РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!
Программа Александра Крупинина «Неделя»
Прямой эфир: 27 января 2013 г.
Александр Крупинин: У нас в гостях настоятель Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга протоиерей Владимир Сорокин. Сегодня значимый день для нашего города – день снятия блокады. Появились ли у Вас, отец Владимир, какие-нибудь новые мысли, идеи за прошедший год по осознанию блокады, ее места в нашей истории?
Протоиерей Владимир Сорокин: Да, день сегодня особенный – и снятие блокады, и день святой равноапостольной княгини Нины, день избрания Святейшего Патриарха Кирилла. Для нас, петербуржцев, ленинградцев – это святой день, потому что окончилась блокада, которая унесла больше миллиона жизней. Сегодня мы, как и ежегодно, служили службу поминальную, специально поминали «всех, в лихую годину блокады почивших». Блокада – это новое, совершенно невиданное трагическое событие по количеству дней и количеству жертв, по количеству невообразимых страданий, которые перенес наш народ в эти страшные дни. Новое – это то, что народ пытается осмыслить причины происшедшего (сейчас открыты многие архивы и многие документы). Несколько лет назад мы издали книгу воспоминаний блокадников под названием «Испытание». Я глубоко убежден в том, что это было не наказание Божие нашему народу, а испытание, в котором мы вышли победителями. Сейчас мы делаем продолжение этой книги: теперь уже делятся своими воспоминаниями те, кто были детьми во время блокады. Получается очень интересная и удивительная книга, она дает материал для размышления, меняет в чем-то представление о молодежи, учит сопереживанию, опыт старших передается молодым, и они вовлекаются в историю.
Вопрос слушателя: В войну в храмах было очень много людей, весь народ в тяжелую годину сплотился вокруг Церкви. Почему сейчас не происходит такого сплочения, ведь время сейчас тоже очень сложное?
ВС: В войну в нашем городе было всего 12 храмов, а в 1937 году была перепись населения, и большинство на вопрос о вере ответили, что они верующие, это было еще верующее население, и вера действительно объединяла людей. Православная вера – это наша главная традиционная ценность, она помогает людям в сложных условиях. Во время войны в храмах с утра до вечера служили панихиды по усопшим, по своим родным и близким, по соседям, и наш собор был полон. И каждый год в этот день (27 января) мы служим панихиду по специальной формуле «помяни, Господи, всех, в годину блокады погибших, их же имена Ты Сам, Господи, знаешь», потому что нет, к сожалению, списков всех погибших в это страшное время. В нашем Князь-Владимирском соборе мы создали специальную электронную базу, куда внесли уже больше миллиона погибших блокадников, и эта база постоянно пополняется.
АК: Вопрос по поводу 31 больницы: общественность нашего города была взбудоражена, потому что в этой больнице расположено детское онкологическое отделение. Решение отдать эту больницу для медицинского обслуживания судей отменили, но сомнения остались.
ВС: Это слабость нашей власти, когда она пытается усидеть на двух стульях одновременно и не способна принимать смелых, четких решений. Я удивляюсь, почему наши дети становятся заложниками то какого-то американского закона, то наших непонятных решений. Почему дети? Это говорит о серьезной болезни нашего общества, раз оно детей берет в заложники. Дети – это святое. Нельзя детьми ни торговать, ни манипулировать, ни спекулировать.
Я не совсем понимаю, почему у судей должна быть отдельная больница, почему они не могут, как обыкновенные граждане, ходить в районную поликлинику? Есть деньги – лечись в платной поликлинике, хоть за границей. Почему, в таком случае, врачи, строители, учителя не имеют собственных клиник? Если же мы не делим общество таким образом, то давайте ко всем подходить одинаково. Бог дал всем одинаковые возможности. А принцип христианина: имеешь – делись. И православным людям нужно быть особенно ответственными за те уроки, которые Бог нам преподает. Нужно быть последовательными в этом: помогать попавшим в беду детям, многодетным, престарелым и сделать так, чтобы православный приход имел материальную базу для воплощения этого служения для всех, нуждающихся в помощи. Конечно, Церковь не должна финансово зависеть от государства, но мы должны иметь права и получать какие-то гранты со стороны государства в осуществлении серьезных программ. А получить грант чрезвычайно сложно.
АК: По поводу визита Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, его встречи с нашим Патриархом, а также Президентом России, по поводу отношений между Русской и Грузинской Православными Церквями?
ВС: Грузинская Церковь – это традиционно наша Церковь – сестра, у нас с нею очень много общего, Святейший Патриарх Илия учился в Московской академии, он любит Россию, одаренный человек. Надо отдать должное и Патриарху Илии и Патриарху Кириллу, что в условиях, когда президенты не общаются, дипломатических отношений нет, идет война – Церкви сохраняют братские отношения и вера православная является основной объединяющей силой. Церковь подает светскому обществу пример мудрости, терпения и разумного умения слышать друг друга.
АК: Еще у нас на этой неделе был праздник студенчества, День святой Татианы. Святейший Патриарх служил литургию в Московском университетском храме, и в проповеди, среди прочего, высказался об отношениях между Церковью и интеллигенцией.
ВС: Меня тоже тревожит этот вопрос, но интеллигенция совершенно разная, всех обобщать нельзя. Со стороны думающих людей, понимающих цели и задачи Православия, есть свой взгляд и свои представления о Церкви. Но пока я не вижу такого творческого взаимообогащающего, продуктивного диалога интеллигенции и Церкви. Нужно не критиканствовать, а найти в собеседнике собеседника, а не врага. Зачастую интеллигенция противостоит власти, а заодно и Церкви. Должно быть смирение и у тех, и у других. С другой стороны, Церковь – это Тело Христово, часть которого в том числе и духовенство, которое тоже нередко опрометчиво и неясно выражает свои мысли. А почему? У нас насильственно, на семьдесят лет прервалась духовная традиция, традиция старчества, духовного наставничества. Представьте, количество храмов и монастырей за последние годы выросло от семи с половиной тысяч до тридцати тысяч. В епархии и вообще по стране практически не осталось старшего поколения. В храмы и монастыри пришли пятнадцать тысяч молодых священников. А духовное делание – это очень сложное дело, духовный опыт, который приобретается всей жизнью. Однако в некоторых областях у нас получается продуктивный диалог с интеллигенцией: иконописание, храмостроительство, архитектура, музыка. Надо во всем искать единства, а не разделения. Все мы – соработники у Бога.
Текст: Н.М. Лукьянова
http://www.grad-petrov.ru/newsindex.phtml?id=1115
19.02.2025
После богослужений в храме прп. Макария Египетского обсудили тему духовно-нравственного, культурного и патриотического воспитанияНастоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете
прочитать новость18.02.2025
ЛИКИ СИНОДИКА. Святые новомученики и исповедники Северо-Западного региона России. ФевральЖизнеописания святых новомучеников и исповедников Северо-Западного региона России. Февраль
прочитать новость18.02.2025
АНОНС: Медицинская гимназия Санкт-Петербурга объявляет набор учащихсяМедицинская гимназия Санкт-Петербурга объявляет набор учащихся в 1-11 и подготовительный классы
прочитать новость15.02.2025
Расписание богослужений на 17 — 23 февраля (Пестрая седмица)Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 17 — 23 февраля (Пестрая седмица)
прочитать новость12.02.2025
За богослужениями в храме прп. Макария Египетского молились о директорах, преподавателях и выпускниках Горного университетаНастоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете и встретился со студентами
прочитать новость