РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!
В Николо-Богоявленский кафедральный собор я был определен настоятелем 27 июля 1981 года Митрополитом Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) (19.02.1924– 29.05.1986). Произошло это неожиданно. Я был в краткосрочном отпуске у родителей, и вдруг получил телеграмму от Владыки Антония срочно вернуться в Ленинград. Оказывается скоропостижно скончался настоятель Никольского собора протоиерей Иаков Ильич (1931—1981).
Вместе с указом о назначении меня настоятелем Владыка Антоний возложил на мою голову митру и сказал: «Служите, трудитесь, молитесь и будьте ответственны и внимательны. Послушание весьма серьёзное!» Владыка Антоний всегда был краток, точен и говорил всё по делу со смыслом и с подтекстом.
То время характеризуется временем «застоя». На практике в церковных делах это означало: вроде можно что-то делать, но официально нельзя, вроде Русская Православная Церковь есть, но нигде кроме храма её не видно и не слышно, на приходах главным был не настоятель, а назначенный от государства староста, во всём была двойственная ситуация. Я это знал по опыту своего настоятельства в храме святого праведного Иова Многострадального на Волковском кладбище.
В Никольском соборе ситуация была очень сложной. Между почившим настоятелем и старостой отношения были плохие, в результате обстановка непонимания.
Вскоре после моего назначения ко мне обратились прихожане с просьбой вернуть мощи Святителя Феодосия, Епископа Черниговского из верхнего храма в нижний, где они всегда находились. Перенесены были стараниями старосты по распоряжению Уполномоченного Совета по делам религии Г. С. Жаринова, чтобы ограничить доступ верующих. В верхнем храме службы совершаются только по выходным и праздничным дням. Всю неделю мощи недоступны.
Я начал поднимать этот вопрос перед старостой, в это время уже был Кудинкин Юрий Сергеевич. Он мне говорит: ни в коем случае нельзя, это сделано по распоряжению уполномоченного и пр. Я спросил у Владыки Антония, он определённого ответа не даёт и говорит: «Не торопитесь, навлечёте гнев уполномоченного, будет скандал.» Я всю ситуацию оценил. Это было время подписания Хельсинской Декларации о правах человека, где Советский Союз признал право за гражданами свободно исповедовать религию. Учитывая, что меня только что назначили, я полагал, скандала громкого не будет, а выговор не в расчёт. Собрал братию вечером, отслужили молебен и перенесли мощи на своё место.
На следующий день староста говорит: «Вас вызывает уполномоченный». В то время в таких случаях говорили: «Запахло жареным». Это означало – Уполномоченный по делам религии Жаринов Г. С. наводит свои порядки.
Я получил от него выговор, предупреждение за самоуправство, за несогласование.
В городе в то время было всего 12 храмов, в Никольском соборе было очень много прихожан, по праздничным и воскресным дням служилось четыре литургии: две ранних и две поздних, множество туристов, официальных делегаций и пр. Собор в то время был кафедральным, поэтому и нагрузка была огромной.
Помнится перед праздником Победы 9 мая на богослужение в воскресенье приехала большая делегация немцев из Восточной Германии. После литургии, обмениваясь приветствиями, вся делегация, а их было около 20 человек, на солее перед народом вдруг становятся на колени и просят прощения за принесенные во время войны беды и несчастья. Они увидели прихожан пожилого возраста, то есть тех, кто пережил блокаду, тогда блокадники составляли большинство. Наши прихожане, видя это, сами стали на колени, плачут, у немцев тоже на глазах слёзы. Такие моменты не забываются.
Однажды в собор приехала большая делегация советской интеллигенции во главе с Никитой Михалковым. Ходили по храму, охали, ахали, а потом небольшая группа спрашивает можно ли зайти в алтарь посмотреть сень над престолом. Мы зашли, они закрыли дверь и Михалков говорит: «Наконец-то можно перекреститься». Я говорю, креститься можно везде. А он отвечает: «Ну, знаете, увидят…».
Вот таким двойственным положением характеризовалась жизнь того времени. Приходят крестить ребёнка, просят не записывать в книгу регистраций, а то узнают на работе, мы же коммунисты… И вот эта двойственность, она не создавала благоприятной обстановки для того, чтобы иерархия Церкви отстаивала свои позиции более определенно, чтобы можно было использовать количество прихожан как аргумент в диалоге с властью.
