РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

К 100- летию со Дня рождения Архиепископа Михаила (Мудьюгина)

Проф. прот. Владимир Сорокин

Когда владыка Михаил появился в академии, я еще только начинал преподавать, Он пришел как преподаватель латинского языка, его пригласил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. Не знаю, какие виды на него были у митрополита на будущее, но мне хорошо запомнилось появление среди преподавателей о. Михаила. Митрополит разбирался в людях и сразу увидел в нем большой потенциал. В то время владыка Михаил был еще протоиереем, хорошо знаком с богословием, великолепно знал языки. Позднее, в 1966 году, его назначают ректором духовной академии. В этом же 1966 году, по настоянию митрополита Никодима, он принимает монашеский постриг и его рукополагают в сан епископа. В этот период мне довелось быть секретарем Совета академии, вместе составляли журналы Совета.

Владыка Михаил был необычный человек, но прежде надо сказать, что и время было необычное. Сейчас об этом времени больше негативного говорят. А в советские годы о царском времени, отзываться положительно было не модно; если ты что-то хорошее говоришь о царском времени, то ты отсталый человек. Вот и сейчас о том, советском, времени принято говорить больше в негативном ключе. Действительно, время было особенное. Это время торжества безбожия и гонений на Церковь. Но это время мучеников и исповедников. Не простое оно было. Но люди жили, трудились, молились с верой и надеждой в своих сердцах. И мы в то время, в духовной академии, не воспринимали ситуацию такой ужасной, что нельзя вести диалог, что нельзя заниматься богословием и вести духовную жизнь. Владыка Михаил был востребован временем, открыт, свободен. Это увидел в нем Митрополит Никодим, выдвигая ректором академии. Это было необычно.

Владыка Михаил из вдовых священников, у него были дети. Ведь чаще ректор академии назначался из монашествующих. Необходимо сказать, что митрополит Никодим — один из немногих архиереев, которые считали, что с представителями советской власти можно и нужно вести диалог и что их можно переубедить. Прежде всего, в том, что православие — это положительное явление. Митрополит Никодим был настоящий миссионер. Многие люди, которые имели отношение к академии, общаясь с митрополитом Никодимом и епископом Михаилом, убеждались, что люди церкви не темные и не отсталые люди. На чем стояла пропаганда атеизма советского: что верующие — это темные люди, вера — это что-то из области мракобесия…

Даже в медицинских учебных учреждениях тогда преподавали, что вера — это из области болезни, это фантазии; раз Бога нет, а люди верят, значит это аномалия. Была такая установка, что вера в Бога — дело отсталых людей, в чем-то ущербных. Вспоминается, как в паспортном столе, когда я получал паспорт (а я был сельским жителем, но трудился в Церкви, был иподиаконом), мне говорили: <<Ну, куда ты идешь? Вот старухи скоро умрут, и верить будет некому>>. Это же говорил, даже духовенству, уполномоченный по делам религий здесь, в Ленинграде: <<Вот перемрут старухи, и тебе делать будет нечего, скоро с религией будет покончено>>. Действительно, такое настроение было у многих деятелей советского режима, существовали же пятилетки безбожия. Агрессивная атеистическая атмосфера того времени породила пораженческую психологию у многих архиереев и священников, верующих. Когда тебе <<талдычат>> со всех сторон, что ты со своей верой неполноценен, ущербен, поневоле человек привыкает. Митрополит Никодим и владыка Михаил это не воспринимали. Владыка Михаил Мудьюгин был хорошо образован, читал много, хорошо разбирался в литературе, музыке, богословии, всем интересовался, всегда живо дискутировал, с ним можно было спорить. Митрополит Никодим в нем эти качества увидел, и оценил. Владыка Михаил очень быстро нашел себя в собеседованиях и двусторонних диалогах с инославными. Ведь тут убедительно и ясно надо показать красоту Православия. Не противопоставить (вот, мол, мы Православные, а все остальные еретики, что нам с вами говорить?), а сопоставить – это очень важная позиция. Для плодотворного диалога надо обладать знаниями и аргументировано показывать и рассказывать о своей Церкви. Когда мы обличаем человека, мы лишаем его возможности вести диалог дальше. В Неделю Православия читается Евангелие от Матфея, глава 18-я. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Как это обычно понимают: ах, раз не слушаешь, так и будь здоров, я с тобой больше не общаюсь, отвернулся и ушел. А вдумайтесь, Христос пришел спасти мытарей, и грешников, и язычников. Что это значит? А это значит — начинай все с начала! Значит, твои аргументы были не убедительны, значит, ты не смог ясно и убедительно выразить свою позицию, свою веру. Так вот, владыка Михаил, где бы то ни было: и на собеседованиях с иностранными делегациями, и со студентами, и на совете академии, и в любых ситуациях — исходил именно из этого принципа: не загнать человека в угол, не обличить его, чтоб он обиделся на тебя и не захотел бы больше с тобой говорить. Его позиция была такова: подкорректировать, поправить, увидеть что-то положительное, дополнить таким образом, чтобы человек обогатился и общение приобрело форму взаимообогащения.

