РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

Выступление прот. Владимира Сорокина на круглом столе

25.10.2011 г.

Я письменного текста не имею, но хочу просто поделиться своим опытом, своей тревогой и озабоченностью о том, в каком положении сегодня мы все находимся. С моей точки зрения, на основании того, что я вижу, слышу, читаю, мы действительно, находимся в очень сложной ситуации. Я почувствовал нашу такую, не сказать бы, слабость, а такую уязвимую всё-таки позицию. Ещё в начале перестройки, когда покойный Святейший Патриарх Алексий II, будучи нашим Ленинградским митрополитом, выдвинул свою кандидатуру в Верховный Совет и попросил меня быть его доверенным лицом по работе с общественностью, тогда по фонду милосердия и здоровья проходила его кандидатура, и я встречался с общественностью Ленинграда. А на заключительное заседание меня позвали в Москву по адресу: переулок Безбожный. Представляете, как история над нами шутит? Там в клубе железнодорожников я должен был защищать и представлять позицию нашего митрополита. 900 человек делегатов было со всего Советского Союза. Через фонд милосердия и здоровья тогда должны были быть избраны 5 человек. Один от врачей, как я помню, от учителей и один от религиозных деятелей. Дали мне слово, я представил программу Владыки Алексия. Тогда ещё в начале перестройки, знаете ли, у всех пиетет, вот Церковь сейчас все проблемы решит, и всё будет хорошо, и все за. После меня дали слово представителю ислама. Представляли тогда Талгата Тоджуддина, он сейчас в Уфе. Представили его программу, все хорошо, все за. А после этого выступает социолог и говорит: «Вот я вам сейчас представлю картину, которую мы имеем на сегодняшний день в результате проведенных нами социологических исследований по всему Союзу, где в каком положении находится та или иная социальная проблема». И она чётко в цифрах показала. Там, где преобладает в Советском Союзе христианская часть – православные, католики, протестанты – наша, здесь, европейская часть — здесь проблемы и со стариками, и с детьми, и алкоголь. Знаем мы всю эту массу проблем, весь букет. А там, где преобладает ислам, она говорит, проблемы есть, и там есть проблемы. Но домов престарелых у них нет. Потому что для них это вообще дикость — отдать старого человека в дом престарелых. Молодёжь они пытаются держать в своих жёстких рамках. И тоже меньше проблем. В общем, дала объективную картину, я, когда слушал ее цифры и сравнения, мой энтузиазм и моя радость быстро исчезали. Председателем общества милосердия и здоровья был тогда академик Фёдоров, Святослав Фёдоров, человек очень открытый, очень непосредственный, говорит: «Вот видите, вот две картины, а избирать надо одного. Давайте голосовать поднятием рук, открыто. Пожалуйста, голосуйте, кто должен быть в Верховном Совете, кто должен представлять религию. Проголосовали. Поднялся человек оглашать результаты, вот здесь я почувствовал, что мы находимся в уязвимой ситуации. И только благодаря маленькому преимуществу голосов, из 900, не знаю, там, на 10 или на 15 голосов больше за митрополита Алексия проголосовали. Вот тогда я уже почувствовал, что соревнование не на словах, не в каких-то лозунгах, не каких-то программ, а жизнь расставляет нас теперь и ставит нас в такие соревновательные, что ли, условия, где мы в соответствии со словами Иисуса Христа «по плодам их узнаете их», будем оцениваться и взвешиваться на весах Божественной справедливости. Я думаю, если бы сейчас это состоялось, я уверен, мы бы проиграли. Потому что ислам, старообрядцы, протестанты, католики, я со многими знаком, имеют очень четкую и ясную позицию, чётко выраженные тезисы, программы, заявляют, заботятся о своих последователях. Я понимаю, что их меньше, им легче, они контролируют и руководят своими общинами. Мы за счёт того, что нас много, мы всё знаем, и как-то у нас присутствует чувство гордости за себя. Может быть, это является причиной того, что мы иногда не придаём значения тому, в какой ситуации мы находимся. А стоит задуматься… Я служу в Санкт-Петербурге в Князь-Владимирском соборе настоятелем, являюсь благочинным Центрального округа, есть у нас храм Новомучеников и Исповедников Российских, я строил и открывал