РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

Служение Богу и людям

В журнале Петровской академии наук и искусств «Медный всадник» № 4(43) опубликована статья настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Архиерейском соборе в 2011 году огласил статистические данные: «Сегодня в Русской Православной Церкви 164 епархии, 217 правящих и викарных епископов, 30675 приходов, 29324 священников, 3850 диаконов. Действуют 805 монастырей, в том числе 398 мужских и 407 женских.»

По принятому и зарегистрированному в государственных органах Уставу: «Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.» (Устав РПЦ пар. 1)

Православие с греч (греч. ортодоксия) – красивое, правильное исповедание веры. Слово «Православие» однокоренное со словами орфография – правильное, красивое письмо, ортопедия — правильное, здоровое хождение.

Критерием православия в христианстве является неизменное хранение учения Господа нашего Иисуса Христа таким, каким оно изложено в Священном Писании, Священном Предании и в древних символах Вселенской Церкви.

Правильно прославлять Творца – Господа – это самое высокое и самое благородное служение: «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2 Кор., II, 14 – 17).

Главный критерий православности выработан в эпоху Вселенских Соборов святыми отцами. При совершении таинства Крещения, за Божественной литургией православные верующие исповедуют 4 основополагающих принципа «Верую во ЕДИНУЮ, СВЯТУЮ, СОБОРНУЮ и АПОСТОЛЬСКУЮ Церковь».

Как сегодня православному человеку руководствоваться этими святооотеческими принципами в своей жизни? Чтобы их выполнять, нужно иметь внутреннюю духовное богословское осмысление своей жизни как служения Богу, а не просто как работы.

В Православии особе внимание уделяется пониманию Библии как Завета Божия. Завет Божий и Закон Божий наполнены разным смыслом. Создавая человека по образу и подобию Своему, Господь тем самым даровал людям возможность непрестанно совершенствоваться. Завет в данном случае и есть тот уровень и те условия, в которых человек выявляет истину о том, что жизнь есть»благо», «добро», «дар» ,- «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1,8, 10,18,21,25…).

Библия есть книга вечного Завета Божиего. Она рассказывает и о действиях Господа в мире и о деятельности человека в этом мире. Как книга Библия была явлена богоизбранному народу как хроника исторических событий, иногда в виде сказаний или притч и пр. Но как Завет Божий она распространяется на всех людей, на весь мир. Библия – книга жизни всего мира. Главная тема Библии: открыть природу Бога и природу человека.

Русское слово «завет» является производным от славянского «заветити», «завещати». Смысл этого выражения означает — оставлять после себя память, знание, сведения. В Толковом Словаре В. Даля слово «завет» означает:

…Все, что завещано, свято наказано, заповедано; зарок, обет, обещание, договор, условие и основанный на нем союз… наказы Господни, на которых основан союз с Ним.

(Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т. I, Д-3, М., 1928, с. 565).

Усвоенное Церковью понятие Завет для обозначения содержания всей Библии имеет весьма глубокое значение. Прежде всего слово Завет не предполагает единственности. Оно содержит понятия двухсторонности, множественности. Как раз это и характерно для библейского мировосприятия: Бог и человек, Слово Божие и слово человеческое. Библия — это и книги, но в то же время это и единая книга. Библия — книга для всех, но она же и книга для каждого. Библия — книга обо всех, но она же и об одном — Господе нашем Иисусе Христе.

Слово Завет является ключом ко всей Библии. Оно точно выражает суть Священного Писания. Если спросить, что составляет главную тему всей Библии, ответить можно кратко З а в е т Б о ж и й. В этом легко убедиться, если обратиться к тексту Священного Писания. Слова «и сказал Бог…,», « и заповедал Господь…» употребляются чаще других:

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 1-2).

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. (Быт. 1, 3)

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (ст. 6)

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. (ст. 9)

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. (ст. 11)

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов. (ст. 14)

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. (ст. 20)

И сказал Бог: да произведет земля душу живую ню роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. (ст. 24)

И сказал Бог: сотворим человека ко образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (ст. 26)

Библию писали почти четыре тысячи лет…

Библия – это Слово. Те, кто был готов воспринять открывающегося Бога через Слово и кто был способен изложить его письменно, удостоились быть соработниками у Господа по написанию священной истории мира (1 Кор., 3, 9). Их именами обозначены библейские книги . Их много. Одни известные, другие неизвестные. Среди них есть цари, крестьяне, философы, рыбаки, поэты, государственные деятели, ученые и т. д.

