РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

Клирик Князь-Владимирского собора иерей Максим Косых принял участие в конференции «Традиции Российского ислама»

30 октября 2013 года в помещении конгресс центра гостиницы «Holiday Inn Московские ворота» прошла конференция с международным участием, приуроченная к 100-летия первого богослужения в Соборной мечети Санкт-Петербурга «Традиции российского ислама».

В конференции принял участие клирик Князь-Владимирского собора иерей Максим Косых и выступил с докладом «Собор и мечеть».

В начале конференции прозвучали приветственные слова Макарова Вячеслава Серафимовича, Председателя законодательного собрания Санкт-Петербурга; муфтия Равиль Джафяровича Панчеева, председателя ДУМ Санкт-Петербурга; священника Саркиса Чопуряна, настоятеля церкви Святой Екатерины Армянской Апостольской церкви; Грубарга Марка Давидовича, председателя Правления еврейской религиозной общины Хоральной синагоги.

Выступление отца Максима, прозвучавшее на 2 пленарном заседании, предварялось приветственным словом Митрополита Владимира, которое зачитал протоиерей Георгий Иоффе, председатель Миссионерского отдела епархии.

ДОКЛАД

клирика Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга

иерея Максима Косых

на конференции «Традиции Российского ислама»

ТЕМА: СОБОР И МЕЧЕТЬ

2013 год знаковый для нашего государства и для Санкт-Петербурга в частности. В этот год мы празднуем 400-летие дома Романовых, 100-летие Феодоровского собора (Романовского собора) и 100-летие первого богослужения в соборной мечети Санкт-Петербурга.

Помятую об этих событиях мы проводим параллели между судьбами двух замечательных памятников архитектуры и зодчества, а также судьбах людей связанных с этими сооружениями.

1913 год был годом, который характеризовался наивысшим расцветом национальной жизни. Всё: и экономика, и состояние вооруженных сил, и самочувствие людей, и жизненный уровень — стали такими, какими они не были никогда в России. Люди старшего поколения помнят, что даже в советское время те или иные достижения страны обычно сравнивали с 1913 годом, потому что на следующий год началась война. Расцвет страны был настолько очевидным, что празднование 300-летия Дома Романовых вылилось в общенациональное торжество.

Николай II, Император Всероссийский

Согласно «Высочайшему манифесту», данному императором Николаем II (опубликован 21 февраля 1913 года), приурочивалось к дате «единодушного избрания» на царство в Москве Великим земским собором боярина Михаила Феодоровича Романова. Подписанным 21 февраля 1913 года высочайшим указом, дабы «достойно ознаменовать нынешний торжественный день и увековечить его в памяти народной» даровались «милости подданым» российского императора. В указе была представлена обширная программа благотворительных акций, объявлялось о льготах малоимущим и амнистировании отдельных категорий осуждённых, снимались задолженности с мелких предпринимателей и землевладельцев и многое другое.

По всем городам России в храмах отслужили благодарственные молебны, прошли войсковые парады местных военных гарнизонов, давались торжественные балы, обеды и приёмы губернаторами и градоначальниками, устраивались исторические выставки и народные гуляния. Программа юбилейных торжеств была обширной, празднование началось в феврале и продолжалось до осени 1913 года.

Особое место среди многих мероприятий этого торжества было сооружение в Санкт-Петербурге соборного храма Феодоровской иконы Божией Матери. История создания храма начинается с 1909 года, когда был учрежден Строительный комитет под покровительством великого князя Михаила Александровича, брата Николая II. Его председателем был управляющий делами великого князя генерал Д.Я. Дашков. В работе комитета участвовали также архитекторы Л.Н.Бенуа, С.С.Кричинский, Д.А.Крыжановский.

