РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

ДЛЯ БЛИЖНЕГО КРУГА

В дореволюционной России домовым храмом   было никого не удивить. В советское время абсолютно все они были закрыты, помещения их приспособили под самые разнообразные нужды. Когда закончилась эпоха гонений, домовые храмы стали возрождаться, но их существование рождает много вопросов. Если в учреждении пропускная система, доступ в храм ограничен — кто же будет в него ходить? Простых прихожан больше привлечет отдельно стоящее здание, к тому же очень часто о том, что в учреждении есть домовый храм, снаружи не говорит абсолютно ничего. Для чего нужны и как функционируют домовые храмы в Петербурге, рассказывают их настоятели,

 текст татьяна кириллина

 

ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ

— Синоним слова «дом»  —  семья, так что, можно сказать, домовый храм — это семейный храм,— го­ворит протоиерей Владимир Со­рокин.— Православная Церковь говорит о том, что семья — это ма­лая церковь, а идеал отношений между людьми  — семейные отно­шения, недаром про хорошие отно­шения на работе говорят: «Мы как одна семья». Произошла револю­ция — сменились ценности, семью разрушили, после революции про­пагандировали вседозволенность. «Семью» сменил «коллектив», а кол­лектив — это нечто, не предпола­гающее родства. Поэтому неуди­вительно, что все домовые храмы были уничтожены. Сейчас наше общество потихоньку возвраща­ется к традиционным ценностям. Церковь стремится к тому, чтобы была семья и чтобы отношения между людьми были нормальными. Одним из первых возрожденных домовых храмов в нашем городе стал храм преподобного Макария Египетского в Горном университете. В 1990-е протоиерей Владимир Со­рокин был ректором Духовной ака­демии, а Совет ректоров Санкт-Пе­тербурга возглавлял ректор Горного университета Николай Проскуря­ков. Они стали общаться, даже дру­жить семьями.

— Когда Николай Максимович скончался, меня попросили его отпеть, он был верующим,— расска­зывает отец Владимир.— Похоро­нили торжественно, я пригласил хор студентов Духовной академии. Помощником ректора был в то время Владимир Литвиненко, с ним я тоже общался. На поминках выра­зил ему благодарность, что он много помогал покойному, а руководство расценило это как некий знак, вроде как я его благословляю,— и они его избрали ректором. Но это было пра­вильное решение: 25 лет прошло, недавно его избрали на пятый срок.

Отец Владимир предложил но­воизбранному ректору возродить храм, тот воодушевился. В совет­ское время помещение храма ис­пользовалось как спортзал. Ректор построил новый спортзал с велико­лепным бассейном, нашел спонсо­ров и возродил храм, и убранство его сейчас даже богаче, чем до рево­люции.

— Но храм стоял пустой, пять-шесть человек придут на богослу­жение — и всё,— вспоминает отец Владимир.— Раз в неделю в полдень совершается молебен, он прихо­дится на перерыв, но прийти могут только те, кто читает лекции или учится в соседних аудиториях.

Традиционная проблема храма при вузе — если вход свободный, ходят туда не студенты, а жители близлежащих домов: верующий студент пойдет в храм по месту жи­тельства, в воскресенье никто сно­ва не поедет в университет. А если в вузе пропускная система, храм пустует. Как же решил эту проблему отец Владимир?

— Для чего нужен храм? Для преемства поколений, чтобы сохранять молитву о наших пред­шественниках,— убежден настоя­тель.— Не случайно храм строится в память чего-то и кого-то: святой жил больше тысячи лет назад, а хра­мы ему стоят, и память сохраняется. Мы решили издать брошюрку про храм. Там ведь уникальные иконы, сделанные из уральских камней, нигде таких нет. В советское время они в подсобке под лестницей хра­нились. Мы с помощниками сдела­ли синодик для храма: вычислили за всю историю университета по­чти всех студентов, около шести­десяти тысяч человек, почти всех преподавателей. К юбилею Горного университета, надеемся, список бу­дет полным, работа идет; готовится к изданию альбом «Служение и па­мять». Мы поминаем за богослуже­нием всех, чья память приходится на эту неделю; есть и пострадавшие в годы репрессий. На основе сино­дика сделали календарь на каждый день, и имена тех, чья память от­мечается в этот день, публикуются на сайте http://makaryvgornom.ru/. Таким образом всем учащим и учащимся мы преподаем историю университе­та в лицах.

 

ГОВОРИТЬ

С СОВРЕМЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

Протоиерей Владимир Сорокин -настоятель еще одного домового храма, Спаса Нерукотворного Об­раза в Зимнем дворце. Прежний на­стоятель вступил в конфликт с ди­рекцией музея, поскольку требовал, чтобы храм стал приходским: еже­дневные богослужения, крещения, венчания, отпевания.