Святой пророк и Боговидец Моисей — (память по церковному календарю — 4/17 сентября) (1570 г до Р. Х.) – политический и общественный деятель, образованнейший человек своего времени.

Св. пророк Давид…( ок. 1055г. до Р. Х). – царь Израильский и Иудейский.

Неемия (445-433г.г), автор одноименной книги – строитель стен вокруг Иерусалима.

Святые апостолы Петр, Иаков, Иоанн – (память 16/29 января, 29/12, 30/13 июля) – рыбаки.

Святой апостол Павел (29/12 июля) – ученый, великий миссионер, писатель, философ…

Святой пророк Амос (15/28 июня) – пастух…

Святой праведный Иисус Навин (1/14 сентября) – военачальник…

Святой пророк Аввакум (2/15 сентября) (640-610 до Р. Х.) – Священник, проповедник…

Святой пророк Даниил (17/30 декабря) ок. 607 до Р. Х. — главный начальник над вавилонскими мудрецами.

Св. праведный Иов Многострадальный… могущественный восточный властелин…

Св. пророк Иоиль – писатель

Св. пророк Иона… (825-784 до Р. Х.) – проповедник.

Св. пророк Исайя…. (759-698 до Р. Х.) -летописец, был женат, имел двух сыновей…

Святой апостол и евангелист Лука (4/17 января) – врач, историк, художник…

Святой праотец Соломон (в Неделю Праотец) – царь…

Святой апостол и евангелист Матфей (16/29 ноября) – сборщик налогов…

Начало Библии восходит к словам Завета, заповедям и записям, которые св. пророк Моисей делал время от времени (Исход 17, 14; 24, 4; Числа 33, 2; Исход 34, 27; Второзаконие 31, 24). В книге Исход 24, 7 упоминается «Книга Завета» еще до получения скрижалей с 10 заповедями (Исход 31, 18).

Книги Библии писались в разных местах: в пустыне писал святой пророк Моисей, в тюрьме писал святой пророк Иеремия, в царском дворце писал святой пророк Даниил, в тюрьме писал святой апостол Павел, во время путешествия писал святой апостол и евангелист Лука, на острове Патмос, в ссылке, писал святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.

Библия составлялась на трех континентах – в Азии, Африке, Европе; писалась на трех языках: иврит, арамейский, греческий; переведена более чем на 1500 языков.

Воистину Библия – соборный разум Бога и людей.

Библия – книги, но в то же время это и единая книга.

Библия – книга общечеловеческая, всемирная, но она же и книга одного народа.

Библия – книга для всех, но она же – книга для каждого.

Библия – книга обо всех, но она же и об одном – Господе нашем Иисусе Христе.

Библия – самый лучший, и самый совершенный путеводитель в Царство Божие.

Библия – книга жизни. Как жизнь многообразна и многопланова, так и Библия имеет много аспектов и граней. Каждому человеку Господь открывает через Свое Слово Свой завет.

Библия, книга особого Божественного откровения, всегда воспринимается как :

— «священные писания» (2 Тим., 3, 15),

— «пророчества», которые никогда не произносились «по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр., 1, 21)

— «не как слово человеческое, но как слово Божие» (1 Фес., 2, 13)

— «светильник на пути человека» (Пс. 118; 105)

— «светильником, сияющим в темном месте» (2 Петр., 1, 19)

— словом «пребывающим в век» (1 Петр., 1, 25)

— словом, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр.,

4, 12)

-законом, охраняющим человека (Пс. 18, 12)

-условием, необходимым для жизни (Мф., 4,4)

— зеркалом, в котором человек может рассмотреть себя (Иак., 1, 22 – 25)

— учебником, по которому народ учится знанию (Ек., 12, 9 — 10; ср. Лк., 1, 1 – 4)

