РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!
17 декабря в рамках регионального этапа Рождественских чтений 2014 года по теме «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» в Просветительском центре храма Феодоровский иконы Божией Матери состоялись Рождественские чтения Центрального благочиния, которые возглавил благочинный Центрального округа настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин. В чтениях с докладами выступили также кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета, кандидат богословия диакон Владимир Василик и кандидат филологических наук, доцент Надежда Ильинична Милютенко. На Рождественские чтения собралось около 70 человек.
Чтения открыл настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, выступивший с докладом следующего содержания:
1. Когда св. князь Владимир крестил Русь в 988 году, мы приняли веру от неразделенной Церкви — разделение церквей на Западную и Восточную произошло в 1054 году. Это важно иметь в виду.
2. Основные вероучительные догматы действовали в то время на всей территории Византийской Империи . Это был Никео-Цареградский Символ Веры; Рим и Константинополь олицетворяли центры западного и восточного мира.
Возникшие впоследствии различия нашли отражение даже в архитектуре. В православном храме купол символизирует небо, обнимающее человека, а западные храмы своими шпилями вонзаются в небо. Православные храмы с позолоченными куполами подобны свече, возжигаемой пред престолом Божиим.
3. Источниками Божественного Откровения в православии считаются Священное Писание и Священное Предание.
Свв. равноапп. Кирилл и Мефодий перевели Священное Писание в византийском литургическом богослужебном варианте. Существуют 2 вида библейских текстов: византийский литургический и западный кодексовый.
Примером литургического библейского текста является Остромирово Евангелие, кодексового – Пурпурный кодекс, Синайский кодекс, Ватиканский кодекс. Кодексы имели официальную, презентационную роль, но текст не проверялся народным литургическим сознанием. Литургические библейские тексты использовались за богослужением, становились основой для проповеди, кодексы использовались в частных научных целях.
Остромирово Евангелие построено по богослужебным чтениям, начиная с Пасхи. Начинается оно с Евангелия от Иоанна¸ которое читается за Пасхальным богослужением.
Тетроевангелие построено по текстам евангелистов: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Текст разделен на зачала.
Пример различия между литургическим и кодексовым текстами:
В литургическом тексте:
«Ты Христос, Сын Бога живаго.» (Ин., 6, 69)
В кодексовом тексте:
«Ты Христос, Святой Божий».
В литургическом тексте:
«сей же род изгоняется только молитвою и постом.» (Мф., 17, 21)
В кодексовом тексте:
«сей же род изгоняется только молитвою» — предполагается, что слова о посте являются более поздней вставкой.
Сейчас вводятся в научный оборот и в обиход новые переводы, основанные на кодексовых текстах, и вступающие в противоречие с синодальным переводом.
4.Библия называется Священное Писание Ветхого и Нового ЗАВЕТА.
Понятие Завета было доминирующим, главным в Древней Руси. После эпохи Петра I, когда мы «открыли окно в Европу», произошло переосмысление – вместо «Завет» стали чаще употреблять «Закон», и так постепенно привыкли. А все-таки разница в понимании есть. Закон — юридическое определение и больше относится к форме, а завет предполагает свободу человека и диалог с Господом, сотрудничество, или, как апостол Павел говорит, «соработничество с Богом».
Если обратиться к «Слову о Законе и благодати» — одному из древнейших памятников русской литературы, составленным между 1037 и 1050 годами, св. Митрополит Иларион отмечает и радуется, что мы не под Законом а под благодатью:
«закон предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать — служитель будущего века, жизни нетленной».
«исчезает свет луны, лишь только воссияет солнце; и холод ночной проходит, как солнечное тепло согревает землю. Так и закон <миновал> в явление благодати. И не теснится уже человечество в <ярме> закона, но свободно шествует под <кровом> благодати.»
В Послании св. ап. Павла к Римлянам говорится: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим., 2, 13)
Каждый человек входит в завет при Крещении. «Даждь ему во всех заповедех Твоих ходити, и угодная Тебе сохранити: яко, аще сотворит сия человек, жив будет в них. Напиши его в книзе жизни Твоея,». (из чинопоследования Таинства Крещения)
5.Символ Веры – сборник догматов, весь в целом обязательный для любого христианина.
Князь Владимир принял православную веру . Где критерий православия?