Это был человек диалога. Чаще всего в спорах, если богословская база слаба, берут эмоциями, криком или иной формой обличения, проще же всего рассориться. Владыка мог на любой дискуссии на память воспроизвести любую цитату из Священного Писания, из посланий апостольских или творений святых отцов. У него была великолепная память и аналитический ум. Это был эрудированный человек. Люди, которых собрал вокруг себя митрополит Никодим, как раз и отличались своей эрудированностью. Мы были убеждены: советский строй можно пытаться корректировать, исправлять. Вспоминается эпизод из жизни академии того времени. Владыка Михаил был ректором академии, а уполномоченным по делам религий в Ленинграде в то время был Григорий Жаринов, убежденный марксист, отрицательно относившийся к духовенству и к церкви, искренне считавший, что с религией, с церковью должно быть покончено. Так вот, в это время владыка настаивал, чтобы все технические работники академии: уборщицы, кладовщики, библиотекари — входили в профсоюз и получали обычные пенсии. Раз система провозглашает равные права человека для всех, то эти права должны быть и для всех верующих. Владыка понимал христианство как активную действующую силу. Возмущению Жаринова не было предела, мол, профсоюзы — это школа коммунизма, а вы тут неизвестно что строите в своей церкви, вы отживающая часть населения, которая заблуждается, а впереди светлое будущее без мракобесия. В это же время владыка Михаил выдвинул Жаринову предложение, и это обсуждалось на совете академии, чтобы семинаристы в подрясниках с хоругвями вышли на первомайскую демонстрацию. Владыка Михаил был убежден, что конституция и права для всех одинаковы; раз провозглашается, что советская конституция лучшая в мире, значит, на первое мая в день солидарности трудящихся за мир во всем мире могут выйти и семинаристы. Это было абсолютно серьезно. Для владыки это было естественное желание — чтобы люди церкви чувствовали себя нормальными в обществе. Он не боялся вступать в дискуссию с властями. Это в то-то время?! Для Жаринова это был вызов. Он был взбешен такой наглостью. Говорил: что это он придумал такое, ваш ректор, он что, с ума сошел? Действительно, такие вопросы тогда могли только на политбюро подниматься, да и то, у кого хватило бы смелости выдвинуть такое предложение? А для владыки это было естественно, он олицетворял в церкви новое поколение. Владыка хотел, чтобы Церковь была видна в обществе, чтобы общество о церкви слышало. Это очень важно было для преподавателей, студентов особенно — ощущать себя не изгоями общества, а полноценными людьми. Владыка Михаил не чувствовал себя в загоне, он умел вдохновлять, он везде чувствовал себя живым воином Христовым, это была его характерная позиция. В быту владыка был свободен и прост, никогда ни на что не претендовал. Не было у него ни своей машины, ни личного водителя. Уже когда он был на покое, за штатом Академия помогала ему и давала машину для чтения лекций. Отношения в академии были дружеские. В качестве ректора он был больше богослов, чем администратор, говорил прекрасные проповеди. Положительная черта владыки — с ним невозможно было  быть в конфликте.