— Но это же совершенно невоз­можно, представьте только: музей, посетители  —  и вдруг покойника несут! — говорит отец Владимир.— Директор Эрмитажа Михаил Пиот­ровский был крайне этим раздра­жен и даже готов вообще запретить богослужения. Я тогда был благо­чинным и попросил владыку Влади­мира назначить меня настоятелем. Для меня не было секретом, что многие сотрудники Эрмитажа про­тив нас настроены. Я и моя помощ­ница Екатерина Михайловна стали думать: как говорить с современ­ным человеком, а главное — о чём? О Боге, Церкви люди не очень хо­тят слушать. Даже у апостола Пав­ла был эпизод: он пришел в арео­паг, стал беседовать с философами, а они ему говорят, что послушают его в другой раз.

Когда Эрмитаж стал готовиться к празднованию 250-летия, отец Владимир снова решил обратиться к теме исторической памяти.

— Мы поставили себе цель -на основании архивных данных и с помощью верующих сотруд­ников музея выявить всех, кто ра­ботал в Эрмитаже за эти 250 лет. Поскольку это не просто музей, но и царская резиденция, мы за­одно включили в список всех правителей страны, а также тех, кто бывал у царя на приеме — в общем, всех, кто мог молиться в храме при Зимнем дворце.

В этот синодик были включены также предстоятели Русской Пра­вославной Церкви  —  91 человек, правящие архиереи Санкт-Петер­бургской епархии — тридцать че­ловек, 12 настоятелей храма, кли­рики —46 священнослужителей, 34 диакона, восемь чтецов. Список имен пополнили градоначальники, архитекторы Эрмитажа, директора, канцлеры Российской империи, ми­нистры и сотрудники министерств, те, чьи портреты висят в Военной галерее Зимнего дворца, члены Сената — 1680 человек. Причем в синодике не просто перечислены имена, а даны портреты людей, их краткие биографии.

— В нашем эрмитажном сино­дике около пяти тысяч человек. Я пришел к Пиотровскому, пока­зал — он ахнул. Сотрудники тоже оценили. Правда, некоторые гово­рили: «Зачем мы меня включили без моего ведома?» Я отвечал: «Ладно, вычеркнем вас!» — «Ой, не надо вычеркивать!» — смеется отец Влади­мир.— Мы сделали красивую книгу, под золото, но главная особенность синодика не в этом, а в том, что страницы вынимаются, они на за­щелкивающихся кольцах. На бого­служениях мы раздаем страницы сотрудникам — и они читают! У нас на богослужения приходит много народу, человек 50-60: люди уви­дели, что в синодике их имена, что о них Богу молятся у нас в храме. И я еще раз убедился, что этот вари­ант диалога с обществом работает.

Литургия в эрмитажном хра­ме совершается несколько раз в году: перед большими праздника­ми и в поминальные царские дни. В храме можно делать тематические выставки: была, например, выстав­ка предметов, связанных с царской семьей. Музей есть музей: в храме нельзя зажигать свечи, разжигать кадило тоже нельзя — диакон дела­ет это заранее. Посещать богослу­жения можно по договоренности, а так храм открыт, посетители могут в него войти.

Помощники отца Владимира также составили синодик думских гласных для храма в ЗакСобрании, но священники, которые там слу­жат, к сожалению, не читают их имена за богослужением. Составле­ны синодики для Палаты мер и ве­сов, для Нотариальной палаты.

— Домовый храм, если им зани­маться — отметить святыни, па­мятные даты, взять историю учре­ждения,— становится настоящим центром семьи, в которой сохраня­ется память,— уверен отец Влади­мир.— Особенно это ценно в наше время, когда многие ничего не зна­ют о своих предках. Сделайте такую работу, и люди оценят, будут в храм ходить, и никто не будет говорить, что домовый храм не нужен. Че­ловек сейчас прагматичный, ему нужно понимать, что он к чему-то приобщился, прикоснулся, что он продолжатель какого-то важного дела. Надо дать ему это почувство­вать, и тогда всё будет работать.

 


К списку новостей
Новости

17.10.2019

«Мы были уверены»

Интервью настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина в программе «Неделя» 13 октября 2019 года

прочитать новость

16.10.2019

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин принял участие в Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры

В день памяти Митрополита Никодима (Ротова) настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин принял участие в Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и вся Руси Кирилл

прочитать новость

16.10.2019

Студенты Горного университета посетили урочище Койранкангас

Студенты Горного университета, прихожане храма прп. Макария Египетского посетили урочище Койранкангас

прочитать новость

14.10.2019

Состоялась конференция «Митрополит Никодим (Ротов) и его наследие»

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин выступил с докладом на конференции «Митрополит Никодим (Ротов) и его наследие»

прочитать новость

12.10.2019

Расписание богослужений на 14 — 20 октября

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 14 — 20 октября

прочитать новость