Вот пример, как действует православный критерий в жизни Церкви. В 1961 году православные церкви были приглашены вступить во Всемирный Совет Церквей. Православные делегаты на Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели поставили условие: вступим, если будет изменена конституция ВСЦ. Дело в том, что первый параграф конституции ВСЦ гласил «Всемирный Совет Церквей объединяет людей, верующих во Иисуса Христа. Православные сказали: вступим, если будет прибавлено: Всемирный Совет Церквей объединяет людей, верующих во Иисуса Христа, Сына Божия, и исповедующих Святую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа» Поставили на голосование – а делегатов было около 900 человек. И большинство проголосовали «за». Православных включили, а 60 протестантских конфессий ушли из ВСЦ. В настоящее время в главном офисе Всемирного Совета Церквей в Женеве в часовне список иконы Святой Троицы прп. Андрея Рублева является главной святыней.
6.Догматы Символа Веры относятся к области Предания. Предание – то, что передается от поколения к поколению.
Князь Владимир – как хороший руководитель хора, задал хороший правильный тон славянам. Так же как хор, которым руководит грамотный регент, и певцы грамотные поют, молятся и радуются – так и Князь Владимир дал славянам ключ, тон, задал код, по которому они стали развиваться.
На Руси стали строить храмы, взяв византийские образцы, но при этом храмы строили в русском стиле. Развивались гимнография, иконография, музыка, литература , культура, бытовые условия.
7. В Никео-Цареградском Символе Веры дан четкий критерий православия:
«Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь».
Каким испытаниям подвергались эти главные тезисы?
ЕДИНСТВО: Вселенская Церковь в 1054 г . раскололась на Западную и Восточную, Восточная – на национальные, в Русской Православной Церкви – старообрядческий раскол, раскол с обновленцами. И в настоящее время политические события вызывают церковные расколы и разделения.
СВЯТОСТЬ: святых пытаются тоже делить – придать им национальный, политический характер. Например , канонизация царя-мученика Николая; его пытаются использовать в политических, националистических целях.
СОБОРНОСТЬ. Соборный разум. После того, как Петр 1 упразднил Патриаршество, Русская Православная Церковь стала «Ведомством Православного исповедания».
Во времена Патриарха Никона Константинополь пытался упразднить
Патриаршество. Это же пытался сделать в 1924 году Константинопольский Патриарх Василий (Димопуло) .
В результате до сих пор православные никак не могут договориться о том, чтобы собраться на единый Всеправославный Собор.
АПОСТОЛЬСТВО. Апостольская церковь, апостольство предполагает преемство поколений. В Церкви храмы всегда строятся в честь каких-то событий Священной истории, человека называют в честь святого. Апостольское преемство, в частности, осуществляется через молитву об усопших.
Традиция , слава Богу, до сих пор существует, есть родительские субботы, панихиды, отпевания. Но из этой традиции утрачена очень важная часть – в частности — домашние синодики, синодики ведомственные, храмовые.
В целях укрепления преемства поколений у нас в Князь-Владимирском соборе придается большое значение возрождению традиции Синодика. В 2008 году был создан В сероссийский Помянник , на настоящий момент база данных веключает имена 15 илн селовек. Помянник вызывает большой интерес у населения города.
В текущем году были составлены Синодики Князь-Владимирского собора,
храма Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце (5747 чел.),храма свт. Николая в Мариинском дворце (26 276 чел.) часовни св. князя
Владимира в ФБУ «Тест-Санкт-Петербург».
В Синодики включены преемственные исторические линии Предстоятелей Русской Православной Церкви (от первого Киевского митрополита Михаила до ныне здравствующего Святейшего Патриарха Кирилла); правителей Руси – от Рюрика до Президента Российской Фелерации В. В. Путина; всех архиереев Санкт-Петербургских, всех градоначальников Санкт-Петербурга, настоятелей и духовенства храмов, а также сотрудников учреждений, при которых находятся домовые храмы – как почивших, так и ныне здравствующих.
Храм в Зимнем дворце являлся резиденцией Российских императоров, здесь происходили встречи с канцлерами, министрами, сенаторами. В Синодике храма Спаса Нерукотоворного Образа в Зимнем дворце содержатся:
В разделе «О здравии»:
1. Святейшего Патриарха, Высокопреосвященнейшего Митрополита, настоятелей храма сего – 4 чел.
2. Руководителей органов государственной власти Российской Федерации – 3 чел.
