружков и секций, которые посещают более тысячи детей и взрослых.

 

Католики передали РПЦ храм в центре испанской Гранады

 Москва. 15 октября. Католическая архиепископия Гранады передала в пользование приходу Московского патриархата храм Апостола Варфоломея в центре этого испанского города, сообщает в четверг сайт РПЦ.

Договоренность о передаче была достигнута на встрече архиепископа Мадридского и Лиссабонского Нестора с архиепископом Гранады Франсиско Хавьером Мартинесом Фернандесом.

После литургии по случаю праздника Покрова Богородицы архиепископ Нестор обсудил с прихожанами перспективы развития прихода и переезда в новое здание, предоставленное приходу католической архиепископией Гранады.

 

Митрополит Варсонофий совершил молитвенный облет Санкт-Петербурга

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил 15 октября молитвенный облет Санкт-Петербурга с иконами Спасителя и Покрова Божией Матери.

Владыку сопровождали протоиереи Александр Румянцев, Андрей Жук, Даниил Мельников, иерей Герман Ранне, протодиакон Андрей Левин, диакон Михаил Аксенов.

В пути было совершено акафистное пение Покрову Пресвятой Богородицы.

 

Представлен проект воссоздания Скорбященского храма

В храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) 15 октября прошла видеопрезентация об истории строительства, утраты и воссоздания этого памятника архитектуры.

«У нас возникла идея посмотреть на расположение росписей в храме (сейчас воссоздается его внутреннее убранство) с помощью наложения 3D-картины на поверхности, в том числе фасады зданий, — рассказал настоятель иерей Богдан Полевой. — Нам показалось интересным в преддверии закрытия храма на реставрацию сделать видеоролик о начале духовной жизни в этом месте, разрушении храма, возрождении и современном строительстве, который венчался бы предполагаемой росписью нашего воссоздаваемого храма».

На презентации были прихожане храма, деятели культуры, все имеющие отношение к строительству и воссозданию храма. Проект вызвал эмоциональный отклик, ведь в этом храме верующие молятся как одна семья, они ждут восстановления святыни.

Скоро храм закроется на реставрацию, будут установлены леса для нанесения росписей. В преддверии работ, 18 октября, будет совершено богослужение, чтобы стены храма впитали первые молитвы, а прихожане почувствовали себя сопричастными к строительству. Окончание работ запланировано на вторую половину 2021 года.

На территории Императорского стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте (ныне проспект Обуховской обороны) находилась Тихвинская часовня, построенная в царствование императрицы Екатерины II. В ней находилась небольшая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость». Образ был чтимой семейной святыней купца Семена Матвеева, который подарил его часовне в благодарность за чудесное спасение в бурю с перевернувшейся лодки посреди Невы. 5 августа 1888 во время грозы в кровлю часовни ударила молния, и она выгорела. Но икона уцелела и обновилась: лик Богоматери просветлел, к образу приклеились монеты из ящика для пожертвований, на которые она упала. Образ стали называть «Всех скорбящих Радость» (с грошиками). Стало известно о многочисленных исцелениях от него, к часовне потекли паломники. В 1893-1898-х годах рядом была построена Скорбященская церковь. Икону оставили в часовне и переносили в церковь для богослужений. Позднее для нее рядом с храмом построили каменную часовню на 600 человек, в которую, как в футляр, включили обгоревшую историческую. В 1933 году Скорбященский храм был разрушен, через пять лет закрыли часовню. Икону прихожане прятали по домам. Весной 1946 года ее передали в храм Святой Троицы «Кулич и Пасха», возвращенный верующим. Здесь икона находится и сейчас. В 1991 году Скорбященскую часовню вернули Церкви. Рядом заканчивается воссоздание Скорбященского храма.

 

Крупнейший мужской монастырь Татарстана закрыт из-за коронавируса

 Казань. 14 октября. Раифский Богородицкий мужской монастырь в Татарстане закрыт для паломников из-за COVID-19, сообщает сайт обители.

«С учетом сложной эпидемиологической ситуации в целях профилактики коронавирусной инфекции Раифский монастырь закрывается для посещения на 10 дней. Решение о временном закрытии обители продиктовано заботой о здоровье наших дорогих прихожан и паломников», — говорится в сообщении.

Заказать требы и приобрести бутыли с водой из святого источника паломникам предлагается в церковной палатке около врат обители. Также верующим напоминают о возможности заказать записки через сайт монастыря.

Раифская обитель, крупнейший действующий мужской монастырь Казанской епархии, является местом притяжения для многочисленных туристов и паломников. Архитектурный ансамбль монастыря — ярчайший памятник древнерусской культуры в Среднем Поволжье. Одна из главных его святынь — чудотворный список иконы Божией Матери «Грузинская».

 

В Церкви против того, чтобы иностранцы эксплуатировали российских женщин как суррогатных матерей

 Москва. 13 октября. В Русской православной церкви выступают против того, чтобы российские женщины становились суррогатными матерями для детей иностранцев.

«Здесь я выступаю как гражданин России: мне не хочется, чтобы та страна, в которой я живу, становилась полигоном для репродуктивных технологий, и российские женщины становились объектом эксплуатации со стороны богатых иностранцев», — сказал замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе во вторник на пресс-конференции в Москве.

