РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

Русский Дом: Свет разума

7 января — Рождество Христово. Всякий, кто приобщается радости этого праздника, зановоузнаёт чудо Рождества Христова, изумление волхвов и пастухов, всё то, что они пережили. «И, восшедши в дом, волхвы увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, падши, поклонились Ему и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2,11).

Кто же эти волхвы? Это мы. Как и они, мы пришли издалека. Как и они, мы считали себя очень знающими, но на деле наше знание было совершенно пустое. Можно иметь много дипломов в разных областях человеческих знаний, но рядом с величайшей мудростью, которая обретается верою, все наши знания, как бы ни были они велики, — ничто. Потому что величайшее знание — вера — совершенно иного порядка.

А кто такие пастухи? Это опять же мы. Потому что мы — нищие пред Богом, духовно нищие. Однако как волхвы и пастухи, ожидаем Того, Кто должен прийти. Он всё в человеческой жизни приведёт к совершенству, исполнит самые глубокие чаяния наших сердец, даст ответ на все наши вопрошания. Мы все ожидаем Мессию Христа. И вот знамение, указующее, где мы можем встретить Его — звезда, горящая тихим светом в наших сердцах. Ради нас она остановилась над нашим храмом сейчас, когда мы совершаем богослужение.

Как волхвы, мы исполнены радости и говорим: это знамение великого Царя, идём искать Его! У нас нет никакого иного путеводителя, никакого иного света, кроме того, который сияет в нас. И мы будем идти, не обращая внимания на всех иродов — сегодняшних и вчерашних, — ищущих умертвить Бога. Нам надо поклониться Тому, Кого Церковь называет Царём царей. Мы исполнены решимости принести Ему золото нашей любви, ладан наших молитв и смирну наших ежедневных скорбей.

Пусть ведёт нас эта звезда, знамение надежды, вслед за волхвами. Надежда не ошибается, потому что она уповает на Бога. Она — путь нашей жизни.

Да будет дано нам ещё раз узнать этого Младенца, Который несёт свет мiру вместе с Пречистой Его Матерью. Да дарует нам Господь хотя бы на несколько мгновений обрести тот чистый взгляд, которому когда-то впервые открылась тайна Вифлеемских яслей. Чтобы глазами этого Младенца мы могли увидеть глубины нашего спасения, нашей жизни и смерти. Его жизни и Его смерти.

Да воссияет и нам, грешным, свет Его присносущный, чтобы мы научились благодатно отличать истину от всех сатанинских лжеучений. Мы можем обрести её только в непосредственном видении Христа — в противоположность тому, чему учили докеты — еретики, утверждавшие, что Слово Божие стало только по видимости человеческой плотью. Бог являет Себя — Он может быть видим нашими телесными глазами. И к Нему можно прикоснуться руками. Бог не просто действует в мiре. Он вошёл в плоть истории. Он не просто Тот, Кто осуществляет Промысл, Кто — над историей: Он — в ней. Он принял в ней Свою человеческую судьбу.

И Воплощение не есть изменение Божества, но Его видимое раскрытие. Человечество Христа — явление Бога. Бог сокрытый показывает Себя богоявленно во Христе Иисусе. Это не тот, кого Бог усыновил и назвал Сыном Божиим, как думал Арий — другой еретик. Христос — не кажущийся человек, и Воплощение не есть одежда, которую Христос снимет с Себя, взойдя на Небо, как мы снимаем с себя верхнюю одежду, приходя домой. Нет, Воплощение — то, чем становится Бог. И это не есть смешение Божественного и человеческого в одном естестве, как думали монофизиты, тоже еретики. Два естества — неслитно и нераздельно в единой личности Слова. Это непостижимое состояние Бога, в котором Он остаётся Самим Собой. Как может такое быть? Это неисследимая тайна, которой мы — волхвы и пастухи — не можем не поклониться.

То, что Бог явился во плоти, — существенно для встречи Бога и человека. В Его Теле совершается дело искупления. В Нём и через Него — сияет свет Божественной красоты. Отныне Бог не существует без человека, ибо Он сделал Своим человеческое существование. И «Я» Христа становится местом откровения Пресвятой Троицы. «Так возлюбил Бог мiр, что дал Сына Своего Единородного». Бог приносит Себя в дар. Более того, Он восприемлет человека в Самом Себе. В праздник Рождества — принятие в Боге человечества. Выражаясь по-человечески, Бог возрастает в этом даре. Как если бы Он стал ещё более Богом благодаря этому дару, оттого что Его любовь является нам в полноте. Чудо Рождества — в том, что через человечество проходит Божественный свет. И Церковь молит сегодня Господа о даре света, потому что истина входит в нашу жизнь только вместе с этим светом разума.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ

http://www.russdom.ru/node/2503


К списку новостей
Новости

20.07.2024

Расписание богослужений на 22 — 28 июля

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 22 — 28 июля

прочитать новость

15.07.2024

Расписание богослужений на 15 — 21 июля

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 15 — 21 июля

прочитать новость

12.07.2024

Представителям Администрации Петроградского района вручены епархиальные награды

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин вручил епархиальные награды представителям Администрации Петроградского района

прочитать новость

12.07.2024

Опубликованы новые расшифровки протоколов допросов участников Петроградского процесса 1922 года

Расшифровки протоколов допросов профессора И.А. Карабинова, протоиерея Сергия Бычкова и протоиерея Александра Петровского опубликованы на виртуальной выставке «Святые новомученики и исповедники на Петроградском процессе 1922 года»

прочитать новость

10.07.2024

Ветераны сцены посетили Левашовское мемориальное кладбище

Сообщение руководителя центра «Возвращенные имена» при РНБ А.Я. Разумова о посещении ветеранами сцены Левашовского мемориального кладбища

прочитать новость