его, там сейчас совершаются службы. Раз в месяц мы совершаем службу для тех, кто прошёл сначала медицинское лечение у отца Григория, а потом уже дает зарок. Когда ко мне обратились чуриковцы, а чуриковцы – это братство трезвенников Ивана Чурикова, еще до революции было такое: «Можно ли у вас в храме нам собираться?» А их еще в народе считают сектантами, была проблема с ними еще до революции. Я говорю – пожалуйста, приходите. Они собираются. Отец Григорий тоже своих присылает, они приходят, молятся. Есть у нас отец Александр Гаврилов, который программу «12 шагов» проводит. Я в этом не вижу ничего страшного. Хотя мне говорят: «Ну, что вы всех подряд собираете, и всем разрешаете в православном храме собираться…», я попытался объединить тех, кто в Петербурге занимается трезвенной темой, обратился только к православным, я их попросил – давайте выработаем общий взгляд, издадим какую-нибудь общую такую брошюру. А не тут-то было. Каждый сам по себе. И на другого смотрит, как на конкурента, а не как на сотрудника, не как на соучастника, а как на конкурента. И говорит: нет, я вот такой, а этот такой, вот там зарок, а это кодирование. И дискредитируют прямо в открытую. Я почувствовал, что здесь у нас нет не только чувства солидарности, но еще какое-то слабое чувство ответственности за то, что мы должны всё-таки выступать от лица Православной Церкви единым таким фронтом, чтобы нас слышали. Я сам-то из старообрядческой среды, мне поэтому близка и понятна их позиция. Нам действительно, как уже сказал батюшка, не хватает иногда ссылки на голос нашей Церкви, такого консолидированного, как сейчас принято говорить. Я ничего не вижу плохого, если бы в документе, который готовится, а кстати, меня сюда позвали на обсуждение доктрины, или как она называется, концепции, хотя я её в глаза не видел. Я хотел бы, чтобы там, всё-таки, нашлось место сказать, (только надо подобрать правильное выражение, я понимаю, нельзя людей шокировать), что мы всё-таки солидарны с исламом, со старообрядцами, с теми, у кого в программе записаны вот эти трезвеннические пункты. Я уже говорил, на меня произвело впечатление, когда в газете «Метро», а газета «Метро» выпускается у нас чуть ли не миллионным тиражом, весьма популярная — призыв президента Чечни запретить продажу спиртного. Он не стесняется призывать, не оглядывается, не боится. Я хочу сказать, что нам нужно каким-то образом, не знаю, то ли чаще собирать людей, то ли призывать к ответственности, то ли найти те формы, которые помогут нам почувствовать себя в едином таком духовном поле, и главное, в единой ответственности перед людьми. Для этого, мне кажется, нужно выработать сейчас какие-то общие критерии оценки всех трезвеннических клубов, движений, обществ. Надо критерий какой-то, должен быть у православных людей четкий и ясный критерий, как оценивать то или иное общество. Вот оно назвало себя трезвенническим. Верно? А соответствует ли оно принятым критериям или нет. Я знаю, здесь есть такой батюшка у вас, Берестов. У него свои какие-то, мне кажется, критерии. У других свои. И каждый по-своему лечит… И когда они все, сегодня же все они имеют доступ к средствам массовой информации, каждый себя представляет оригинальным, уникальным, и только он может исцелять, а остальные неспособны. Не знаю, я хотел бы на этом закончить, учитывая лимит времени. Каким-то образом нужно найти формы выражения пастырской озабоченности, и главное, подбодрить тех, кто уже этим занимается. Я очень рад, что сегодня услышал о таких интересных и важных начинаниях в екатеринбургской епархии, это великолепный пример. Это действительно очень интересно всё. Мы же исчезаем как народ. Я езжу в общественном транспорте, в электричке утром еду в собор, а вечером возвращаюсь, здесь много раз говорилось, все молодые люди или с пивными банками, или с бутылками, курят при этом. Я с ужасом думаю, что же они на свет произведут? Какая же наша перспектива? Мне кажется, если голос нашей Церкви прозвучит очень чётко, ясно, с определенной позицией, и мы будем не бояться вступать в диалог и сотрудничать и с мусульманами, и с католиками, и с баптистами, и со всеми, кто хочет побороть пьянство – это все будет во благо. Спасибо за внимание.