По его словам суррогатное материнство является «нравственно недопустимым» и «как новая репродуктивная технология унижает женщин, которые становятся суррогатными матерями». Кроме того, в Церкви полагают, что такое материнство нарушает глубокую эмоциональную связь, которая возникает между матерью и ребенком во время беременности.

«Никакая успешная материально обеспеченная женщина никогда за деньги не станет суррогатной матерью для кого бы то ни было. Это заведомо эксплуатация тех женщин, которые находятся на низком уровне материальной обеспеченности, которым негде заработать в том числе для того, чтобы прокормить других своих детей», — убежден Кипшидзе.

Представитель РПЦ напомнил, что во многих развитых западных государствах существует абсолютный запрет на суррогатное материнство, в особенности на коммерческое суррогатное материнство, и за подобную практику предполагаются достаточно суровые наказания.

«Я надеюсь, что рано или поздно в России в законодательстве произойдут изменения, которые сначала обеспечат прекращение коммерческого суррогатного материнства, а в будущем, если у нас сформируется общественный консенсус, и некоммерческого суррогатного материнства», — добавил Кипшидзе.

 

В РПЦ призвали прихожан к обязательному ношению масок и перчаток

 Москва. 12 октября. Иерарх Русской православной церкви обратился к верующим с призывом строго соблюдать меры профилактики коронавируса при посещении храмов.

«В каждом приходе, в каждом монастыре мы должны нашим верующим говорить о необходимости строгого соблюдения тех мер, которые предписываются, в том числе ношения масок, перчаток, соблюдения социальной дистанции и так далее. Без этого мы не сможем пережить эту осень без больших потерь», — заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» (ВГТРК).

Он выразил надежду, что не повторится весенняя история, когда пришлось фактически закрыть храмы и совершать богослужения при закрытых дверях. «Я очень надеюсь на то, что общественные богослужения будут продолжаться, но очень важно, чтобы и наши священнослужители, и наши верующие проявляли необходимое чувство ответственности», — добавил митрополит.

Для иллюстрации своих слов архиерей привел Троице-Сергиеву лавру, где еще летом, по его словам, «не очень хорошо» соблюдались меры предосторожности. «Сейчас они соблюдаются: каждому человеку, который входит в лавру, выдается маска», — отметил митрополит, выразив, однако, сожаление, что не все эту маску надевают, а некоторые даже выбрасывают.

 

Прошел мастер-класс «Супружеских встреч»

Мастер-класс «Духовность, харизма и миссия «Супружеских встреч» прошел в Zoom-формате с 9 по 11 октября. Организаторы — председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев и его супруга Любовь.

По мысли отца Александра, деятельность ведущих «Супружеских встреч» важно осмыслять как форму служения Господу: помогая супругам улучшать взаимопонимание, они способствуют выполнению заповеди Иисуса Христа «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:9). Ведущие чувствуют помощь Божию при подготовке и проведении мероприятий.

В ходе мастер-класса уделялось внимание слабости и несовершенству самих ведущих, хрупкости их семейных отношений, при этом они чувствовали, как через них реализуются слова апостола Павла: «Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» (2 Кор. 11:30), которому Господь сказал: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9).

Уделялось внимание необходимости продолжения регулярных встреч с использованием электронных средств связи — Zoom, Skype, Viber, WhatsApp и других. Встречи можно назвать группой самопомощи: ведущие проекта, как правило, не имеют медицинского или психологического образования.

Встречи предназначены для обычных, некризисных семей, в которых супруги нацелены на личностное и духовное развитие, взаимопонимание. Если в семье есть зависимые или созависимые, люди с психиатрическими диагнозами, возникают ситуации домашнего насилия, помимо участия во встречах обязательна профессиональная терапия.

В мастер-классе участвовали 34 супружеские пары из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Москвы, Минска, Вильнюса, Калининграда, Краснодара и Вупперталя (Германия). В качестве гостей были приглашены пары из баптистского центра из Санкт-Петербурга и католических центров Варшавы и Риги, в том числе основатели Международного межцерковного движения «Супружеские встречи» Ежи и Ирена Гжибовские, которые подчеркнули важность регулярной последующей работы с семьями в ежемесячных малых группах.

Православный центр «Супружеских встреч» был создан в Санкт-Петербурге 27 сентября 2010 года. С тех пор аналогичные центры появились в Екатеринбургской, Калининградской, Минской и Московской (городской) епархиях. Создаются центры в Краснодаре, Вуппертале и Вильнюсе. Выездные программы прошли в Астане и Алма-Ате.

 

Отслужена панихида в урочище Койранкангас

Поездка в урочище Койранкангас — место расстрелов жертв сталинских репрессий, организованная настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице протоиереем Вячеславом Хариновым, состоялась 10 октября.