Библия призывает:

— размышлять над Словом Божиим (Пс. 1,2…

— наставляться им для получения спасения (2 Тим., 3, 16)

— соблюдать его (2 Пар., 34, 21; Лк., 11, 28; Ин., 14, 23)

— пребывать в нем (Ин., 8, 31)

— хранить его (Пс. 118, 67)

— слушать его (Иер., 31, 10; Еф., 1, 13)

— принимать его (1Фес., 2, 13)

— читать его (Мф., 21, 42; 2 Кор., 3, 15)

— вселяться в него (Еф., 3, 17)

— верить в него (Ин., 2, 22)

— исследовать его (Ин., 5, 39);

— прославлять его (Деян., 13, 48);

— сокрывать его в своем сердце (Пс., 118, 11);

— Слово само пребывает в верующих (Ин., 5, 38; 1 Ин, 2, 14)

— распространяется (Ис., 2, 3; 55, 11);

— насаждаетя в верующих (Иак., 1, 21);

Слово нашло выражение во Христе – вечном Слове Божием (Ин., 1, 1), Которое «стало плотию» (Ин., 1, 14).

Библия, как видимый и осязаемый документ, хранится в Церкви.

Только в Церкви Христовой Библия есть Священная Книга Ветхого и Нового Завета. Только в Церкви во все времена Библия наилучшим образом хранила и провозвещала непреложность вечных духовных ценностей. В Церкви Библия – всегда святыня, объединяющая поколения с поколением..

Вне Церкви Библия – литературный памятник, исторический документ, поэзия, все, что угодно, но только не Священная книга. Только в Церкви Библия – живая священная книга для всех.

Поэтому каждому, кто желает обозначить для себя духовные ориентиры, необходимо прислушаться прежде всего к голосу Церкви и к голосу тех, кто руководствуясь церковными установлениями шел или идет по пути духовного совершенствования.

Соборный разум Церкви – лучшая гарантия в поисках решения вопросов духовного плана.

Господь есть Основоположник Вечного Завета, в котором любовь, святость, слава и блаженство всего творения являются основными движущими силами жизни мира и человека.

Земля, человек, вселенная принадлежат друг другу и через Завет Божий составляют единое целое. В Завете Божием человек, как самое совершенное и одухотворенное создание, призван быть живой связью между небом и землей, между Творцом и творением. Начало вечному Завету Божиему было положено при самом сотворении человека.

Человек, единственное земное существо, обладает уникальной способностью — видеть и понимать смысл своей жизни. Помогает ему в этом заложенная при самом творении сила образа и подобия Божия. Человек не может не искать общения с Богом, не только как со своим началом и первообразом, но и как с совершенной жизнью. Каждый раз, когда человек возмущается картинами взаимного пожирания живых существ или при виде чудовищных сцен драки и вражды, в нем зарождается чувство нравственной тошноты, это доказывает, что человек принадлежит к другому миру, другому плану бытия. Вне живого и личного общения с Богом ничто не может успокоить дух человека, «все — суета и томление духа» (Еккл. 1, 14).

«Если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий» (Еккл. III, 13)

«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже»

(Пс. 41, 2)

Создавая человека по образу и подобию Своему, Господь тем самым даровал людям возможность непрестанно совершенствоваться. Завет в данном случае и есть тот уровень и те условия, в которых человек выявляет истину о том, что жизнь есть»благо», «добро», «дар» ,- «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1,8, 10,18,21,25…).

«Бог сотворил человека с тем, чтобы он познавал Бога, любил и, прославлял Его, и через то вечно блаженствовал»

(Пространный христианский катехизис. М. 1909.,С. 24.)

Земля и внешний мир служат человеку в достижении им высшего назначения. Вселенная постоянно располагает человека к тому, чтобы возвышаться своим духом к Богу:

«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира, через рассматривание творений видимы».

(Рим. 1.20)

Завет Божий включает жизнь, как стройную систему, в которой человеку отведено важное место и высокое предназначение. Человек сотворен из элементов физической природы и является органической частью материального мира. Человек, как «образ и подобие Божие», занимает особое место, которое возвышает его над прочим тварным миром (Быт. 1, 26, 28; VIII, 6-9). Человек имеет бессмертную душу, обладает рядом высших качеств, которые роднят его с миром существ бесплотных.