Помню Владыка Антоний благословил меня представлять нашу Епархию 30 января 1983 года на торжественном мероприятии по случаю окончания реконструкции баптистами бывшей православной Церкви Святой Живоначальной Троицы в Озерках. Тоже парадокс того времени. Власть в 1962 году православный храм передала баптистской общине, не согласовывая с Православной Церковью. Баптистская община перестроила храм за счет увеличения алтарной части, в результате чего его вместимость и вместимость зала удвоилась до 1100 мест. И вот теперь власть «рекомендовала» Митрополиту Антонию поучаствовать в торжественном мероприятии, чтобы продемонстрировать мировой общественности свою толерантность. Владыка сам не поехал, а направил меня.. Вот так в то время завязывались тугие узлы во взаимоотношениях государства, Православной Церкви, иных исповеданий, которые до сих пор никто не знает, как их развязать. Такова абсурдная ситуация с храмом Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой, где тоже храм был передан баптистам. Здесь и со стороны государства, и со стороны представителей епархии была проявлена недальновидность, неуверенность, в результате чего принимались ошибочные решения.
Я побывал у баптистов на Поклонной горе, увидел большое количество людей, поинтересовался, каким образом им удалось организовать стройку. Они рассказали, что в строительстве принимали участие все члены общины – они у них все сосчитаны. В то время община имела около 3 000 человек. (см. В. Я. Степанов. Рожденные свыше на берегах Ижоры. С-Петербург. 2011. с.280 – 282). После этого я имел разговор с уполномоченным Г. С. Жариновым. Я ему говорю: «Вот баптистам разрешили перестроить православный храм. А у нас в Никольском соборе очень много прихожан, и по праздничным и воскресным дням очень большое скопление народа. Нельзя ли приписать к Никольскому собору Троицкий собор на Измайловском проспекте?» Уполномоченный назвал конкретную цифру членов баптистской общины – несколько тысяч, и сказал, что они не вмещаются в свой молитвенный дом. А вы, говорит, православные, не имеете конкретной цифры и можете свои службы служить в разное время в вашем соборе. Православным было запрещено вести счёт своих прихожан, да и сами прихожане почему-то до сих пор не считают обязательным свою принадлежность к Православной Церкви отстаивать.
Владыка Митрополит Антоний скончался 29 мая 1986 года. 29 июля 1986 года на Ленинградскую кафедру был назначен Митрополит Алексий (Ридигер). Начиналась новая эпоха. Служил Владыка Алексий в соборе не часто, потому что знакомился с епархией и служил в разных храмах. Принимать делегации в соборе приходилось настоятелю.
Когда в руководстве Духовной Академии и Семинарии случился кризис, Владыка Алексий мне сказал: «Возвращайтесь в Академию и приведите дела в должный порядок». В соответствии с Указом от 10 августа 1987 года, я был освобождён от обязанностей настоятеля Николо-Богоявленского Кафедрального собора г. Ленинграда в связи с назначением на должность Ректора Ленинградских Духовных Академии и Семинарии.
Клир Николо-Богоявленского собора 1960-е годы
1-й ряд слева направо:
Протодиакон Симеон Сергеевич Дмитриев; священник Иоанн Тихомиров; протоиерей Вениамин Ставровский; протоиерей Александр Медведский; апротоиерей Николай Ишунин; протоиерей Василий Ермаков; протоиерей Николай Кузьмин; протоиерей Николай Юрченко.
2-й ряд слева направо:
Бухгалтер Евгения Алексеевна; помощник старосты Кирпичев; чтец Александр Николаевич Горбачев; протоиерей Михаил Германов; диакон Петр Колосов; диакон Алексий Довбуш; диакон Борис Глебов; священник Николай Чесноков; Василий Александрович Николаев – водитель; чтец Владимир Константинович Листов.
Клир Николо-Богоявленского морского собора. 1985 г.
Нижний храм.
Сидят в первом ряду слева направо:
Прот. Александр Будников; прот. Стефан Дымша; прот. Николай Кузьмин; прот. Владимир Сорокин (настоятель); прот. Владимир Фоменко; прот. Виктор Московский (ключарь); прот. Николай Шорохов.
Стоят во втором ряду слева направо:
Лукин Иван Андреевич (помощник старосты); диакон Вадим Балакирев; протодиакон Пётр Колосов; протодиакон Андрей Мазур; Ващенко Михаил Иванович (регент хора); диакон Феодор Любый ; Владимир(псаломщик); Петр Устинович – смотритель храма.
3.02.2025
В храме прп. Макария Египетского в Горном университете торжественно отметили престольный праздникНастоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин возглавил Божественную литургию в прп. Макария Египетского в Горном университете
прочитать новость1.02.2025
Расписание богослужений на 3 — 9 февраляРасписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 3 — 9 февраля
прочитать новость1.02.2025
АНОНС. В Князь-Владимирском соборе проводится новый набор на оглашениеВ Князь-Владимирском соборе проводится новый набор на оглашение, первая открытая встреча состоится 5 февраля
прочитать новость29.01.2025
После богослужений в храме прп. Макария обсудили подготовку к предстоящему храмовому днюНастоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете
прочитать новость25.01.2025
Расписание богослужений на 27 января — 2 февраляРасписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 27 января — 2 февраля
прочитать новость