С 2010 года в октябре отец Вячеслав совершает в Койранкангасе панихиду по жертвам массовых репрессий. Внимание к этому месту связано с работой, которую ведет приход: при Скорбященском храме действует Музей новомучеников. Во время поездок поисковики, которых окормляет отец Вячеслав, исследуют почву, делают шурфы в местах, где явно определяются останки человека. Как рассказал руководитель Центра «Возвращенные имена» при РНБ, составитель «Ленинградского мартиролога» Анатолий Разумов, за прошедшие годы найдены останки примерно восьмидесяти человек. Они не эксгумируются, вновь засыпаются землей, их местонахождение отмечается памятным знаком. Системные исследования не проводились, разрешение на это не получено, так что находки можно назвать «случайными».

«Мир безбожный и мир сакральный: из одной ямы достаешь нательный крест и пулю, выпущенную в затылок. Вот эти два предмета — два противоборствующих полюса. На каком-то этапе, временно, побеждает пуля. Но наше присутствие здесь доказывает, что нательный крест — символ спасения и жертвенной любви, которая, может быть, реализуется через два-три поколения. Мы — носители этой любви, свидетели жертвенных страданий, того, что они не были напрасны», — сказал отец Вячеслав в беседе с журналистами.

У поклонного креста была отслужена панихида по захороненным здесь безвестным жертвам.

«Для современной исторической науки важно не событие как таковое, а его связь с общей историей того или иного этноса, — отметил отец Вячеслав в проповеди после панихиды. — Представители новой науки, в частности, французский историк Пьер Нора, говорят о конфликте между историей и памятью. Для меня как священника и для всех нас, верующих людей, важна коллизия. Мы закончили богослужение, пропев «Вечную память». Так что же такое «память»? Пьер Нора утверждает, что «память» и «история» нередко конфликтуют. История опирается только на бесспорные источники: правдивы они или нет, есть ли документальное подтверждение. А памяти все равно, она переводит воспоминания в разряд священных, не подвергающихся уменьшению, девальвации. Это новое и важное мы фиксируем своим приездом сюда. Представители силовых ведомств говорят, что никаких расстрелов репрессированных здесь не было. Но есть память финнов, которые здесь жили: их многочисленные свидетельства натолкнули на мысль приехать сюда и посмотреть. Здесь лежат люди, расстрелянные по технологии НКВД — выстрелом в затылок. Есть и убитые изуверским способом — например, ударом приклада в височную кость или в нос. По спискам «Мартиролога» мы знаем, кто был расстрелян, но не знаем, где кто был похоронен. 30 тысяч человек относятся к тому периоду, когда проводились расстрелы в Койранкангасе. Первый участок был, по-видимому, ближе к Ковалевскому лесу — его исследуют, пытаются мемориализировать, но там мы пока не можем найти расстрелянных. А здесь их находим регулярно. Память делает это место священным, хотя упоминаний в науке пока не существует. Нам достаточно того, что мы можем здесь увидеть. Пьер Нора и другие исследователи ввели понятие «мест памяти». Такие места формируют этническую память. Юрий Лотман писал, что культура — это память. Здесь можно остановиться. От того, что мы помним и как помним, зависят наша культура, наше будущее. Без исторической памяти будущего у народа нет. Если из исторической памяти вытесняются подобные места и события, это невероятно опасно для будущего».

Отец Вячеслав напомнил цифры — за один день 12 декабря 1937 года Сталин и Молотов подписали смертный приговор 3161 человеку. В период «большого террора», с лета 1937-го по ноябрь 1938-го, в нашей стране ежесуточно убивали примерно полторы тысячи человек. Для сравнения, в царской России в период с 1825 по 1905 год было вынесено 625 смертных приговора, из них в исполнение приведены всего 191. За годы сталинских репрессий были расстреляны, если судить по спискам, 800 тысяч человек, из них 692 тысячи только за один 1937 год. «Это был не просто культ личности — это был культ, связанный с жертвоприношением соотечественников», — отметил священник.

Анатолий Разумов подчеркнул, что Койранкангас — такой же спецобъект НКВД, как Левашово в Санкт-Петербурге, Бутово и Коммунарка в Москве, Быковня под Киевом, Куропаты под Минском, Зауральная роща в Оренбурге, 12-й километр в Екатеринбурге, Дубовка под Воронежем, Пивовариха под Иркутском, Сандармох под Медвежьегорском и многие другие. Историк рассказал, что работает над 14-м и 15-м томами «Ленинградского мартиролога», в которых будут упомянуты все расстрелянные в Ленинграде с 1924 по 1936 годы. Вероятно, многие из них лежат здесь. Историк упомянул, что написанная им брошюра про Левашовскую пустошь выдержала уже пятое издание, и поделился планами написать подобную брошюру про Койранкангас.

Участники панихиды осмотрели найденные поисковиками останки. Представители поисковых отрядов пояснили, что открыт только верхний слой, и внизу под обнаруженными останками есть еще останки. Также было подчеркнуто, что в этих местах никакие военные действия не велись, и речь может идти только о деятельности НКВД. Все найденные останки имеют характерную травму черепа — один или два выстрела. В большинстве захоронений никаких предметов, кроме пуль, не обнаружено. Одежда, если она и была, за столь долгое время полностью истлела. Как рассказал отец Вячеслав, большинство найденных за эти годы пуговиц похожи на пуговицы от нижнего белья, хотя один раз были обнаружены остатки шинели или плотной гимнастерки.