Часть 2

Мы, православные люди, хотим быть как все, и у нас, действительно, сейчас комиссий много, и занимаются всеми вопросами. Мы как все. Порой создаётся впечатление, что мы даже хотим подменить некоторые государственные социальные структуры церковными. В этом я вижу проблему. На прошлой неделе еду в метро, и в газете «Метро» читаю: «Рамзан Кадыров призвал запретить продажу спиртного по всей России». В Чечне спиртное не продают везде. Он уже у себя навёл порядок в своей республике. А так бы хотелось увидеть: «Православная Церковь призвала запретить продажу спиртного». Нет, этого нет, этого не прочитаешь у нас. Мы же как все. В советское время, я помню, с уполномоченным мне приходилось спорить, отстаивать свои позиции. Я тогда был инспектором Духовной Академии и Семинарии. Вот, бывало, я говорю: «Посмотрите, всё-таки Церковь-то учит добру. Человек, всё-таки у нас попадает в ситуации, где он может перерождаться». А он говорит: «Ничего подобного, вы не можете, так сказать, на этом настаивать. Когда на каком-нибудь заводе выявляют верующего баптиста и начинают его переубеждать и пытаться через бригадира воздействовать на него, бригадир отвечает: «Не могу его притеснять, у меня план весь сгорит, потому что он у меня единственный человек, которому – сказали, дали задание, он сделает, правильно и в срок». И всё. А вы вот, православные, всегда на троих соображаете». Это атеист говорил. Убеждённый коммунист. Жаринов Григорий Семенович 25 лет был уполномоченным, такой убежденный дядя. Баптисты сумели себе создать ореол, что они, действительно, трезвенники. Вы знаете эту пословицу, когда собираются рабочие, и говорят: «Сообразим на троих». Один из них говорит «А я не пью». Ему сразу: «Да ты баптист!». А не говорят: «Да ты православный». Но скажут: « На Руси веселье – есть питие». Все это знают. До сих пор не слышно голоса Русской Православной Церкви, нашего православного голоса. Верующий человек уникален тем, что он ведёт себя достойным образом, знает смысл жизни, цену жизни, воздерживается и строит свою жизнь таким образом, чтобы она красиво была выстроена вот по этим признакам здорового образа жизни. К сожалению, я даже знаю случаи, когда директору пивзавода каждый год давали церковные награды. У него все награды церковные есть, все ордена и медали, потому что он оплачивает поездки на Афон и в Святую Землю. Получают награды директора спиртзаводов. Когда дают церковную награду директору спиртзавода – вообще думают, как это отзовется на здоровье прихожан? Говорят, он строит храм. Вот это те моменты, которые создают нам репутацию людей безответственных по отношению к своей пастве, безразличных к авторитету Церкви. Смотрите, мы как все. Мы забыли слова Иисуса Христа «Не бойся, малое стадо». Особенно я переживаю за образование. Теперь у нас в образовании – мы как все. Теперь в духовную школу пришли преподаватели, которые не кандидаты богословия, в литургической жизни Церкви не участвуют… Они профессора, филологи, историки. Всё прекрасно. Но они теперь диктуют условия в духовном образовании. Мы как все. Вот это желание быть как все, мне кажется, весьма опасно. Мы теряем свою уникальность. А что потом спрашивать с наших детей, с наших прихожан, с самих себя? Посмотрите, какой процент духовенства у нас алкоголики. Хотел бы я знать этот процент. Спасибо.


К списку новостей
Новости

5.10.2024

Расписание богослужений на 7 — 13 октября

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 7 — 13 октября

прочитать новость

5.10.2024

Обзор новостей религиозной жизни. Сентябрь

Новости религиозной жизни. Обзор СМИ. Сентябрь

прочитать новость

2.10.2024

Вознесена молитва о директорах, преподавателях и выпускниках Горного университета

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете

прочитать новость

28.09.2024

Расписание богослужений на 30 сентября — 6 октября

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 30 сентября — 6 октября

прочитать новость

24.09.2024

После богослужений в храме прп. Макария Египетского обсудили сборник кроссвордов

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете

прочитать новость