Человек одарен всем необходимым для того, чтобы осознанно совершать свое творческое служение в Завете Божием. Каждому человеку Господь дает дар творчества в той мере, в какой человек может этот дар воспринять, а затем реализовать, воплотить в жизни. Многие осознают в себе наличие этого дара у себя, понимают его смысл и содержание, и, что самое важное, понимают ответственность не только за хранение, но и за его реализацию. Действия человека влияют и имеют значение не только для него самого, не только на все человечество, но и на весь сотворенный мир. Человек призван являть в сотворенном мире любовь Божию и быть рачительным хозяином вверенного ему через Завет Божий материального мира.

«Господь создал человека из земли, и опять возвращает его в нее. Определенное число дней и время дал Он им, и дал им власть над всем, что, на ней. По природе их, облек их силою, и сотворил их по образу Своему. И вложил страх к ним во всякую плоть, чтобы господствовать им над зверями и птицами. Он дал им смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения. Исполнил их проницательностью разума, и показал им добро и зло. Он положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел Его. Он приложил им знание, и дал им в наследство закон жизни. Вечный завет поставил с ними, и показал им суды Свои. Величие славы видели глаза их, и славу голоса Его слышало ухо их. И сказал Он им: «остерегайтесь всякой неправды» и заповедал каждому из них обязанности к ближнему»

(Сирах XVII, 1-12)

В человеке духовный и материальный мир сочетались в полном единстве.

Материальный мир дан человеку как возможность постоянного духовного роста, преображения, духовного созревания для Царства Божия. На этом пути человеку все служит в помощь.

Через осознание себя, как образа и подобия Божия, а также через свою свободу человек приносит Творцу служение от лица всего творения. Обнаруживая в природе славу и святость Божию, стремясь к достижению совершенства в любви Христовой (1 Ин. IV, 16-21), раскрывая в себе образ и подобие Божие, восполняясь богоподобными совершенствами человек сознательно и свободно прославляет Творца и Господа (Пс. 148), и таким образом отвечает на любовь Божию.

Являясь в Завете Божием сознательной и одухотворенной личностью, человек, как венец творения и как благоговейный священнослужитель среди всего сотворенного, объединяет в себе действие восприятия любви и славы Божией и действие приношения их к Богу.

«Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие».

(Пс. 49, 23)

Только человеку свойственно чувство благоговения перед святыней, только человеку доступно понимание святости.

Почему человек сотворен после всех видимых тварей? Потому, объясняет святитель Московский Филарет в своем толковании на книгу Бытия, что «все прочие твари земные сотворены на службу его: и потому он вводится в мир, как владыка – в дом, как священник – в храм, совершенно устроенный и украшенный».

Только человеку дан великий дар — слышать и понимать Завет, завещание Божие. Своими чувствами человек слышит зов Божий и понимает, что у всего сотворенного есть един Бог — Отец, Сын и Святой Дух,- Который наделил созданные Им существа различными дарами. Человеку же Творец дал наилучшие и наивысшие дары: свободу, способность самоопределения и способность духовного самосоздания, то есть способность быть личностью. При этом важное значение имеет духовная сторона человека, точнее его духовность.

В церковном понимании духовность есть жизнеутверждающее действие Духа Святого в человеке: «Святым Духом всякая душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне» (Степенна. гл. 4).

Дух Святой «вездесущий, и весь мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни»… В определении духовности человека есть основа всей жизни. По словам преподобного Серафима Саровского цель жизни человека есть «стяжание», то есть выявление своей жизнью Святого Духа. Нет иного источника духовности кроме веры в Бога, одной из трех ипостасей Которого является Дух Святой. Поэтому святость и духовность по своей сути неразделимы.

На пути своего самоопределения и духовного самосоздания как личности ведущее значение для человека имеет вера в Бога, Который есть Сам абсолютно свободная Личность, бесконечная Святость, всесовершенный Разум и безграничная Любовь.