У одного из расстрелянных, найденных в этот раз, сохранилась обувь: он был обут в ботинки с калошами, что говорит о его высоком социальном статусе. Калоши были извлечены для исследования и помещения в Музей новомучеников при Скорбященском храме.

Урочище Койранкангас (по-фински Koirankangas — «собачья пустошь», другой перевод — «вересковая пустошь») на Ржевском артиллерийском полигоне под Санкт-Петербургом — место массовых расстрелов конца 1920-х — 1930-х годов. Ржевский артиллерийский полигон существует с конца XIX века. В начале 1920-х годов граница полигона проходила в 5-6 км от станции Ржевка Ириновской железной дороги. В 1927 году границы полигона были расширены, в северном направлении была проложена внутренняя дорога. Полигон использовался как место казни по приговорам ВЧК-ОГПУ-НКВД и захоронения расстрелянных с 1918 года и оставался расстрельным местом как минимум до конца 1938 года. В частности, в ноябре 1937 года здесь были расстреляны политзаключенные Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), специально этапированные в Ленинград. По предположениям исследователей, здесь захоронены свыше 30 тыс человек. По свидетельствам бывших жителей деревень Киурумяки, Конколово и Лепсари, расстрелы в Койранкангасе происходили с конца 1920-х годов и вплоть до Великой Отечественной войны. В августе 1941-го — апреле 1942 года все жители этих деревень были принудительно эвакуированы по решению Военного совета Ленинградского фронта. После 1948 некоторые из них вернулись, жили в деревне Куйвози, поселке Токсово и других населенных пунктах Ленинградской области.

 

В Омске открылся экопарк, который придумал местный епископ

Москва. 9 октября. Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий стал идейным вдохновителем экопарка «Екатерининский бор» в 340 километрах от Омска, где до сих пор встречаются лоси, рыси, косули и даже медведи.

«Маршрут для организованных туристических групп проходит по самым живописным местам омского севера. Гости видят реликтовую тайгу, поднимаются на правый берег Иртыша в сопровождении экскурсоводов», — сообщает Омское областное телевидение.

В парке предусмотрены места отдыха, фотозоны и арт-объекты, созданные специально для экопарка. Экотропа разрабатывалась как полноценный туристический продукт — двухдневное путешествие с ночевкой на «Заставе Ермака».

 

Колокольне высотой 140 метров не место в центре Петербурга, считают эксперты

Санкт-Петербург. 8 октября. Эксперты и историки архитектуры ставят под сомнение возможность реализации проекта 140-метровой колокольни у Смольного собора.

«Если и строить эту колокольню, то только в другом месте. (…) Там, где нет архитектурных шедевров, за пределами исторического центра Петербурга», — сказал историк архитектуры Борис Кириков во время пресс-конференции в «Интерфаксе» в четверг.

Специалисты иронично заметили, что в качестве места строительства можно было бы рассмотреть территорию рядом с «Экспофорумом» или «Лахта-центром».

Заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга Михаил Мильчик, в свою очередь, заявил, что необходимости в возведении колокольни вообще нет: по его мнению, это «убьет значение ансамбля собора», «окажет негативное воздействие на облик города», явив собой акт «исправления истории».

С ним согласился заместитель председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кононов, отметив, что панорама Смольного собора и так не просматривается, а колокольня, согласно проекту Растрелли, должна находиться перед собором.

Историк архитектуры Кириков добавил, что документального обоснования для точного воссоздания колокольни нет. Кроме того, реализации проекта мешают действующие высотные ограничения.

Ранее Фонд содействия строительству культовых сооружений Русской православной церкви в Петербурге представил проект строительства 140-метровой колокольни Смольного собора по задумке Бартоломео Растрелли. Эта колокольня якобы должна была стоять рядом с собором, но ее строительство, согласно открытым источникам, было прекращено после возведения двух ярусов, которые позже разобрали. Высота постройки, по разным данным, составила бы либо 142, либо 160 метров.

Идея всё-таки возвести колокольню была раскритикована архитекторами, градозащитниками и историками.

 

Концертный сезон откроется в Исаакиевском соборе «Всенощным бдением» Рахманинова

Санкт-Петербург. 7 октября. В музее-памятнике «Исаакиевский собор» в среду состоится открытие концертного сезона.

Как сообщает пресс-служба музея, Концертный хор под руководством Владимиром Беглецова зазвучит под сводами Исаакия и Спаса на Крови.

7 октября в Исаакиевском соборе прозвучит «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. 14 октября в Спасе на Крови будет представлена коллекция вокальных и поэтических миниатюр «золотого века» русской культуры. 21 октября в Исаакиевском соборе зрители смогут послушать хоровые шедевры двух гениальных песнопевцев XX века — Георгия Свиридова и Валерия Гаврилина, а 28 октября в Спасе на Крови всех желающих ждет встреча с программой, объединяющей духовные произведения Иоганна Себастьяна Баха, Эйтора Вила-Лобоса и Арво Пярта.

 

В РПЦ снова выступили с критикой гражданских браков

Москва. 5 октября. В Русской православной церкви напомнили о неприемлемости гражданского брака для верующих людей и призвали не считать его нормой жизни.