Строительный комитет по постройке Феодоровского собора (С. С. Кричинский – 3-й справа)

В конкурсе проектов победил проект архитектора Степана Самойловича Кричинского, и в 1910 году он был принят к осуществлению. В сравнении с другими, не менее убедительными проектами (Н.В. Васильева и А. Джорогова), проект С.С.Кричинского, выдержанный в неорусском стиле, при полной противоположности петербургской архитектуре, по питерски уравновешен, компактен, гармоничен. Место было выбрано на пересечении Полтавской и Миргородской улиц, возле Николаевского вокзала.

Проект Феодоровского собора. Архитектор С. С. Кричинский

Соборный храм торжественно, с молебном и водосвятием, был заложен 5 августа 1911 года после проведения нулевого цикла работ и возведения каркаса здания в апреле того же года.

Молебен при закладке Феодоровского собора. 5.08.1911 г.

Предполагалось, что постройка храма займет два года, и к середине 1913 года, то есть к апогею торжеств, посвященных 300-летию династии Романовых, он будет готов. Храм был освящён в присутствии Императора Николая II.

Освящение Феодоровского собора. Крестный ход 15.01.1914

1 января 1918 года Строительный комитет прекратил свою деятельность. В 1920 и 1921 году при храме существовала воскресная школа для детей трёх возрастных групп. В октябре 1926 года настоятелем храма был назначен один из наиболее популярных пастырей в городе архимандрит Лев (Егоров). Приход действовал ещё несколько лет и был закрыт в 1932 году.

Вскоре после выхода постановления храм-памятник был превращен в молокозавод и перестроен, его купола снесли. В течение сорока лет церковь, полностью перепланированная внутри, стояла обезглавленной, с сиротливо торчащими барабанами. Здание постепенно, с течением времени, обрастало уродливыми пристройками. В 1970-е годы планировался визит президента США Р. Никсона, и барабаны поспешно демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.

 

Феодоровский собор в советское время

Строительство Соборной мечети Санкт-Петербурга крупнейшей в европейской части России было начато по инициативе ахуна Г. Баязитова и проводилось на средства эмира Бухарского Сеид-Абдул-Ахат-хана (скончался в 1910 году), татарских предпринимателей и народные средства.

Строительный комитет по постройке Соборной мечети Санкт-Петербурга

Здание возводилось по проекту архитектора Н. В. Васильева при участии инженера С. С. Кричинского и архитектора А. И. фон Гогена. В оформлении надписей из Корана участвовал тюрколог, будущий академик АН СССР А. Н. Самойлович.

Проект Соборной мечети Санкт-Петербурга. Архитектор Н. В. Васильев

Мечеть была официально открыта 22 февраля 1913 года, на второй день Романовских торжеств (первое богослужение совершено накануне, 21 февраля, в присутствии эмира Бухарского Сеид-Алим-хана и хана Хивинского Сеид-Асфендиар-Богадура, бывших в Санкт-Петербурге в связи с торжествами).

Во время торжественного открытия соборной мечети имам Мухаммед-Сафа Баязитов в своей речи сказал, что «по прямой заповеди Корана мы верой и правдой, не за страх, а за совесть, чтим власть и законы того государства, к гражданам которого принадлежим».

Закладка Соборной мечети 10.02.1910 г.

На другой день группа столичных мусульман во главе с Баязитовым присутствовала на приеме для принесения поздравления по случаю 300-летия царствования дома Романовых. В адресе российских мусульман Николаю II, было сказано: «Всевышний три века назад вручил венценосным предкам Вашим судьбы великой России. С тех пор росла и крепла мощь России, а с нею и благоденствие входящих в состав ее народностей – в том числе и многих миллионов верных Вам мусульман.

Преисполненные за великие милости вечною благодарностью Вам, и державным предкам Вашим, мы и потомки наши пребудем в вечной любви и преданности к престолу российскому и дорогому отечеству нашему. И в соборной мечети, вознесутся к Всевышнему мольбы мусульман города Петербурга о ниспослании благоденствия Вашему императорскому величеству и всему Дому Вашему на пользу и славу великой нашей родины».

Моление в соборной мечети Санкт-Петербурга. 1914 г.