«Блажен, кто верует: тепло тому на свете».

Воистину блажен! Воистину Тепло!

Блажен, кто миновал предательские сети,

Кого на мир смутить сомненье не могло;

Как не жилось ему — легко иль тяжело,

Блажен, кто в вере тверд и прост, как просты дети…

В. Лихачев

Завет Божий — это те условия, в которых человек совершает свое служение. Задача человека в Завете Божием состоит в том, чтобы через священнодействия вырасти в личность, преображенною любовью Божией.

Человек вводится в мир как в храм. В этом храме ему надлежит быть предстоятелем.

«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета». (2 Кор. III, 6)

Вся творческая активная деятельность человека является выражением его внутреннего чувства или как служения Божия, или как бессмысленной случайности. Вот почему важное значение имеет осмысленное научное познание законов бытия мира. При этом важно заметить, что жизнеутверждающим является та деятельность человека, которая совершается в любви Божией. Священное Писание на этом особенно настаивает:

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто»

(1 Кор. ХIII, 2; ср. Филип. 1, 8,9, 10;

1 Тим. 1,5-7; 1 Кол. 1,7-9;

1 Петр. 1,22; 2 Петр. 1,3-9)

Знание есть следствие любви познающего к познаваемому, ибо любовь проявляется в общении и соединении, а не в противопоставлении себя и своих интересов.

При этом важно заметить, что истинное знание Завета Божиего возвышает человека, возводит его на высокую ступень «венца творения». Всякая же попытка свою волю сделать законом бытия мира повергает человека в бездну хаоса и бессмыслицы. Достоинство человека состоит не в нарушении Завета Божия, а в умении ему подчиняться:

«Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»

(Мф. ХХ, 25-28)

Участие человека в Завете Божием выражается не в том, что он все возлагает только на Бога, а сам остается пассивным и безвольным исполнителем. Это участие требует от каждого человека сочетания беззаветной преданности Богу с величайшей энергией человеческого творчества. Человек призывая быть «соработником у Бога» (1 Кор. III, 9). Этой задаче призваны служить вся человеческая культура, наука, искусство и общественная деятельность. А отказ от борьбы за подлинное духовное и физическое благо мира есть недостойная человека капитуляция и самоисключение из Завета Божия.

«Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего, которые заповедаю тебе сегодня, любить Господа, Бога твоего, ходишь по всем путям Его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: то будешь жить и размножишься, и благослови тебя Господь, Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею. Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им:

то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете, и не пробудете долго на земле, которую Господь Бог дает тебе, для овладения которою ты переходишь Иордан. Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь Бог с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку, Иакову, дать им»

(Втор. ХХХ, 15-20)

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни…»

(Откр. ХХII, 14)

Не все равно, на что истратить сердца жар И жизнь, нам данную от Бога;

Кому отпущено, по воле неба мною, С того и взыщется за этот щедрый дар!

И горе тем избранникам — пророкам, С печатью неба на челе,

Которые, потворствуя порокам, Пройдут соблазном по земле.

Кто призван быть светильником — да светит, А не смущает малых сих.

Великому почет; но он ответит за каждый грех сильней других!

А. Круглов

«Если ты, человек, сам не повредишь себе, не может повредить тебе ни друг, ни враг, на сам Диавол».

(С в. Иоанн Златоуст. Творения. СПб, 1898. Т.IV.Кн.2. С. 862.)

Пребывать в Вечном Завете Божием для человека есть подвиг, который совершается всей его жизнью. Этот подвиг предполагает полное и свободное развитие его как личности, созданной по образу и по подобию Божию. Народная мудрость гласит: «Питай свою душу подвигом и не будешь голодать по наслаждению. Человек — личность, которая не сама по себе, а личность, которая занимает важнейшее место среди сотворенного мира и потому имеет ясные и определенные обязательства. Завет Божий гарантирует полноту жизни при условии соблюдения человеком тех форм, которые наглядно связывают его со своим любящим Отцом и со всем творением, дают чувствовать святость творческой деятельности. Для человека важны и необходимы только те формы жизни, которые подлежат развитию. Жизнь человека, жаждущего истины, испытывающего сомнения, стремящегося всегда к большему познанию, прекраснее его приобретенных знаний и достигнутых свершений. Стремление вперед, на какой бы низкой ступени человек ни стоял, ценнее остановок на самых высших ступенях развития:

«Будите убо совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть»

(Мф. V, 48)

В последовании Божественной Литургии святителя Василия Великого подчеркнута мысль о том, что соблюдение Заповедей Божиих есть признак бессмертия жизни и наслаждения вечных благ.