«С ним (с гражданским браком — «ИФ») мириться нельзя, поскольку он не только искажает жизненный путь человека на земле, но и влияет на его вечную участь. Слава Богу, Церковь еще пока может призывать людей образумиться, наладить нормальные семейные отношения с человеком, которого каждый выбрал для совместной жизни», — пишет глава Издательского совета Московского патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент в своей статье, опубликованной в газете «Вечерняя Москва».

По его словам, «история с так называемым гражданским браком — яркий пример того, как грех, названный приличным словом, входит в жизнь общества и воспринимается как норма».

По словам митрополита, священники постоянно сталкиваются с этой проблемой на огласительных беседах перед крещением детей: объясняют будущим крестным родителям, что если они живут без регистрации брака, то не могут быть крестными.

«Приходится разъяснять, чем отличается гражданский брак и брак, юридически зарегистрированный государственными органами. Хотя даже Википедия определяет, что незарегистрированный гражданский брак — это сожительство. Почему бы не зарегистрировать свои отношения официально?» — недоумевает иерарх.

Он назвал «странным» предлог об отсутствии времени и привел в пример типичный случай, когда мужчина живет в таком союзе, «используя женщину для получения личного удовольствия, отнимая ее лучшие годы жизни», а женщина все это время живет со «слепой уверенностью», что состоит в браке, и тщетной надеждой когда-нибудь зарегистрировать отношения.

«Игра в демократию и толерантность этим людям удается. Ее поддерживают, потому что значительная часть населения страны живет в незарегистрированных браках. Легче потакать желаниям толпы, зарабатывая временную известность, чем объяснять, что такая жизнь — грех», — считает митрополит Климент.

 

Смольный восстановит церковь Николая Чудотворца в Доме радио

 Санкт-Петербург. 5 октября. Губернатор Петербурга Александр Беглов на встрече с дирижером Теодором Курентзисом пообещал восстановить церковь Николая Чудотворца в Доме радио, сообщает пресс-служба Смольного.

«Сегодня Дом радио становится полноценным культурным центром, настоящей творческой резиденцией в историческом месте», — заявил Беглов на встрече с художественным руководителем оркестра и хора musicAeterna.

Маэстро обратился к главе города с просьбой восстановить помещение бывшей домовой церкви Николая Чудотворца, которое сейчас используется для хранения инструментов. По замыслу Курентзиса, там будут проходить концерты хора, в том числе планируется исполнение духовной музыки в аутентичной атмосфере.

«Мы договорились, что будем восстанавливать церковь. Это наша история, история Петербурга», — цитирует губернатора пресс-служба.

Беглов отметил, что нельзя забывать и о ленинградском периоде истории Дома радио. В годы блокады радиовещание отсюда не прерывалось ни на один день. Радио для ленинградцев тогда было единственным источником информации, поддерживало их силы и веру в победу. Отсюда в годы блокады выходила в эфир Ольга Берггольц.

Губернатор подчеркнул важность сохранения блокадной студии, которая должна стать частью единого мемориального пространства, сохраняющего память о блокадном подвиге Ленинграда. По его словам, также необходимо оцифровать архивы Дома радио.

В Доме радио располагается не только репетиционно-концертная база оркестра, но и культурно-образовательная площадка. Проводят концерты, лекции, кинопоказы, устраивают диспуты и перформансы.

Симфонический оркестр и хор musicAeterna были основаны в 2004 году в Новосибирске дирижером Курентзисом, с 2011 по 2019 год работали на базе Пермского театра оперы и балета. С сентября 2019 года стали независимым коллективом.

 

Митрополит Иларион предложил после похорон Ленина открыть в мавзолее музей, посвященный репрессиям

 Москва. 5 октября. В Русской православной церкви считают, что телу Ленина не место на Красной площади, но в вопросе о его захоронении надо действовать осторожно.

«Я не сомневаюсь в том, что раньше или позже тело этого человека будет захоронено. Другое дело, когда это произойдет, при каких обстоятельствах это произойдет», — сказал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24».

Он назвал Ленина «изменником Родины», который прибыл в Россию на германские деньги, человеком, которого по обычным законам следовало бы судить. «Случилось так, что именно с этим человеком связано начало «красного террора», начало массовых репрессий российского населения, и, конечно, я думаю, что не место этому человеку на Красной площади», — сказал митрополит.

С другой стороны, добавил он, следует понимать, что Ленин остается святыней для своих последователей. «Когда мы говорим о том, как большевики взрывали храмы, как они уничтожали священников, это же было посягательство на нашу веру. А если сейчас тело Ленина будет вынесено из мавзолея, то это будет посягательство на веру тех людей, для которых тело Ленина остается святыней», — считает представитель Церкви.

Поэтому здесь, по его мнению, нужно действовать осторожно, чтобы не спровоцировать какое-то гражданское противостояние, и скорее всего, придется еще какое-то время ждать, пока он будет похоронен. Произойдет это, как считает митрополит, тогда, когда коммунистическая идеология окончательно уйдет в прошлое.