Первое богослужение проводилось параллельно с отделочными работами, которые шли ещё 7 лет. Мечеть была невероятно красива. К сожалению, из-за нехватки средств и известных событий 1917 года, внутреннее убранство мечети не соответствует проектному.

Мечеть закрывалась с 1927 по1930 годы и с 1940 по 1956 годы. В 1924-1928 гг. из имущества Мечети были изъяты большой ковер, четыре бронзовых фонаря, три люстры, мебель. В 1930-е, 1950-е, 1970-е гг. неоднократно видоизменялась конструкция крыши, причем нарушена ее геометрия, изменена авторская система водосбора и водосброса, установкой дополнительных, круглых в сечении водосточных труб нарушена тектоника фасадов, в результате ухудшилось техническое состояние гранитной и майоликовой облицовки. В 1940-х гг. деревянные двустворчатые резные двери северного и восточного порталов были заменены на металлические. К 1950-м годам относятся утраты фрагментов майоликого орнамента в нижних частях северного и восточного порталов. В 1956 г. были разобраны части принудительной, низкого давления отопительно-вентилляционной системы.

В июне 1940 г. богослужения были прекращены, здание передано Ленгорздравотделу под склад медицинского оборудования. В 1941 г. архив Мечети поступил в органы госбезопасности по Ленинграду и Ленинградской области.

Соборная мечеть в советское время

Многочисленные обращения верующих ленинградской общины в послевоенные годы, а к началу 1950-х гг. она насчитывала 15.000 человек, ходатайства лидеров международного освободительного движения, Президента Индонезии (доктора Сукарно), премьер-министра Индии (Джавахарлала Неру) возымели действие, и в 1955 г. здание Мечети было передано Религиозному Обществу Мусульман. 18 января 1956 года богослужения в Мечети были возобновлены. Большие труды по возрождению мечети и духовной жизни мусульман Санкт-Петербурга положил муфтий Жафяр Насибуллович Пончаев, потрудившийся на этом месте более 30 лет с 1977года. Вне своих должностных обязанностей как настоятель проводил ежедневные приёмы граждан по индивидуальным вопросам религиозного характера, пытался способствовать решению проблем, связанных с социально-бытовой, духовно-нравственной и культурной адаптацией в современном гражданском обществе.

В начале 1990-х годов так же начался процесс передачи Феодоровского собора епархии, лишь с 2005 года начались восстановительные работы. И вот уже 15 сентября 2013 года патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершён чин великого освящения трёх престолов верхнего храма собора в присутствии председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, министра культуры России Владимира Мединского, председателя попечительского совета собора Бориса Грызлова и прихожан.

Помимо торжеств 1913 года здания Феодоровского собора и мечети объединяет так же и личность архитектора инженера, принявшего непосредственное участие в их возведении Степана Самойловича Кричинского. Выпускник Петербургского института гражданских инженеров. Он происходил из старинного дворянского рода польских татар. С 1922 года и до своей смерти в 1923 году был начальником Архитектурно-строительного управления.

Архитектор Степан Самойлович Кричинский (1874 – 1923)

Принимал участие в возведении крупных сооружений Петербурга, таких как Фёдоровский городок в Царском Селе, Здание Императорского Православного Палестинского Общества, Дом эмира Бухарского, Дворец Е. А. Воронцовой-Дашковой и многое другое. Всего построил 24 здания в различных городах.

Так же необходимо упомянуть и о последних Так Также необходимо упомянуть и о последних настоятелях и служителях.. Архимандрит Лев (Егоров), прославленный в лике священномучеников, который в тяжелейшие послереволюционные годы активно развивал работу с молодежью, проводил молодежные кружки и собрания, был одним из самых активных священников за всю обозримую историю Петербургской епархии, — был арестован и погиб в заключении.

Настоятель Феодоровского собора архимандрит Лев (Егоров) расстрелян 20.09.1937 г.

