РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!
Протоиерей Владимир СОРОКИН, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, настоятель Князь-Владимирского собора
В советское время повторяли такую фразу: «Попы придумал религию, чтобы обогащаться». Но, действительно, если дорога не идёт к храму, она приведёт вас в никуда. Мы убедились в этом на примере той же советской эпохи. Сегодня тоже наблюдаются опасные ситуации, когда истинную Веру подрывают и затеняют различного рода сектанты, хлынувшие в Россию в доморощенные различного рода псевдорелигиозные идеологи, оккультисты (читай — мошенники) со своими «просветительными лекциями и службами». Заметьте одну характерную дли них деталь: стремление увести наших людей из храмов. На стадионы, в дома культуры, которые сектанты скупают за доллары у наших чиновников, но только не в храм. Что касается погребальных услуг, тоже сейчас прямо в моргах готовы отпеть, халтурят по домам тоже мошенники от религии — но не в храме. Сейчас чаще практикуются заочные отпевания, в храмы привозят не так часто. Но это неправильная форма. Россия, Культура России, наше сознание — всё наше лицо, и было оно связано сотни лет с храмом, с Церковью. Сколько церквей, соборов было на Руси, сколько порушено (слава Богу, сотни и сотни восстановлены!), и все они различны, каждая красива по-особому. Как каждый человек со своим лицом самобытен и красив, так же самобытны украшающие и хранящие Россию храмы: со своей архитектурой, со своим иконами. В православном сознании, в православном учении — Храм — это живой организм, он дышит. И мы в этом убеждаемся наяву. В тех храмах, где службы нет, они угасают. Первое, что мы делаем в возрождающихся храмах — совершаем сразу же первую службу. Священник должен хоть и в голых стенах, но совершить богослужение. Начинается жизнь, Господь посылает и средства, и прихожан.
Для России очень важно понять: если человек не знает дороги к храму, он или звереет, или опускается до звериных инстинктов, или теряет напрочь смысл жизни, теряет самого себя, становится неконтролируемым самим собой. Вот почему у нас такая криминогенная обстановка и всё, что с ней связано — исчезает элементарная порядочность, Культура. Слово «культура» происходит от слова «культ». Не от того культа, что был с трудом пережит нашим народом при Ленине и Сталине и т.п., а культа, означающего богослужение. Человек призван служить, а служить он может только Богу, ибо только Бог является святыней. И если человек крещён, если он посещает храм, причастен к таинствам — за душой у него есть нечто святое, есть то, на что он сам опирается. И есть то, что нас всех роднит, потому что в храме, как сказано в отпевании покойного, богатый и убогий, князь и раб — все одинаково перед Господом предстоят. Символом Православия всегда был корабль, на котором люди плывут по волнам житейского моря. При православном отпевании мы желаем усопшему пристать на корабле Веры, на корабле Церкви в тихому пристанищу. Бытует в народе такое выражение: «Жизнь есть подготовка к смерти». Для меня это звучит ужасно! Да, апостол Павел говорит: «Помни последняя твоя и вовек не согрешишь». Но жизнь есть служение Богу. Господь говорит, а человек своей жизнью отвечает на зов Божий. Потому что Бог есть Любовь, Добро. Человеку Господь дал слышать, чувствовать и отвечать на его Любовь. И вот если Жизнь есть выполнение завета Божия, если она носит священный характер, то она тогда, действительно, имеет высокое, великое значение. И вот для такой Жизни по её окончании необходимо сделать так, чтобы человека, её прожившего, достойно проводили в мир иной. Это имеет принципиальное значение: Пасха, жизнь в свете Воскресения. Почему на Пасху поётся: «Смертию смерть поправ»? Потому что, действительно, Своей жизнью, Своими страданиями, Своим Воскресением Господь преодолел вот эту преграду — между материей и духом, между Богом и человеком.