Отвечая на вопросы о дальнейшем использовании мавзолея, архиерей высказал мнение, что его следовало бы оставить, так как это творение выдающегося архитектора Щусева, который построил несколько храмов и много зданий. «А вот что там будет внутри… Наверно, логично было бы там сделать музей массовых репрессий», — сказал митрополит Иларион.

 

Состоялся футбольный матч между командами митрополии и городской администрации

Памяти епископа Царскосельского Маркелла (Ветрова) и восьмой годовщине создания футбольной команды духовенства Санкт-Петербургской митрополии был посвящен матч, который она сыграла 3 октября на стадионе «Нова Арена» с командой городской администрации.

Почетными гостями матча стали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, заместитель руководителя администрации губернатора Валерий Калугин, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, члены городских комитетов и депутаты.

«Дорогие спортсмены, позвольте вас приветствовать на матче памяти епископа Маркелла, который восемь лет назад организовал этот турнир, ставший хорошей традицией, — сказал митрополит Варсонофий. — Сегодня владыка смотрит с высоты, как его воспитанники продолжают это дело. Спорт и физкультура помогают сохранить дар Божий, которым является здоровье. Желаю вам интересно, творчески подойти к матчу, порадовать нас комбинациями и голами. Желаю радости, успеха и хорошего настроения!»

«Eпископ Маркелл приложил руку к созданию епархиальной футбольной команды и развитию спорта в нашем городе, — напомнил Валерий Калугин. — Сегодняшний матч показывает, что на спортивных полях мы дружны и понимаем друг друга. Впервые за всю историю турнира на матч пришел владыка и благословил спортсменов. У священнослужителей тяжелая служба, важно, чтобы они могли уделить время телесному здоровью — значимой составляющей жизни».

Было подписано соглашения о сотрудничестве между епархиальным отделом по взаимодействию со спортивными организациями и комитетом по физкультуре и спорту. Председатель епархиального отдела иерей Богдан Полевой рассказал о сути соглашения: «Крепкие, дружественные и плодотворные отношения между нашими отделами выстроены давно. Комитет по спорту — надежный помощник и партнер в нашей деятельности. Пусть Господь благословит наши труды по пропаганде здорового образа жизни».

За успехи в популяризации спортивного образа жизни митрополичьими грамотами были награждены: футболист, депутат Заксобрания Алексей Игонин, президент футбольного клуба «Кристалл», основатель «Нова Арена» Олег Баринов и тренер футбольной команды митрополии Игорь Григорьев.

Отец Богдан вручил митрополиту Варсонофию именную футболку команды «Митрополия СПб». «Для нас большая честь и радость, что дело, которое начинал еще епископ Маркелл, поддерживается на уровне главы нашей епархии, — сказал он. — Владыка благосклонно относится к спорту, выступает за здоровый образ жизни, чтобы прихожане были здоровыми и спортивными».

Комментировал матч Эрнест Серебренников. Игра закончилась со счетом 4:4.

Межприходская футбольная лига была создана в 2007 году. Первый матч сборной митрополии состоялся в декабре 2012 года с командой администрации города. С 2013 года команда носит название «Митрополия».

 

Почти половина россиян не хотят заводить детей — опрос

 Москва. 4 октября. Почти половина россиян репродуктивного возраста (18-45 лет) не хочет заводить детей, показал опрос, проведенный аналитическим центром НАФИ.

В желании завести детей респонденты разделились практически поровну: 46% не планируют заводить детей, 42% сообщили о желании и готовности завести ребенка. Среди тех, кто не планирует заводить детей, женщин больше, чем мужчин (51% против 41%). Молодежь от 18 до 24 лет – самая многочисленная возрастная группа среди желающих заводить потомство.

Социологи отмечают, что за последние два года бездетные россияне и россияне с детьми сформировали два разнонаправленных тренда в намерении завести детей. С 2018 года доля бездетных россиян, которые хотят завести детей, сократилась (на девять процентных пунктов — до 60%), а доля тех, кто планирует еще одного ребенка, уже являясь родителем, наоборот, увеличилась (на 12 пунктов — до 25%).

Наиболее распространенные доводы, которыми россияне объясняют свое нежелание заводить детей, это сложное финансовое положение (24%) и отсутствие планов заводить детей в ближайшей перспективе (23%). Многие ссылаются на отсутствие партнера (15%) и плохие жилищные условия (12%). Женщины также объясняли свое нежелание иметь детей проблемами со здоровьем, возрастными ограничениями и боязнью упустить карьерные возможности. Те, кто уже является родителем, чаще отказываются от рождения детей из-за возрастных ограничений и отсутствия желания, а бездетные – из-за того, что не имеют партнера.

В ходе исследования выяснилось, что 58 тыс. рублей – средний размер дополнительной суммы к ежемесячному доходу, которая помогла бы россиянам решиться на рождение ребенка.

 

Состоялось заседание совета епархии по теологическому образованию

Заседание совета по теологическому образованию прошло 1 октября в епархиальном управлении. В нем приняли участие председатель совета — постоянный член Священного Синода митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, заместитель председателя — ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан, председатель епархиального отдела религиозного образования и катехизации иерей Илия Макаров, другие члены совета.