Сразу же после Февральской революции Мухаммад-Сафа Баязитов был смещен с поста муфтия по обвинению в доносительстве и находился под домашним арестом до второй половины марта. Победившая революция устраивает первую, пока бескровную чистку назначенцев старого режима.

Муфтий ОМДС Мухаммад-Сафа Баязитов, член комиссии по постройке Соборной мечети до 1915 г., имам Петроградской мечети с 1918 г. Расстрелян (ст. 58-10) 26.12.1937 г.

После освобождения Мухаммад-Сафа Баязитов вернулся в родной город и стал имамом в мечети Петрограда. В годы советской власти он перебивался случайными заработками, но не покинул родину. В годы «большого террора» Мухаммад-Сафа в 1937 году был необоснованно репрессирован, в годы «оттепели» реабилитирован посмертно. Он был единственным муфтием, попавшим в жернова машины репрессий. По воспоминаниям родственников, бывший последний муфтий был добрым человеком.

В целях сохранения исторической памяти и молитвенного поминовения, желая сделать более доступными сведения о наших соотечественниках, способствовавших умножению славы и поддержанию чести России, в Князь-Владимирском соборе в 2008 году создан Всероссийский Помянник.

Всероссийский Помянник в Князь-Владимирском соборе

В нём хранится память о 15 миллионах наших сограждан, погибших в годы Великой Отечественной войны, блокады и жертвы репрессий и многие другие. Среди них мы сохраняем память и о мусульманах членах двадцатки соборной мечети: Багманов Мухамедхан, Баймашев Абдулла, имам Камалентдин Басыров, мулла Мухамед Загафаров.

Вспоминая события столетней давности, мы должны помнить, что на всех нас лежит ответственность за будущее страны. Не только за тех, кто имеет власть, — за всех. Потому что никогда больше не должно повториться в нашей истории то, что совершилось сто лет назад, когда после замечательного года, ставшего апогеем национальной жизни, началась война, затем революции, братоубийственная гражданская война, и все было разрушено. Потребовались невероятные усилия, чтобы вывести страну из хаоса и экономического кризиса и дать ей развитие, но мы знаем, какими огромными человеческими жертвами сопровождалось это развитие.

И сегодня, вознося благодарение Богу за то, что было сто лет тому назад, мы, конечно, должны просить Всевышняго и молиться о том, чтобы Он приклонил милость Свою к стране нашей, к народу нашему и дал всем нам разумение и мудрость беречь свою страну и свой народ, с тем чтобы наши взлеты не сопровождались падениями, чтобы страна, общество, народ наш поступательно развивали свои силы — и духовные, и материальные; братское общение народов и тесное сотрудничество традиционных конфессий.

Выступление сопровождалось фото презентацией. Доклад вызвал неподдельный интерес участников конференции.

Так же участниками конференции стали российские региональные муфтии, мусульманские лидеры СНГ, Турции и Финляндии. Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный музей истории религий, Институт восточных рукописей РАН, Санкт-Петербургский Совет мира и согласия, редакция журнала «Личность и культура», Петербургский исторический клуб, культурно-национальные диаспоры в Санкт-Петербурге, многочисленные гости.


К списку новостей
Новости

15.02.2025

Расписание богослужений на 17 — 23 февраля (Пестрая седмица)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 17 — 23 февраля (Пестрая седмица)

прочитать новость

12.02.2025

За богослужениями в храме прп. Макария Египетского молились о директорах, преподавателях и выпускниках Горного университета

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете и встретился со студентами

прочитать новость

8.02.2025

Расписание богослужений на 10 — 16 февраля (Сплошная седмица)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 10 — 16 февраля (Сплошная седмица)

прочитать новость

8.02.2025

Новости религиозной жизни. Обзор СМИ. Январь

Обзор новостей религиозной жизни. Январь

прочитать новость

7.02.2025

Интервью настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина на радио Град Петров

Интервью настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина в программе «Православный паломник» на радио Град Петров

прочитать новость