«…создав бо человека, персть взем от земли и образом Твоим Боже, почет, положил еси его в раи сладости, бессмертие жизни и наслаждение вечных благ в соблюдении Заповедей Твоих обещав ему…»

При совершении таинства Крещения в Православной Церкви особо подчеркивается мысль, что главным для человека в Завете Божием является развитие жизни по заповедям Божиим:

«Даждь ему во всех заповедех Твоих ходити и угодная Тебе сохранити: яко аще сотворит сия человек, жив будет в них. Напиши его в книзе жизни Твоея, соедини его стаду наследия Твоего…»

(Молитва во еже сотворити оглашенаго)

Неизмеримо высокое положение человека в Завете Божием предполагает, что он все больше и больше будет осознавать себя чадом божественной любви, что он служитель Божий, а не наемник. К человеку Господь постоянно взывает: Отзовись! Где ты?

Дело не в том, что человек является как бы равным с Богом или что Бог не может действовать без человека. Господь призывает человека откликнуться на Его любовь, чтобы усилилась свобода человека и ярче заблистали его личные особенности и его личная святость.

Человек призван быть рачительным хранителем творения Божия. Хранение — не владение, не господство в своих собственных целях. Хранение в библейском понимании — это благоговейное служение человека Богу от лица всего творения.

Служение Богу составляет суть жизни человека. Если человек не служит Богу, он служит себе. А служение себе это эгоизм. Эгоизм же человека можно сравнить с тем состоянием, когда он оказывается в маленькой комнате, куда не проникает ни свет, ни воздух. В таком положении человек, вдыхая и выдыхая воздух, сам себя убивает. Зло эгоизма такое же начало духовной смерти, как выдыхаемый углекислый газ для тела. Библия потому и изложена в виде диалога Бога с человеком. Народная мудрость гласит: «Диалог Бога с человеком лишает диавола его добычи». Если диалог ведут христиане, которые собрались во имя Христа (Мф., XVIII, 20), тогда, согласно обетованию Спасителя, Он Сам пребывает среди них.

Таково богословие Церкви о человеке. Каждый человек ведет диалог с Богом на личном уровне и как член церковной общины.

В качестве примера можно обратиться к тому, что из себя представляет Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге как община. Собор существует уже 223 года. Был построен в год празднования 800-летия Крещения Руси, поэтому посвящен Святому равноапостольному Князю Владимиру.

Собор является живым духовным организмом, в котором отражается пульс общественной жизни. С момента основания собора все события истории страны находили свое отражение в жизни приходской общины. Так, в годы Отечественной войны 1812 года, в память о которой ныне в ограде собора создана экспозиция, «Князь-Владимирский собор принес щедрую лепту – 400 рублей – на нужды народного ополчения, а его настоятель от себя пожертвовал еще 200 рублей» (Новая Санкт-Петербургская газета» от 2 октября 1812 года).

В октябре 1943 года представители духовенства впервые в советской истории были удостоены государственной награды — медали «За оборону Ленинграда», В число награжденных во главе с митрополитом Алексием вошли и священнослужители Князь-Владимирского собора: протоиерей Михаил Славнитский; протоиерей Павел Тарасов;, протоиерей Владимир Румянцев; протоиерей Николай Ломакин; протоиерей Филофей Поляков; архимандрит Владимир (Кобец); протоиерей Сергий Румянцев; диакон Иоанн Пискунов .