Владыка Варсонофий выступил с сообщением «О востребованности теологического образования в Санкт-Петербурге». Он напомнил, что совет создан согласно «Положению о епархиальном совете по теологическому образованию в Русской Православной Церкви» 2015 года, и сосредоточился на одном пункте положения — «оценка потребности региона в специалистах с теологическим образованием различного типа и уровня».

Владыка привел тезисы Святейшего Патриарха Кирилла из его выступления на конференции в Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА) несколько лет назад: теология в светском образовательном и научном пространстве должна готовить специалистов, глубоко знающих вероучение религиозной традиции, формирующее ценностное мировоззрение; на базе вузовского теологического образования можно и нужно развернуть подготовку специалистов, которые будут глубоко понимать специфику религиозных традиций, обладать качественными знаниями в этой области; нужно воспитывать новое поколение теологов-преподавателей для преподавания в школах духовно-нравственной культуры.

Митрополит подчеркнул, что помимо городского совета в рамках епархии существует и совет по теологии в рамках митрополии. Он отметил, что при наличии нескольких вузов с теологическими программами в процентном соотношении Санкт-Петербург показывает небольшой уровень вовлеченности школьников в изучение традиционной религиозной культуры, а в епархиях Ленобласти, не обладающих подобным образовательным ресурсом, процент вовлеченности школьников в обучение ОПК гораздо выше. В Санкт-Петербурге, с потенциалом охвата как минимум 60 процентов школьной и вузовской аудитории по изучению духовно-нравственной культуры и православной богословской традиции, в школах только 34,1% учеников изучают модуль «Основы православной культуры». Необходимо создать общую городскую теологическую образовательную базу, чтобы решить вопрос подготовки грамотных специалистов, сформировать благоприятное поле для изучения православной теологии и православной культуры в школах и вузах.

«Предлагаю подумать над реализацией идеи преподавания курсов «Основ религиозных культур» и «Основ духовно-нравственной культуры» профессиональными педагогами-теологами, — сказал владыка. — Здесь нужна поддержка комитета по образованию и Академии постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга. Хотелось бы видеть выпускаемых теологов не отвлеченными агностиками, но практическими участниками процесса духовно-нравственного оздоровления общества. На заре введения теологии в светских учебных заведениях и создания региональных советов по теологии Святейший Патриарх Кирилл отметил, что «теология в вузах — это культурный императив для общества». Развивая данных тезис, можно предположить, что обоснование теологии культуры в петербургском векторе получит адекватное развитие в столь специфической социальной среде. Я поручил епархиальному отделу религиозного образования и катехизации на базе епархиальных курсов и в сотрудничестве с ведущими вузами города, реализующими теологические программы, создать возможность подготовки педагогов со знаниями, умениями и навыками работы как в светской школе, так и в воскресной школе, на основе единого культурно-образовательного пространства Санкт-Петербурга».

«Именно культура является той единой платформой, на которой может выстраиваться диалог детей из разных социальных групп — светских и воцерковленных, — продолжил архипастырь. — Это позволит, в том числе, привлечь больше детей в проекты воскресных школ, которые должны стать не столько местом для духовных бесед, сколько местом возрастания личности. А светские школы будут не просто местом провождения времени, но площадкой творческого и мировоззренческого развития детей. Нашими специалистами уже разрабатываются соответствующие методические рекомендации и учебные пособия. Одним из важнейших этапов сотрудничества церковных и светских структур по подготовке специалистов в области православного образования является подготовка тьюторов, которые призваны стать специалистами по созданию, развитию и улучшению деятельности воскресных школ на приходах. На местах тьюторы должны действовать в тесном сотрудничестве с районными методистами по основам православной культуры (для общеобразовательных школ), которые также нуждаются в соответствующей профессиональной подготовке».

«Теология в высшей школе, о которой мы сегодня говорим, — это следующий этап формирования полноценно и всесторонне образованного выпускника петербургского вуза, где преподавание теологии должно осуществляться совместно с церковными преподавателями, то есть носителями изучаемой религиозной традиции. И глобально — наша общая цель заключается в том, чтобы систематизировать уже накопленный опыт, сфокусировать в сознании современников систему нравственных ориентиров и суметь передать молодому поколению знания о нашей духовной и культурной идентичности. Сейчас хотелось бы услышать мнения по текущей проблематике от наших коллег из светских вузов и, конечно же, от лидера теологического образования в нашем городе — духовной академии. Также будем рады услышать любое конструктивное предложение по общей работе на ближайшее будущее», — заключил митрополит Варсонофий.

Проректор по научной работе ОЦАД имени святых Кирилла и Мефодия, председатель экспертного совета по теологии ВАК доктор философских наук, профессор СПбДА Дмитрий Шмонин рассказал о новейших тенденциях в развитии системы теологического образовании в нашей стране.