И вот Воскресение — это как раз тот момент, когда преодолена та преграда, когда человеку был открыт Вечный Свет Воскресения Христова, когда человеку была дана возможность этим Светом жить и питаться, чувствовать, что может служить Богу. Для Православной Церкви, конечно, крест, на котором был распят Иисус Христос, является символом не страданий, а символом спасения, символом Победы Добра над злом. Мы почитаем в своих молитвах и Божию Матерь. Раз было Рождество Христово, должна быть и Божия Матерь, должно быть Её почитание. Если мы признаём Боговоплощение, мы не можем без почтения относиться к родителям. Ещё заповедь Ветхого Завета гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…». Поэтому почитание Божией Матери — есть символ любви к родителям, предкам, есть символ Веры в тех, кто внёс свой духовный вклад, выдержал до нас духовную борьбу, кто в истории оставил великое наследие и великий свой опыт, чтобы мы не тратили понапрасну силы и не искали того, что уже давно найдено. Мы должны опыт наших предшественников хранить, исповедовать и исповедовать именно своей жизнью. Поэтому-то для нас должна быть так важна ПАМЯТЬ!
Священная история идёт не по кругу, а по прямой линии: было начало — будет и конец, будет Суд Божий, на котором каждый должен будет ответить за всё, что он сделал, как он служил Богу, как относился к себе, к своим собратьям, и поэтому страшен последний Суд — он будет справедлив и в одинаковой степени для всех ответственен.
В трагические годы, которые, я считаю, начались уже с 1905 года, когда на Российской земле начался эксперимент, стоивший миллионы жизней, Православная Церковь оставалась верна себе, верна своему служению Господу Богу. Но эксперимент ставили и на самой Церкви…
Наступило уже третье тысячелетие Христианской Веры. Для нас с вами важно осознать то, что с нами произошло, где мы были, что делали, почему наши кладбища, наши усопшие, наши многие и многие предки оказались в забвении? Только одной рабочей группой по восстановлению имён репрессированных, в которой я работал многие годы, восстановлено около 40 000 имён по Петербургу, среди которых 1 800 священнослужителей! Вот такая была государственная система десятки лет в России, которая ни в грош не ставила человеческую жизнь. Я считаю, что наша совесть, совесть каждого россиянина должна оставаться неспокойной до тех пор, пока мы не выявим места захоронения всех невинно уничтоженных. Если мы не начнём молиться за них Богу, то я думаю, что мы не сможем очиститься от прошлых грехов, сотворённых за всю нашу историю. И ещё. Для нас, православных, русских, всегда на Руси было и есть правило: там, где есть захоронение, должен стоять храм или часовня, потому что только в храме Божием можно помолиться о человеке — его здесь крестили, в неё он вошёл как живая клетка, как живая душа перед Богом. По православному учению человек не умирает, а переходит к Богу, если он жил добродетельно, служил Господу. Поэтому мы должны поддерживать, культивировать наши обычаи и обряды, искать возможности облегчить нашим близким дни скорби и печали. За тысячи лет Россия накопила такой огромный опыт и такие сокровища погребального искусства, что ничего нового изобретать не надо.
Жизнь — это священный дар, и к этому священному дару мы должны относиться с большим благоговением, с большой любовью и с большой ответственностью. Там, где есть высокий уровень духовного развития, там прежде всего должна быть ответственность тех, кто живёт, за своё прошлое, своё настоящее и своё будущее. Мы все не избежим смерти. Мы пойдём тем же путём, что и наши предки. Нам всем хочется, чтобы наши родные и близкие, наши дети и внуки отнеслись с достойным уважением к местам нашего упокоения. Так начните с себя, ибо как поступишь ты, поступят с тобой. Это и есть проявление духовного служения, нашей Культуры, нашего лица.
18.03.2025
ЛИКИ СИНОДИКА. Святые новомученики и исповедники. МартЛИКИ СИНОДИКА. Святые новомученики и исповедники Северо-Западного региона России. Март
прочитать новость18.03.2025
Совершена лития по погибшим на космодроме ПлесецкВ Князь-Владимирском соборе совершена лития по погибшим на космодроме Плесецк
прочитать новость15.03.2025
Расписание богослужений на 17 — 23 марта (3-я седмица Великого поста)Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 17 — 23 марта (3-я седмица Великого поста)
прочитать новость13.03.2025
После богослужений в храме прп. Макария Египетского обсуждали предстоящую Божественную литургиюНастоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете
прочитать новость12.03.2025
ЛИКИ СИНОДИКА. МАРТЛИКИ СИНОДИКА. Жизнеописания из Синодика гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-, церковнослужителей, монашествующих и мирян Северо-Запада России
прочитать новость