Православная вера в России основывается на двух богословских положениях: Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание – это Библия, а Предание означает, что вера и духовные ценности передаются из поколения в поколение. Предание включает в себя богослужебные тексты, иконографию, поминальные службы… Важной частью Священного Предания в Церкви является сохранение исторической памяти о событиях и людях, в них участвующих. Продолжая традицию, в 2008 году в Князь-Владимирском соборе был создан Всероссийский Помянник содержащий ныне сведения о 15 млн. наших соотечественниках, погибших в годы войны, блокады, репрессий. В ограде собора создана экспозиция «Неугасимая лампада», представляющая ордена и медали за всю историю России. Справа от входа в храм установлена скульптурная композиция «Вера, Надежда, Любовь» в память о 40 000 священно-, церковнослужителях и мирянах, пострадавших за веру; 87 из них служили в Князь-Владимирском соборе, среди них сщмч. Митрополит Владимир (Богоявленский), сщмч. Митрополит Вениамин (Казанский), сщмч. Митрополит Серафим (Чичагов), сщмч. протоиерей Карп Эльб и расстрелянный в Бутово сщмч. архидиакон Серафим (Вавилов), написавший находящийся в соборе образ св. блгв. князя Алексанндра Невского.

В ограде собора ежегодно устанавливается Рождественский вертеп; созданы Пасхальная скульптурная экспозиция и экспозиция «Просветители», посвященная просветителям Руси – святому Князю Владимиру, св. Княгине Ольге, свв. равноапп. Кириллу и Мефодию.

В соборе установилась традиция особо отмечать дни профессиональных праздников. При этом труд врача, учителя, нотариуса понимается как священный долг служения Богу и людям. Если человек свою деятельность согласовывает с волей Божией – он служит, если он обходится без Бога – он просто работает. В 2012 году по заказу Федеральной нотариальной палаты, для Князь-Владимирского собора была написана икона святых покровителей нотариусов – мчч. Маркиана и Мартирия (память 25 октября/7 ноября).

Уже более 10 лет при соборе существует катехизация (оглашение) – помощь в воцерковлении и подготовка желающих к Таинству крещения. Имеется воскресная школа, молодежная организация «Витязи», детский хор «Горчичное зернышко». Сестры милосердия из числа прихожан собора служат в часовне Святой Живоначальной Троицы при институте гематологии и трансфузиологии, оказывается помощь воспитанникам детских домов.

Священнослужители и прихожане собора несут служения в храме Сщмч. Вениамина Митрополита Петроградского при ИТК-5 в пос Металлострой, часовне свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии , храме прп. Макария Египетского в Горном Университете, храме Святой Живоначальной Троицы при Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, часовне прп. Серафима Вырицкого в Апраксином дворе. Особое значение для прихода имеет участие в устроении храма-часовни Всех Святых в Земле Санкт-Петербургской просиявших на Левашовском кладбище, где покоятся останки около 47 000 наших соотечественников, расстрелянных в годы репрессий.

Князь-Владимирский собор открыт в течение всего дня, выходных нет, и человек всегда может получить то, что ему необходимо, для духовной жизни.


К списку новостей
Новости

8.02.2025

Расписание богослужений на 10 — 16 февраля (Сплошная седмица)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 10 — 16 февраля (Сплошная седмица)

прочитать новость

8.02.2025

Новости религиозной жизни. Обзор СМИ. Январь

Обзор новостей религиозной жизни. Январь

прочитать новость

7.02.2025

Интервью настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина на радио Град Петров

Интервью настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина в программе «Православный паломник» на радио Град Петров

прочитать новость

7.02.2025

Опубликованы материалы, посвященные Святейшему Патриарху Тихону и участником Петроградского процесса 1922 года «О сопротивлении изъятию церковных ценностей»

Материалы, посвященные Святейшему Патриарху Тихону и участником Петроградского процесса 1922 года опубликованы на виртуальной выставке «Святые новомученики и исповедники на Петроградском процессе 1922 года»

прочитать новость

7.02.2025

Святейший Патриарх Тихон в показаниях святых участников Петроградского процесса 1922 года «Об изъятии церковных ценностей». Расшифровка документов

Святейший Патриарх Тихон в показаниях святых участников Петроградского процесса 1922 года «Об изъятии церковных ценностей». (По материалам следственного дела АУФСБ СПб ЛО П-89305)

прочитать новость