Дмитрий Шмонин уточнил, что выступление Патриарха Кирилла состоялось на 2-й конференции по теологии в МИФИ. Подготовкой пастырей занимается Учебный комитет РПЦ, подготовкой учителей — РГПУ. Подготовкой преподавателей для взрослых занимается НОТА, которая создана два года назад по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. В нашем городе в нее входят шесть вузов — СПбДА, СПбГУ, РХГА, РГПУ, Балтийский технический университет «Военмех» и Санкт-Петербургский экономический университет. Хотелось бы, чтобы вузов было больше, для чего необходимо наладить взаимодействие с ассоциацией «Покров». Дмитрий Шмонин рассказал о готовящейся очередной конференции по теологии, которая пройдет в ноябре в онлайн-режиме на трех федеральных площадках, том числе и в Санкт-Петербурге. Говоря о структуре теологического образования, он подчеркнул, что на региональном уровне координацию между вузами и епархией должен осуществлять именно совет епархии по теологическому образованию.

Ректор РХГА Дмитрий Богатырев выступил с сообщением о современных теологических программах конфессиональной направленности. Он отметил, что в РХГА преподают теологию уже тридцать лет. Специфика данного учебного заведения в том, что оно работает преимущественно с мирянами, а не готовит священнослужителей, чем занимаются духовные школы. Тем не менее, священники здесь учатся, повышают свою квалификацию (помимо теологии изучают религиоведение, психологию): «Священники, которые получают образование у нас, готовы к работе в мегаполисе, даже таком сложном, как Санкт-Петербург». Дмитрий Богатырев подчеркнул, что без сотрудничества с епархией, без кадровой поддержки преподавателей духовной академии РХГА существовать не может. Он рассказал о кадровых обновлениях в вузе, привлечении молодежи к преподаванию, объяснил, что важна популяризация теологии, а не только наука для узкого круга людей.

Директор Института философии человека РГПУ имени Герцена, член экспертного совета по теологии ВАК профессор Роман Светлов рассказал о вариативности теологических программ в вузах на примере магистерской программы «Педагогическая теология». Программа существует второй год, это фундаментальный проект по подготовке преподавателей ОПК. В этом году был конкурс — три человека на очное, два — на заочное. Задача — подготовить не теологов-теоретиков, а тех, кто будет работать с учителями и со школьниками. Роман Светлов подчеркнул, что программа располагает сильным преподавательским составом, есть преподаватели, заочно закончившие СПбДА.

Владыка поделился воспоминанием, что в его школьные годы все учителя были атеистами: «Но когда я приехал в родное село в 1978 году, уже иеромонахом, первые, кто пришел креститься, были учителя, и первый клирос в открытом храме тоже состоял из учителей».

Проректор по учебной работе, завкафедрой церковно-практических дисциплин СПбДА протоиерей Владимир Хулап рассказал о межвузовских грантовых проектах по теологии. В этом году в СПбДА назначен специальный сотрудник, который осуществляет мониторинг грантовых проектов. Академия выиграла президентский грант, касающийся социальной и миссионерской практики, грант на развитие программы, посвященной изучению христианского Востока. Важно объединить усилие в направлениях научной, практической, издательской деятельности со светскими вузами и другими организациями. Отец Владимир подчеркнул, что студенты СПбДА участвуют в совместных программах со светскими вузами. «Нужно предлагать больше совместных грантовых программ. Чем больше серьезных организаций подают на грант, тем больше возможностей этот грант получить», — сказал он.

Председатель отдела по тюремному служению, преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин СПбДА и кафедры педагогики и теории образования ОЦАД протоиерей Олег Скоморох посвятил свое выступление получению представления Русской Православной Церкви для вузов на реализацию теологических программ. Он напомнил, что в СПбГУ в прошлом году состоялась защита диссертации по теологии. В работе со светскими вузами, разрабатывающими теологические программы, важно преодолеть недоверие. Отец Олег подчеркнул, что у ОРОиК нет желания поставить под контроль программы, которые реализуют вузы. Наоборот, было бы прекрасно представлять общественности те программы, которые существуют в городе, чтобы люди знали, что теологическое образование можно получить и в светском вузе. Он рассказал о поездке в марте нынешнего года по приглашению теологического совета Московской епархии, где представители Санкт-Петербурга делились опытом.

Завершая встречу, правящий архиерей подчеркнул, что атеистическая Россия Богу не нужна — безрелигиозных, языческих стран и так достаточно. Богу нужна Россия православная: «Нам надо объединить свои усилия — если будем сеять, что-то обязательно прорастет».


К списку новостей

Новости

26.03.2024

После богослужений в храме прп. Макария Египетского состоялась встреча со студентами

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете

прочитать новость

23.03.2024

Расписание богослужений на 25 — 31 марта (2-я седмица Великого поста)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 25 — 31 марта (2-я седмица Великого поста)

прочитать новость

20.03.2024

Поздравление студентов и выпускников Санкт-Петербургского Горного университета

Поздравление студентов и выпускников Санкт-Петербургского Горного университета настоятелю Князь-Владимирского собора протоиерею Владимиру Сорокину с 85-летием

прочитать новость

20.03.2024

Аудиозапись передачи «Служение» на радио Град Петров

Аудиозапись передачи Елены Абламской «Служение» на радио Град Петров, посвященной работе Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии

прочитать новость

19.03.2024

После богослужений в храме прп. Макария Египетского поздравили настоятеля отца Владимира с отмечавшимся 85-летием со Дня рождения

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете

прочитать новость