3. Директора Государственного Эрмитажа -1 чел.
4. Сотрудников Государственного Эрмитажа – 2 439 чел.
ВСЕГО 2 447 чел.
В разделе «О упокоении»:
1. Предстоятелей Русской Православной Церкви – 91 ч.
2. Архиереев Санкт-Петербургских – 30 ч.
3. Настоятелей храма Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце – 12 ч.
4. Священнослужителей — 46 ч.
5. Диаконов – 34 ч.
6. Чтецов – 8 ч.
7. Правителей Руси – 138 чел.
8. Градоначальников Санкт-Петербурга – 63 ч.
9. Архитекторов Эрмитажа- 13 чел.
10. Директоров Эрмитажа – 17 чел.
11. Премьер-министров Российской Империи — 24 чел.
12. Канцлеров Российской Империи – 11 чел.
13. Председателей Государственного Совета – 19 чел.
14. Президентов Камер-коллегии – 16 чел.
15. Президентов Юстиц-коллегии — 9 чел.
16. Президентов коллегии иностранных дел -11 чел.
17. Президентов Военной коллегии – 9 чел.
18. Президентов Берг-Мануфактур-коллегии -1 1 чел.
19. Президентов Штатс-конторы – 6 чел.
20. Президентов Ревизион-коллегии — 7 чел.
21. Президентов Адмиралтейств-коллегии — 8 чел.
22. Военных министров Российской Империи и Временного правительства -– 22 чел.
23. Военная галерея Зимнего дворца – 332 чел.
24. Министров внутренних дел Российской Империи и Временного правительства -37 чел.
25. Министров Государственных имуществ (земледелия) Российской Империи и Временного правительства — 22 чел.
26. Министров императорского двора Российской Империи -6 чел
27. Министров иностранных дел Российской Империи и Временного правительства -18 чел.
28. Министров финансов Российской Империи и Временного правительства -22 чел.
29. Министров торговли и промышленности Российской Империи и Временного правительства — 10 чел.
30. Министров народного просвещения Российской Империи и Временного правительства -28 чел.
31. Министров путей сообщения Российской Империи и Временного правительства -25 чел.
32. Министров юстиции Российской Империи и Временного правительства -27 чел.
33. Морских министров Российской Империи и Временного правительства — 21 чел.
34. Членов Правительствующего Сената — 1680 чел.
35. Сотрудников Императорского Эрмитажа – 125 чел.
36. Сотрудников Государственного Эрмитажа – 350 чел.
Всего 3 308 чел.
Всего в Синодик храма Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце внесены имена5747 человек.
Такой же Синодик создан для храма в Законодаительном собрании.
В него входят:
В разделе «О здравии»:
1. Святейшего Патриарха Московского и вся Руси Кирилла, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, настоятеля храма свт. Николая Чудотворца в Мариинском дворце протоиерея Петра Мухина.
2. Президента России Владимира Владимировича Путина, Председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева, Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко.
3. Председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслава Серафимовича Макарова
4. Губернаторов Санкт-Петербурга и Председателей Законодательного собрания прежних лет – 6 чел.
5. Почетных граждан Санкт-Петербурга -25 чел.
6. Депутатов ЗАКС Санкт-Петербурга 1-го созыва – 45 чел.
7. Депутатов ЗАКС Санкт-Петербурга 2-го созыва – 52 чел.
8. Депутатов ЗАКС Санкт-Петербурга 3-го созыва –53 чел.
9. Депутатов ЗАКС Санкт-Петербурга 4-го созыва – 55 чел.
10. Депутатов ЗАКС Санкт-Петербурга 5-го созыва – 50 чел.
ВСЕГО 293 чел.
В разделе «О упокоении»:
1. Предстоятелей Русской Православной Церкви – 91 ч.
2. Архиереев Санкт-Петербургских – 30 ч.
3. Настоятелей, священно- и церковнослужителей храма свт. Николая в Мариинском дворце – 7 чел.
4. Правителей Руси – 138 чел
5. Градоначальников Санкт-Петербурга – 63 ч.
6. Почетных граждан Санкт-Петербурга – 22 чел.
7. Архитекторов, -3 чел.
8. Великой княжны Марии Николаевны с семьей — 12 чел.
9. Председателей Государственного Совета – 19 чел.
10. Премьер-министров Российской Империи — 24 чел.
11. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1786 г. – 54 чел.
12. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1791 г. – 57 чел.
13. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1793 — 1796 г. – 12 чел.
14. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1798 г. – 9 чел.
15. Членов Ратгауза 1798 – 1801 г.г. – 28 чел.
16. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1746 г. – 588 чел.
17. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1850 г. – 194 чел.
18. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1859 г. – 153 чел.
19. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1862 г. – 601 чел.
20. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1865 г. – 275 чел.
21. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1868 г. – 251 чел.
22. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1873 г. – 253 чел.
23. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1877 г. -256 чел.
24. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1881 г. – 254 чел.
25. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1885 г. – 253 чел.
26. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1888 г. – 170 чел.
27. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1893 г. – 102 чел.
28. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1898 г. – 148 чел.
29. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1903 г. – 166 чел.
30. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1906 г. – 82 чел.
31. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1912 г. – 82 чел.
32. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1916 г. – 84 чел.
33. Гласных Санкт-Петербургской Городской думы созыва 1917 г. – 197 чел.
34. Депутатов Петросовета 1-го созыва 1917 г. – 2357 чел.
35. Депутатов Ленсовета 1923 г. (8-й созыв) – 1660 чел.
36. Депутатов Ленсовета 1924 г. (9-й созыв)– 1726 чел.
37. Депутатов Ленсовета 1926 г. (10-й созыв)– ок. 1800 чел.
38. Депутатов Ленсовета 1928 г. (11-й созыв)– 1870 чел.
39. Депутатов Ленсовета 1930 г. (12-й созыв)– 2 215 чел.
40. Депутатов Ленсовета 1931 г. (13-й созыв)– 2 406 чел.
41. Депутатов Ленсовета 1935 г. (14-й созыв)– 1250 чел.
42. Депутатов Ленсовета 1939 г. – 1168 чел.
43. Депутатов Ленгорсовета 1947 г. – 989 чел.
44. Депутатов Ленгорсовета 1950 г. – 1045 чел.
45. Депутатов Ленгорсовета 1953 г. – 1057 чел.
46. Депутатов Ленгорсовета 1955 г. – 540 чел.
ВСЕГО в разделе «О упокоении»: 26 276 чел.
Всего в Синодик храма свт. Николая Чудотворца в Мариинском дворце внесены имена 26 569 человек.
Хотелось бы отметить особую заинтересованность, внимание и готовность к соработничеству, которую неизменно проявляют руководители и сотрудники тех организаций, для которых ведутся работы по созданию Синодиков. В настоящее время есть общее мнение о необходимости воссоздания преемственных связей отечественной истории, что послужит к возрождению нашей национальной культуры.
В своих выступлениях диакон Владимир Василик и Надежда Ильинична Милютенко рассказали о древнерусской гимнографии, посвященной св. Князю Владимиру. В докладах был дан обзор основных рукописных источников и охарактеризовано современное состояние научных исследований в данной области. В настоящее время готовится издание книги по этой теме.
В завершение Рождественских чтений состоялось обсуждение, в ходе которого собравшимся был задан вопрос: каковы заветы Князя Владимира и как мы сегодня следуем им? Можем ли мы передать заветы князя Владимира современному человеку? Дискуссия носила оживленный характер, собравшиеся выразили надежду на продолжение обсуждения заданной темы.
10.07.2025
АНОНС. 13 июля состоится Крестный ход от Князь-Владимирского собора к месту, где ранее находилась Матфиевская церковьПриглашаем всех желающих принять участие в Крестном ходе 13 июля
прочитать новость10.07.2025
Расписание богослужений на 7 — 13 июляРасписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 7 — 13 июля
прочитать новость10.07.2025
Обзор новостей религиозной жизни. ИюньНовости религиозной жизни. Обзор СМИ. Июнь
прочитать новость30.06.2025
На 40-й день по кончине настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина совершены заупокойные богослуженияНа 40-й день по кончине протоиерея Владимира Сорокина Божественную литургию и панихиду возглавил новый настоятель Князь-Владимирского собора иерей Илья Макаров
прочитать новость30.06.2025
Подведены итоги проекта «Диалоги о добре и зле»Настоятель Князь-Владимирского собора иерей Илья Макаров принял участие в подведении итогов первого сезона проекта «Диалоги о добре и зле через искусство»
прочитать новость