РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

В главномединство,
во второстепенномтерпение,
во всемлюбовь.

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!

Русская линия: О времени и звездах

Приношение празднику Рождества Христова …

Да взойдет звезда Вифлеема,

И да узрим ее лучи!

Мы застынем блаженно-немы,

Будем слушать ее в ночи.

Люди любят рождественские сказки, рождественские и новогодние открытки — теплые, как домашние тапочки, настолько умилительные и нарочито наивные, что тем самым лукаво слагают с себя ответственность перед теми, кто поверит им. Они уводят человека от холода зимних просторов, опускают его взгляд от созерцания звездных огней к огню камина и елочным огонькам. Современный «цивилизованный» мир забыл холод той ночи, не смотрит в духовное небо, чтобы найти путеводную звезду, а опьянен огнями супермаркетов и лихорадкой покупок. К какому празднику? К условному началу очередного временного цикла, который все больше приобретает черты неоязыческого празднества.

Фреска "Рождество Христово"Но 2010 лет назад Вифлеемская звезда зажглась в морозном небе и позвала волхвов в далекий путь. Небеса открылись над пастухами, проводившими ночь у стада, там явилось им воинство небесное и там услышали они ангельские хоры. Рождеством Христовым началось Новое время, дарованное нам для спасения, время, разомкнутое в вечность.

Время жизни, погруженной в суету — как коварная лента. Кажется, что мы движемся вдоль нее, но с течением жизни чувствуем, что она не развертывается вдаль, не открывает нам просторы, а удавом сжимает вокруг нас свои кольца, все больше и больше отнимая у нас свободу двигаться и принимать решения. «У времени в плену». Оно, это время, отказавшееся от своей матери — вечности, стало пожирать само себя, его не хватает ни на что.

Только одна сила может разжать эти удушающие кольца и выпустить нас на свободу — в вечность. Эта сила — Церковь. Как звездное небо стоит над вами неподвижно, с какой бы скоростью вы ни двигались по земле, — так неподвижно стоит над нами духовное небо священной истории, своими путеводными звездами не давая нам сбиться с пути. Прекрасны звезды, отражающиеся в наших глазах, но еще более прекрасны Божественные звезды-события, которые однажды сошли на землю, а теперь ведут нас в Отчий дом. И пастухи, проводящие ночь под открытым небом, и волхвы, ведомые звездой — это ведь наши прообразы. Это и давно жившие люди, но это и мы. Они зовут нас из нашего мертвенного пластикового лабиринта на простор, под духовный небосвод. И идем, собираем посильные дары Младенцу — наши души и наши дела, мы идем за звездой в город хлеба к святым яслям, в которых нас ожидает хлеб жизни, сшедший с небес. Спаситель наш родился в ночи, но: «Сей Младенец есть Тот, Рождество Которого открыло миру свет боговедения яснее звезд и солнца, и пелены Его шире облаков, ясли Его пространнее небес, ибо в них лежал невместимый Христос Бог». [1].

Так же, как в гостинице не нашлось места Святому семейству, так же не находится места ничему святому в сутолоке мира. И так же, как воины Ирода ищут убить Младенца Христа в Вифлееме, так наши грехи стремятся уничтожить в нас подобие Божие.

В малом — великое, в точке — вечность. Все уводит от коварной линейности, помогая поднять взгляд от плоскости земли к вечной красоте Божьего домостроительства.

«Господи, что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его?» (Пс. 8: 5). В событии Рождества Христова нам явлено это посещение, это усыновление роду человеческому и усыновление рода человеческого:

«По младенчеству Он подчинен условиям времени, а премудростью Он предвечен. Рождается нам и Младенец, и ветхий денми. Дитя и (вместе) Отец, как о том говорит ныне в Рождество Его Исайя пророк: Отец будущаго века… рождаясь Сам, Он в то же время и нас возрождает от смерти к жизни и не иначе, как евангельский отец блудного сына, бывшего ранее мертвым и потом ожившего». [1].

В этом чуде отражения вечности во времени, отражения макрокосма в микрокосме является нам необъятность Божией любви. «Окружаху, яко престол херувимский ангелы ясли: вертеп бо небо зряху, лежащу в нем велице» [2].«Слава Тебе, яко о Тебе небесная земным срадуются. Слава Тебе, яко Тобою земная небесным совокупляются». [3]

И выходим мы из тепла храмов в сияющую звездную ночь и идем крестным ходом, как волхвы за звездою. Душа христианина, принимающая в себя Христа — как осколок зеркальца, принявший на себя Его образ, как звездочка, сияющая небесам навстречу. Мы смотрим на небо, и небо смотрит на нас.

Примечания:

[1] — «Слово на Рождество Христово» свт.Иоанна Златоуста

[2] — Служба предпразднества Рождества Христова

[3] — Акафист Рождеству Христову

http://www.rusk.ru/analitika/2010/01/06/o_vremeni_i_zvezdah/


К списку новостей
Новости

20.07.2024

Расписание богослужений на 22 — 28 июля

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 22 — 28 июля

прочитать новость

15.07.2024

Расписание богослужений на 15 — 21 июля

Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 15 — 21 июля

прочитать новость

12.07.2024

Представителям Администрации Петроградского района вручены епархиальные награды

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин вручил епархиальные награды представителям Администрации Петроградского района

прочитать новость

12.07.2024

Опубликованы новые расшифровки протоколов допросов участников Петроградского процесса 1922 года

Расшифровки протоколов допросов профессора И.А. Карабинова, протоиерея Сергия Бычкова и протоиерея Александра Петровского опубликованы на виртуальной выставке «Святые новомученики и исповедники на Петроградском процессе 1922 года»

прочитать новость

10.07.2024

Ветераны сцены посетили Левашовское мемориальное кладбище

Сообщение руководителя центра «Возвращенные имена» при РНБ А.Я. Разумова о посещении ветеранами сцены Левашовского мемориального кладбища

прочитать новость