Была во владыке и некая непосредственность. В то время канцелярией академии заведовала Екатерина Даниловна Уварова. Очень пунктуальная женщина, все у нее было на месте, прямо пример педантичности. У нее был журнал, куда она выставляла оценки за сочинения и письменные работы всех учащихся, вела журнал несколько лет. Однажды владыка попросил этот журнал, мол, дайте мне, я его посмотрю. Стали через какое-то время искать этот журнал, выяснилось, что он у владыки, пришли к нему, а он и говорит: — Вы знаете, а я его потерял. Ехал в трамвае, и там, видимо потерял…>> Надо было видеть, Екатерину Даниловну, где стояла, там чуть не упала. Потерял он, видите ли! Это же многолетний труд! Но что с владыки возьмешь? Он стоит, как ребенок… такой вот был владыка. И злиться на него было невозможно. У него была феноменальная память и острый ум, но вместе с тем он мог забыть портфель, шляпу, взять чужой посох… такая вот непосредственность. Но в целом это была харизматичная фигура и созидательная личность для того времени. Вспоминается случай, когда после собеседований с лютеранами в Финляндии был официальный прием у предстоятеля финской Церкви, так владыка пришел туда без посоха, а ушел с посохом, причем, заметил он это только по возвращении в Ленинград, что прихватил чужой посох. Пришлось возвращать «похищенное»… Обычно после приема, как итог дискуссий, надо было составить коммюнике, обработать и оформить документ, это тоже не простая работа, здесь как раз нужны были хорошее знание языков, богословской терминологии. Всем этим обладал владыка Михаил. В центре при университете, где мы жили, все уже уставшие, разбрелись по своим комнатам с предварительным текстом. Вдруг слышим: из зала льется музыка. Пошли смотреть — оказалось, это владыка Михаил устроился за фортепиано. У владыки закрыты глаза, он сидит, музицирует себе и никого вокруг себя не слышит, весь в музыке. Он думал, что в зале его никто не заметит… А документ был завершен уже глубокой ночью. Несомненно, владыка Михаил вписал свое имя в историю Церкви 20-го века. Он не отсиживался в тени, был смел в суждениях, при этом нужно понять это время: сколько было архиереев, которые не написали ни одной статьи, ни одной книги, никого не рукоположили. Он смело вел диалог с властью, с современниками, с инославными. Это был яркий проповедник слова Божия. Он был на своем месте. Я рад, что Господь сподобил меня быть современником и соработником у таких замечательных служителей Церкви как Митрополит Никодим и Владыка Михаил (Мудьюгин).


К списку новостей
Новости

12.02.2025

За богослужениями в храме прп. Макария Египетского молились о директорах, преподавателях и выпускниках Горного университета

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете и встретился со студентами

прочитать новость

8.02.2025

Расписание богослужений на 10 — 16 февраля (Сплошная седмица)

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 10 — 16 февраля (Сплошная седмица)

прочитать новость

8.02.2025

Новости религиозной жизни. Обзор СМИ. Январь

Обзор новостей религиозной жизни. Январь

прочитать новость

7.02.2025

Интервью настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина на радио Град Петров

Интервью настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина в программе «Православный паломник» на радио Град Петров

прочитать новость

7.02.2025

Опубликованы материалы, посвященные Святейшему Патриарху Тихону и участником Петроградского процесса 1922 года «О сопротивлении изъятию церковных ценностей»

Материалы, посвященные Святейшему Патриарху Тихону и участником Петроградского процесса 1922 года опубликованы на виртуальной выставке «Святые новомученики и исповедники на Петроградском процессе 1922 года»

прочитать новость